Ключевое задание 1 Покажите значение режиссерских игр для развития детей 1



Скачать 58,92 Kb.
страница1/10
Дата26.03.2018
Размер58,92 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Содержание


Ключевое задание 1

1.Покажите значение режиссерских игр для развития детей 1

2. Дайте характеристику режиссерских игр детей разных возрастных групп 6

3.Раскройте условия развития режиссерских игр 9

4.Раскройте особенности руководства режиссерскими играми детей дошкольного возраста 12

Практическое задание 19

1. Представьте фотозапись режиссерских игр детей (3-4) 19

2. Составьте план руководства режиссерскими играми детей, продумайте приемы обогащения впечатлений детей по конкретным темам 25

Список литературы 32




Ключевое задание




1.Покажите значение режиссерских игр для развития детей

Специфика режиссерской игры (в отличие от сюжетно-ролевой) заключается в следующем. Во-первых, это преимущественно индивидуальная форма осуществления игры, и, во-вторых, особенности замещения (переноса значения): если в сюжетно-ролевой игре ребенок берет какую-то роль на себя, то в режиссерской игре он наделяет этой ролью некий предмет (сюжетную игрушку или предмет-заместитель), а сам при этом находится за рамками сюжетного действия. Данное обстоятельство приводит к тому, что к середине концу дошкольного возраста у ребенка фактически сформирована внеигровая (или надыгровая) позиция. Что это такое, лучше пояснить на примерах. Так, девочка пяти лет на предложение бабушки: «Объясни им (игрушкам)…» крайне эмоционально поясняет: «Ну как же я им объясню?! Они же меня не знают!», а мальчик младшего школьного возраста, играющий в солдатиков, на вопрос мамы: «Ты – их полководец?» отвечает: «Нет, я их судьба» [12, с. 11].

При всей незамысловатости отличий они позволяют ребенку решать в процессе таких игр ряд весьма специфических задач, что и определяет их качественное своеобразие и обеспечивает уникальный развивающий эффект, который не всегда может быть в той же мере реализован прочими видами игр. Раскроем эти особенности подробнее.

1. Наиболее яркая отличительная черта режиссерских игр – это несравнимо большее тематическое разнообразие. Причины этого достаточно очевидны: в совместной игре тематика должна быть общей, т. е. близкой и понятной нескольким детям, а эта область «пересечения интересов» будет заведомо ýже, чем сфера знаний каждого отдельного ребенка. Но даже в рамках одного и того же сюжета, как совершенно справедливо заметила Н. Н. Палагина, ролевая игра «одновременно развивает воображение, заставляя представить действия партнера на несколько «ходов» вперед, она же и ограничивает проявления фантазии. Усредненный, схематизированный вариант действий легче понять партнеру. Отказываясь от деталей, ребенок более успешно продвигается по канве общего замысла» [16, с. 52]. А вот индивидуальная игра не имеет подобного ограничения и разворачивается лишь в соответствии с внутренней программой (замыслом) ребенка.

Сравнение с сюжетно-ролевой игрой позволило исследователям утверждать, что «в одиночной режиссерской игре значительно больше сюжетов и больше вариантов каждого сюжета, персонажи изображаются более детализировано средствами мимики, жестов, ролевых фраз и интонаций; развитие сюжета в речевом плане превышает его выражение в действии и создает элемент отстраненности. В групповой сюжетно-ролевой игре все эти показатели ниже» [16, с. 53]. Сюжетное многообразие режиссерской игры определяется именно тем, что ребенок не связан знаниями, потребностями и интересами других детей, сложившимися в данном коллективе игровыми стереотипами или разученными и известными другим детям конкретными темами игр, необходимостью увязывания замыслов, а волен выбирать и развивать такие сюжеты, вовлекать в них тех персонажей и обращаться к тем временам и пространствам, которые в данный момент актуальны именно для него в личностном и (или) познавательном плане.

Исследования Дж. Брунера также подтверждают это положение, позволяя делать вывод, что «ребенок проявляет себя в игре гораздо более искусно и разнообразно наедине с самим собой. Впечатление получается, как будто коллективная игровая деятельность класса служит своего рода моделью для своеобразной игры ребенка, когда он остается один» [2, с. 80].

2. Несвязанность ребенка ситуацией взаимодействия с другими детьми приводит к тому, что он оказывается намного более свободен в моделировании как самих ситуаций, так и возможных взаимоотношений персонажей в них. Причем для моделирования ситуаций весьма значимым является фактор вариативности: если, начиная с какого-то момента, сюжет игры (в силу своей внутренней логики развития или какого-то упущенного поворотного момента сюжета и т. п.) стал складываться не так, как хотелось бы играющему, то исправить это в сюжетно-ролевой игре зачастую проблематично, так как других детей существующий поворот событий может вполне устраивать, кроме того, ребенок, постоянно предлагающий «переиграть» что-то, быстро отвергается детским сообществом либо выходит из такой игры сам («Нет, я так не играю…»).

При индивидуальной игре ребенок волен повторять или менять те или иные события столько раз, сколько ему требуется, что дает большую свободу в обыгрывании и способствует практическому пониманию того, что любая ситуация может быть разрешена.

У ребенка формируется дивергентное мышление, гибкий подход к решению проблемных ситуаций с построением множества вариантов их разрешения и выбором наиболее оптимального и др. Подобные «переигрывания» и повторы встречаются в режиссерских играх детей-дошкольников довольно часто и связаны в норме с попытками осмысления и переосмысления тех или иных ситуаций [7, с. 99;], а у детей, имеющих определенные отклонения в поведении, – с переигрыванием и повторным переживанием эмоционально-значимых эпизодов [7, с. 106].

Исследования режиссерской игры подтверждают тот факт, что «надролевая позиция» дает большую свободу в управлении ситуацией. Так, в работе В.Н. Белкиной [1] показано, что в «живой» игре-драматизации (т.е. разыгрывании самими детьми некоторого готового сюжета) участники более жестко придерживаются игровых правил, чем в ситуации, когда тот же сюжет разыгрывается ими с помощью игрушек-фигурок. И это позволяет делать вывод, что такая отстраненная позиция, которая выступает отличительной чертой режиссерской игры, действительно предоставляет ребенку бóльшую свободу действий и творческой инициативы.

Режиссерская игра позволяет строить совершенно отвлеченные модели действительности и опробовать их в действии, учит «смотреть на ситуацию целиком и одновременно видеть ее во всей своей сложности» [8, с. 11], т. е. можно сказать, что она позволяет выйти на уровень абсолютной модели ситуации.

3. Надыгровая позиция, а также необходимость проигрывания множества разнообразных ролей, безусловно, способствуют более интенсивному формированию позиции децентрации. Если роль – это взгляд на проблему глазами другого персонажа, но все-таки одного, то здесь возникает необходимость моделировать разные взгляды разных персонажей на одну и ту же проблему, учитывать по ходу игры столкновение их мнений, характеров, интересов, интерпретаций происходящего, что заметно усложняет задачу. К младшему школьному возрасту (как наглядно показывают экспериментальные данные нашего исследования) при организации режиссерской игры с достаточно большим числом персонажей ребенок начинает смотреть на событие с различных позиций, мысленно ставя себя на место каждого персонажа.

4. Еще одна особенность режиссерской игры связана с тем, что она требует от ребенка гораздо большей познавательной и творческой активности, инициативности. Если в процессе сюжетно-ролевой игры образуется некая смысловая пауза, то толчком для последующего развития сюжета игры может стать идея любого из играющих детей (как правило, более активных). В случае подобных пауз во время индивидуальной режиссерской игры такой «помощи» ждать неоткуда, и ребенок всегда сам должен мобилизовывать резервы своей фантазии для того, чтобы игра могла успешно продолжаться и дальше. В определенной степени способность к построению сюжета может расцениваться как осмысленная (т.е. наделенная смыслом) модель действий в случайной ситуации.

Однако, дело тут не только в «игре фантазии», для которой в таких условиях, действительно, открываются самые широкие просторы. Здесь встает еще одна крайне важная проблема, связанная с формированием способности целеполагания. В современных условиях в связи с широким распространением электронных игрушек и компьютерных игр, которые не просто ставят, а подчас просто загоняют ребенка в специфическую ситуацию постоянного предложения ему разнообразных задач, на которые ребенок должен реагировать, эта проблема становится особенно актуальной.

Такое тотальное «озадачивание» (когда выполнение одной задачи тут же обеспечивает автоматическое предложение следующей) формирует у ребенка определенного рода зависимость, которая в реальной жизни оборачивается серьезным противоречием между желанием действовать и неспособностью (несформированностью способности) к самостоятельной постановке целей. Оказавшись вне ситуации, связанной с необходимостью реагирования на предлагаемые извне задачи, сам ребенок не знает, куда себя приложить, что делать. Умение самостоятельно определять задачи своей деятельности – одна из важнейших характеристик развития ребенка, начало формирования которой относится к дошкольному возрасту [8]. Безусловно, становление целеполагания во многом определяется развитием игровой деятельности как таковой (так, оказалось, что развитие структуры игрового сюжета соответствует этапам становления целеполагания [10, с. 16, 18]), но одиночная индивидуальная игра в этом плане особенно эффективна.

Согласно определению, данному С.Л. Новоселовой, детская игра выступает практическим размышлением ребенка об окружающей действительности, прообразом теоретической мысли взрослого. Вышесказанное позволяет утверждать, что это определение относится к режиссерской игре, видимо, даже в большей степени, чем к сюжетно-ролевой, поскольку режиссерская игра в силу ряда своих особенностей предоставляет ребенку возможность более отстраненного, более абстрактного творческого размышления о действительности и познания мира именно в тех областях, которые актуальны в данный момент для ребенка, в то время как формирование сюжетно-ролевой игры в большей степени связано с социальным развитием ребенка и ориентировано на решение несколько иных задач развития.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница