Анализ методической работы за 2014-2015 уч год



страница1/3
Дата20.04.2016
Размер0,6 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3
Анализ методической работы за 2014-2015 уч.год

Методическая тема школы : «Диагностика сформированности ключевых предметных и метапредметных компетенций у учащихся при переходе на ФГОС»



Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогической поддержке в соответствии с его профессиональными потребностями с целью достижения поставленных перед школой задач.

Цель работы над методической темой :

Совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса формирования УУД.

В целом, перед методической службой  школы  были поставлены

задачи:


  • Создание оптимальных условий (правовых и организационных) для повышения образовательного уровня педагогических работников по квалификации с учётом современных требований (нормативно-правовой базы).

  • Совершенствование учебно-методического и информационно-технического обеспечения УВП педагогов с учётом современных тенденций развития образования.

  • Совершенствование управленческой компетенции руководителей образовательного учреждения,

  • Повышение мотивации педагогов в росте профессионального мастерства, на получение современных знаний.

  • Создание модели условий мотивации профессионального развития педагогических кадров.

  • Разработка нормативной модели деятельности и содержания обучения педагога школы.

  • Вооружение новыми профессиональными знаниями, компетенциями, необходимыми для реализации ФГОС нового поколения; новыми педагогическими технологиями.

  • Организация эффективного функционирования системы повышения квалификации учителей школы.

  • Создание системы профконсультирования, помогающей начинающим педагогам на всех этапах их профессиональной карьеры.

  • Создание системы стимулирования деятельности работников школы.

  • Развитие коллектива единомышленников.

Приоритетные направления методической работы

МБОУ СОШ № 75 в 2014-2015 учебном году.

Организационное обеспечение:

1) обеспечение овладения педагогами школы информационными

технологиями и внедрения их в УВП;

2) реализация основной образовательной программы НОО

3) разработка образовательной программы школы ООО.

4) повышение и совершенствование педагогического мастерства через

максимальное использование возможности урока как основной формы

организации образовательного процесса, через проведение единых

методических дней, предметных недель, взаимопосещение уроков,

активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских;

5) организация деятельности профессиональных объединений педагогов;

6) обеспечение эффективного функционирования научного общества

учащихся;

7) совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения

передового педагогического опыта учителей школы.

8) создание условий для участия педагогов в конкурсах разного уровня



Технологическое обеспечение:

1) обеспечение обоснованности и эффективности планирования процесса

обучения детей;

2) внедрение в практику педагогических технологий компетентностного подхода , ориентированных на совершенствование уровня преподавания

предметов, на развитие личности ребенка;

3) совершенствование кабинетной системы;

4) укрепление материально-технической базы методической службы

школы.


Информационное обеспечение:

1) обеспечение методическими и практическими материалами

методической составляющей образовательного процесса через

использование Интернет, электронных баз данных и т.д.;

2) создание банка методических идей и наработок учителей школы;

3) разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по

приоритетным направлениям школы.

4) разработка инструментария для диагностики ключевых компетенций у учащихся

5) психолого-педагогическое сопровождение образовательной

программы школы;

6) совершенствование у учащихся предметных, метапредметных и личностных компетенций;

7) разработка критериев и показателей эффективности внедрения

технологий компетентно- деятельностного подхода в образовательный

процесс;

8) диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса

к обучению, результативности использования новейших технологий



Объекты анализа

  • содержание основных направлений деятельности;

  • работа над методической темой школы;

  • работа методического совета;

  • работа методических объединений;

  • повышение профессионального уровня педагогических кадров;

  • обобщение опыта;

  • научно-исследовательская, инновационная работа педагогов;

  • участие учителей в работе педсоветов, научно-практических конференций, семинаров, смотров, конкурсов, предметных декад, городских и областных мероприятиях;

Организатором и координатором методической работы на уровне школы выступает методическая служба – совокупность различных структур и видов деятельности, реализующих функции методической поддержки участников образовательного процесса в целях обеспечения качества образования.

Работа методической службы в 2014- 2015 учебном году была ориентирована на реализацию стратегических направлений развития школы, задач, определённых в качестве приоритетных в результате анализа предыдущего учебного года.

Для учителей школы стали традиционными отработанные формы методической работы, которые позволяют решать проблемы и задачи, стоящие перед школой



  • педагогический совет, методический совет;

  • творческий отчет;

  • доклады, выступления;

  • портфолио;

  • педагогические чтения;

  • мастер - классы;

  • педагогические мастерские;

  • проблемные мастерские;

  • семинары;

  • обсуждение проблем;

  • самообразование, самоотчеты;

  • наставничество;

  • предметные МО;

  • микроисследования;

  • анкетирование;

  • методический марафон;

  • фестиваль наук;

  • защита творческих проектов;

  • методические консультации

  • оперативки;

  • административные  совещания.

Это традиционные, но надежные формы организации методической работы.  С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и  учебного плана школы, обновление содержания образования через  использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие).

Поставленные задачи выполнены в полном объеме, чему способствовали:


— спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса;
— анализ выполнения принятых управленческих решений, обеспечивающих качество результативности обученности учащихся;
— выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности.
Анализ методической работы по направлениям деятельности.
1.Работа над методической темой:

В 2014-2015 уч.году педагогический коллектив работал над единой методической темой: «Диагностика сформированности ключевых предметных и метапредметных компетенций у учащихся при переходе на ФГОС»

Работа над общешкольной методической темой проводилась по традиционно-сложившемуся алгоритму:

1.Анализ состояния образовательного и воспитательного процессов на данном этапе

2. Планирование основных направлений деятельности структурных подразделений методической службы

3. Формирование банка накопленного опыта по проблеме

4.Проведение тематического педагогического совета по заявленной проблеме

5. Заключительное общешкольное мероприятие

6.Перспективные линии дальнейшего развития.

Актуальнейшим вопросом на данный момент является вопрос подготовки введения ФГОС основного общего образования . Темы самообразования педагоги выбрали в соответствии с общешкольной темой. Педагоги продолжили работу над диагностикой личностных и метапредметных УУД. Если в 2013-2014 уч.году педагоги ООО больше внимания уделяли теоретической части вопроса, то в 2014-2015 уч.году они составляли карты развития УУД.

Педколлективом велась большая подготовительная работа по многим вопросам ФГОС: внедрение педагогических технологий, внедрение в практику личностно- ориентированного урока, проектная деятельность, применение ИКТ на уроке, работа над формированием портфолио, формирование личностных УУД и их диагностика …

Методическая тема школы в 20014-2015 уч.году- «Диагностика сформированности предметных и метапредметных компетенций учащихся в условиях перехода на ФГОС.», цель которой - совершенствование урока как основной формы организации учебного процесса формирования УУД.



Основные задачи:

  1. Освоение новых требований к современному уроку. Выработка

методических рекомендаций по проектированию современного урока.

  1. Изучение затруднений учителей в подготовке и проведении

современного урока

3. Дальнейшая информатизация образовательного процесса и

совершенствование педагогического мастерства педагогов школы.

4. Повышение качества образования учащихся и развитие их творческих

способностей путем использования новых педагогических технологий

на уроке


5. Выявление, обобщение и распространение положительного

педагогического опыта творчески работающих учителей

2.Проведение педсоветов и семинарских занятий

В прошедшем учебном году было проведено три тематических педсовета:

1.Управление образовательным процессом на основе компетентно- деятельностного подхода

2. Итоги реализации ФГОС НОО

3. Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС НОО и подготовки к внедрению ФГОС ООО

Все педагогические советы были подготовлены и проведены в соответствии с принципом построения педсовета «Педсовет как технология», в связи с чем, в их структуру были включены следующие технологии:

   работа проектной группы учителей по подготовке к педсовету;


  • работа творческих групп во время проведения педсоветов;

  • мультимедийное сопровождение педсоветов;

    демонстрация фрагментов уроков по теме педсовета с комментариями учителя;

    аналитико- диагностический анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива.



  • выставки творческих и учебных достижений уч-ся и педагогов и

учащихся
Семинарские занятия были проведены в соответствии с планом семинарских занятий:

1.Технология проектно- дифференцированного обучения( октябрь)

2.Типы уроков. Самоанализ урока по ФГОС (декабрь)

3.Технологическая карта урока ( февраль)

4.Педагогические приемы ( апрель)

3.Работа проблемных мастерских

В рамках подготовки педагогов ООО к введению ФГОС была продолжена работа 3 проблемных мастерских:



  • ПМ «Мониторинг формирования личностных и метапредметных УУД»- руководитель Гусева О.И.

  • ПМ «Текущая и итоговая оценка в рамках реализации ФГОС ООО»- руководитель Блинова И.Ю.

  • ПМ «Системно- деятельностный подход в обучении»- руководитель Буглаева В.Н.

На методическом марафоне ПМ представили накопленный опыт:

  • Теоретический материал о проектно- дифференцированном методе

  • Разработаны требования к современному уроку в рамках системно- деятельностного подхода( урок открытия нового знания, урок рефлексии, урок построения системы знаний, урок развивающего контроля)

  • Разработана технологическая карта современного урока

  • Технологии, методы, методики. Приемы оценивания предметных результатов

  • Схема оценки индивидуальных предметных достижений

  • Методический инструментарий оценки достижения плани руемых результатов учащихся

  • Правила технологии оценивания образовательных достижений

  • Составление оценочного листа сформированности ключевых компетентностей

  • Показательные учебные занятия по формированию УУД


4. Работа методического совета школы.

Цель: выявление результативности деятельности методического совета в решении поставленных задач. Было проведено 5 заседаний:

Заседание №1 – август

1.Анализ работы за 2013-2014 уч.год и планирование работы методической службы на 2014-2015 уч.год. Рассмотрение состава методического совета

2.Согласование планов МО учителей на 2014-2015 уч.год

3.Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников

4.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Заседание №2- ноябрь

1.Подготовка к фестивальной неделе

2.Подготовка к педсовету: «Управление образовательным процессом на основе компетентностного и деятельностного подходов»

3.Результаты преемственности преподавания в 5 классах

4.Об итогах мониторингового исследования уровня информированности родителей организации проектной деятельности учащихся

Заседание №3- декабрь

1.В помощь учителю. Типы уроков

2.Самоанализ урока

3.Технологическая карта урока

4.Об итогах мониторингового исследования педагогов 1 классов по изучению умений управления проектной деятельностью.

Заседание №4- март

1. Изучение нормативных документов, регламентирующих введение ФГОС

ООО.

2.Изучение структуры и содержания примерной образовательной программы



основного общего образования.

2. Итоги участия в районной конференции НОУ

3. Об итогах входной диагностики «Изучение умений проектной деятельности родителей учащихся 3 классов»

Заседание №5- май

1.Анализ работы ШМО

2.Об итогах диагностики по изучению умений проектной деятельности учащихся 3 классов и педагогов 1 классов

4. Итоги реализации ФГОС НОО за период 2011-2015 г.

5.Основные задачи и направления работы методической службы на 2015-2016 уч.год

5.Работа методических объединений

Цель: выявление результативности выполнения целей и задач, возложенных на методические объединения . Одной из основных задач, сформулированных в результате анализа работы МО в 2012-2013 учебном году была задача совершенствования педагогического мастерства учителя по диагностике формирования УУД, по совершенствованию урока как основной формы формирования УУД.

Работа методических объединений была направлена на создание комплекса мер, рекомендаций, практических занятий, тренингов с педагогами по изучению и формированию технологий компетентно- деятельностному обучению личности ребенка на основе гуманного педагогического общения.

В соответствии с методической темой школы была продолжена работа педагогов над темами самообразования. Итогом работы над темой по самообразованию стали выступления на заседаниях м.о, проведение мастер- классов, формирование банка видеотек, мультимедийных презентаций, методических рекомендаций, дидактических материалов. Высокую оценку результативности работы по самообразованию получили следующие педагоги: Груздева Н.А. Кузьминова В.И. Жеварина С.А. Симулина Е.М.,Савкина О.А., Российская Е.Ю., Голицына Ю.А. Колоскова Е.В. Стародубова Л.В., Степанова О.Н. Блинова И.Ю. Методические объединения учителей работали над совершенствованием педмастерства путем изучения нормативно- правовой документации, путем изучения и внедрения новых педагогических технологий, продолжили работу над внедрением в практику технологии личностно- ориентированного урока , системно- деятельностного подхода и над овладением элементов анализа и самоанализа урока в рамках требований ФГОС.

Большая работа была проведена по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА. Важным этапом в деятельности учителей стала работа по совершенствованию форм и методов ликвидации пробелов знаний учащихся и работа по диагностике срезовых работ по предметам. Согласно плана работы школы, зам.директора осуществлялся персональный контроль за деятельностью следующих педагогов по подготовке учащихся к ГИА в форме ЕГЭ : Захарко Т.К. Петровой Н.А. Данилиной Е.А. Гусевой О.И.. Блиновой И.Ю. Савкиной О.А.

Большую работу учителя провели по преемственности преподавания. Непрерывную работу учителя проводили по формированию своих рабочих портфолио, портфолио класса и индивидуальных портфолио. Целенаправленную работу проводили учителя по оформлению и оснащению кабинетов.

Традиционными видами работы МО школы являются предметные недели. В 2014-2015 учебном году был проведен фестиваль наук в рамках защиты проектов «Школьные предметы в нашей жизни». Форма защиты была самая разнообразная: театрализованные представления, видеофрагменты, мультимедийные презентации, конкурс плакатов и т.д. Высокую оценку получили проекты, организованные следующими учителями: Гусева О.И. Петрова Н.А. Савкина О.А. Степанова О.А. Колоскова Е.В. Российская Е.Ю.Стародубова Л.В. Ремига М.С.


6. Реализация ФГОС НОО и введение ФГОС ООО

Цель методического сопровождения ФГОС НОО- обеспечение методических условий для эффективного введения ФГОС НОО в 1- 4 классов Задачи методического сопровождения:



  • Повышать профессиональную подготовку педагогических работников по вопросам реализации ООП НОО

  • Обеспечивать условия апробации новых технологий контроля и оценки качества образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС

  • Определить уровень методической подготовки учителей, реализующих ФГОС НОО

Для методического обеспечения введения ФГОС в школе был намечен и реализован план мероприятий по следующим направлениям:

Мониторинг реализации ФГОС НОО

Нормативно – правовое обеспечение введения ФГОС;

Методическое сопровождение учителей по реализации ФГОС НОО

Обобщение опыта работы

Анализ ресурсов и условий для реализации ФГОС НОО в 1-4 классах показал положительную динамику в обеспечении ИКТ, спортинвентарем, оборудованием игровых комнат.

На 1 сентября 2013 года в МБОУ СОШ № 75 Канавинского района г.Н.Новгорода в 10 классах введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (1х классов-3;2-х-3: 3-4)

Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС НОО осуществлялось через:

- координацию деятельности администрации школы , педагогического совета, заседания м.о. учителей начальных классов, рабочей группы учителей начальных классов, психолога, учителей-предметников школы;

- создание нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ФГОС;

- приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения (директора, заместителя директора по УВР, учителя начальных классов, педагога дополнительного образования, классного руководителя, психолога, воспитателя ГПД);

- изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения: осуществление подбора и расстановки кадров; прохождение курсовой переподготовки кадров;

-совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды в начальном звене;

- составление методического плана деятельности ОУ по внедрению ФГОС НОО;

- разработку и утверждение плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС НОО;

-определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО;

-составление рабочих образовательных программ по учебным дисциплинам;

- проведение систематического анализа результатов работы по внедрению ФГОС НОО;

- оказание методической помощи классным руководителям, учителям;

- мероприятия по контролю введения ФГОС в начальной школе:

- организацию внеурочной деятельности:

- информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.



Нормативно- правовое обеспечение ФГОС.

В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии как в электронном виде так и в письменном варианте нормативно-правовая база федерального, регионального , муниципального и школьного уровней , регламентирующая деятельность ОУ в условиях введения ФГОС. Составленная дорожная карта по ФГОС второго поколения, содержит перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Подготовка введения ФГОС второго поколения на базе школы была рассмотрена на методическом совете школы, педагогическом совете, родительских собраниях, заседании м.о. учителей начальных классов. Проведён анализ ресурсов учебной и методической  литературы, программного обеспечения используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной деятельности учащихся. В сентябре был проведен мониторинг изучения запроса родителей по организации внеурочной деятельности в 1 классах .

Опыт работы в рамках внеурочной деятельности показал необходимость корректировки ООП НОО, была изменена модель внеурочной деятельности.

( модифицированная модель полного дня была заменена оптимизационной моделью )

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. 5 классов занимались по программе «Планета знаний» 5 классов- по программе «Школа 2100»,утвержденным МО РФ. Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в проектной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.



Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО

1.Приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников школы.

2.Разработан план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников школы в связи с введением ФГОС НОО. Все педагоги , преподающие в классах по программам ФГОС прошли курсовую подготовку, включая учителей иностранного языка, учителей физкультуры и музыки , психолог и зам.директора по УВР

Методическое сопровождение перехода на ФГОС

1. Составлен и реализован план методического сопровождения педагогов НОО

2.Оганизовано внутришкольное повышение методического уровня педагогов. Были проведены следующие теоретические и практические семинары:


  • Диагностика сформированности ключевых компетентностей учащихся, их личностного развития и владения предметными, метапредметными УУД.

  • Способы оценки результатов диагностических исследований формирования УУД

  • Система оценки достижения планируемых результатов предметного курса

3.. Проведен анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся.

4.Разработаны задания уровневого характера, входного, промежуточного и итогового контроля, оценивающие метапредметные умения учающихся НОО

5.Организована психолого-педагогическая диагностическая работа.

- Определены методики диагностики готовности детей к школе.

- Проводятся входная и итоговая диагностики в 1 -3классах.

- Проведен анализ по результатам психолого-педагогической диагностики учащихся по итогам 1- 3 классов.

- Педагогами ведется работа по отслеживанию формирования УУД; ( карта достижений ребенка)

В рамках недели школы, которая проводилась для зам.директоров по УВР, зам.директоров по ВР Канавинского района учителями: Груздевой Н.А., Кузьминовой В.И.,Смирновой Е.Г., были даны открытые учебные и внеурочные занятия по формированию УУД.

Шло изучение и внедрение современных педагогических технологий


  • РКМЧП

  • Проблемно-диалогический урок

  • Технология оценивания учебных успехов

  • Технология организации формирующего оценивания

  • Технология продуктивного чтения

  • Метод проектов

В рамках семинарских занятий шло обучение самоанализу урока в соответствии с требованиями ФГОС. Разработаны учебно- методические материалы в помощь учителю по внедрению технологии компетентностно- ориентированных заданий. В течение года было организовано взаимопосещение уроков учителями 1-3 классов .



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница