Антропология техники. Философский смысл проблем «человек-техника». Максимально широкое толкование феномен техники получает в «антропологии техники»



Скачать 57,27 Kb.
страница1/2
Дата06.02.2018
Размер57,27 Kb.
  1   2

Антропология техники. Философский смысл проблем «человек-техника».

Максимально широкое толкование феномен техники получает в «антропологии техники» (А. Хунинг), включающей в понятие техники систему потребностей и аксиологических значений, формирующихся у человека в контексте взаимодействия с техническим окружением, особые установки сознания, сформированные в ходе технического образования и воспитания. (Сходные идеи были высказаны в лекционном курсе в начале 20 в. российским инженером П.Энгельмейером, констатировавшим формирование особого сознания и особой морали эпохи «гомо автомобилистикус сапиенс»).


Антропология техники подразумевает, что техника не является чем-то негуманным, а представляет собой естественную и существенную составную часть человека, так сказать, продолжение его биологических органов, которая умножает его способность накапливать опыт и, действуя, вмешиваться в действительность. Та идея, что при развитии технических орудий речь идет об органопроекции, была впервые развита Эрнстом Капом (1877), но он не размышлял о том, какое обратное воздействие эти новые искусственные органы имели и будут иметь на дальнейшее развитие человека.

Арнольд Гелен определяет человека как деятельное существо (в смысле технического действия).

Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) исходит из того, что техника – это практические действия, которые изменяют или преобразуют природу. Техника, согласно ему, есть совокупность таких актов, которые преображают природу ради удовлетворения потребностей человека. Человек благодаря технике приспособляет среду к себе. «Техника, - отмечает Ортега, - это главным образом усилие ради сбережения усилий».

Ханс Блюненберг анализирует технику с позиций феноменологии. Исходным пунктом является идея о том, что человек с биологической точки зрения существо не приспособленное, недостаточное, открытое, нуждающееся для того, чтобы выжить в производстве искусственного мира артефактов. Это производство всегда символично.. Благодаря созданию символического мира человек замещает чуждый ему мир миром искусственным, а отношение человека к действительности всегда является опосредованным, избирательным и основывается на метафоризации мира.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница