Конкурс • гэп • фгос • Районная методическая служба



Pdf просмотр
страница1/48
Дата27.04.2021
Размер1,34 Mb.
ТипКонкурс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

январьфевраль • 2012 • № 12 (120121)
• Воспитательный
ресурс школьных
предметов
• Конкурс
• ГЭП
• ФГОС
• Районная
методическая служба
• Методические
рекомендации
• Новости
Если ладья в негодности,
Раной зияет трещина,
Может от безысходности
Громко заплакать женщина.
Мужчины – они сражаются,
Ведь по природе – воины.
Молча латать стараются
В жизни своей пробоины.
Стиснув от боли челюсти,
Вновь обрастают силами,
Словно они для крепости
Свиты двойными жилами.
Но иногда двужильные,
Стоя перед распятием, –
Плачут мужчины сильные:
Деды, отцы и братья.
Это не признак слабости,
Это ручьи весенние…
Льются потоком радости
Слёзы – души спасения!
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС
ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Хорошее в человеке приходится всегда проектировать,
и педагог это обязан делать.
А. Макаренко


2
Педагогическое обозрение № 12 • 2012 (120121)
воспитательный ресурс школьных предметов
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Сама постановка задачи –
воспитание ученика в процессе преподавания конкретного предмета – вряд ли нова, хотя и начала энергично обсуждаться в нашей педагогике только в последнее время. Издавна известно:
«Учитель, воспитай ученика!». Не «научи», что так естественно,
а «воспитай»! Что же стоит за этим «воспитай»?
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятель)
ности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Сегодня настало время рассматривать воспитательный, разви)
вающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.
В соответствии с личностной парадигмой образования воспитательная цель при обучении любого предмета – воспи)
тание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содер)
жания. Воспитание в процессе обучения рассматривается как совместная деятельность учителя и ученика, направленная на развитие способностей придавать смысл знаниям. При реализа)
ции воспитательной функции при изучении предметов первое, с чем приходится столкнуться учителю, – это выдвижение воспи)
тательных задач к уроку. Большинство из учителей на этом этапе испытывают трудность. Что конкретно воспитывать? Необходима диагностика уровня воспитанности ученика в отдельности и класса в целом, что позволяет сразу увидеть проблемные точки в воспитании и целенаправленно сформулировать воспитатель)
ные цели. Также обязательно обсуждение с ребятами тех качеств личности, которые будут затрагиваться на уроках. Это необходимо для того, чтобы ребенок в этом процессе не был «слепым», а понимал, что хочет помочь воспитать в нем учитель и что необходимо ему самому. В этом случае ребенок будет анализи)
ровать свои поступки и действия осмысленно и учителю будет легче корректировать воспитательные задачи урока.
Круг воспитательных задач определен, далее идет самый сложный и ответственный этап в работе: как реализовать задуманное? При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами.
Проанализируем некоторые моменты урока с воспитательной точки зрения. Начало урока – это очень важный, так как на этом этапе происходит влияние на потребностно)мотивационную сферу, и успех урока чаще всего зависит от умелой организации начала урока. Как можно начать урок, чтобы он нес воспита)
тельный заряд? У каждого учителя имеется в работе немало различных способов и приемов начать урок.
1. Например, «раскручивание формулировки темы». На доске записывается тема урока и учащимся предлагается вчитаться и высказать свои соображения. Обсуждение строится по принципу диалога «ученик – учитель», «ученик – ученик». В результате решается сразу несколько педагогических задач: во)первых,
ученики сами выдвигают задачи урока, что позволяет воспи)
тывать творческое мышление, смелость своих суждений, культуру речи; во)вторых, перед ними возникает проблема, которую им придется решать на уроке, что позволяет воспитывать крити)
ческое мышление, волевые качества; в)третьих, ученики само)
стоятельно обозначают круг вопросов, которые требуют актуа)
лизации (на этом этапе происходит умственное воспитание, вос)
питание уверенности в своих силах); в)четвертых, эти несколько минут рассуждений вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой, тем самым развивается мотивационно)потребностная сфера. Поскольку при «раскручи)
вании» формулировки темы на поверхность выходят чаще всего понятия, с которыми они уже встречались, то активное участие принимают в обсуждении как «сильные» и «средние» ученики,
так и «слабые». Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.
2. Урок можно начать с выполнения таких упражнений, ко)
торые выведут на возможность создать проблемную ситуацию.
Какой воспитательный потенциал несет такой прием? Происходит умственное воспитание, воспитывается творческая самостоя)
тельность, сила воли, трудолюбие, ответственность.
3. Урок можно начать с практической работы исследователь)
ского характера. Проведение такой работы позволяет воспиты)
вать критическое мышление, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы.
Разные способы оценивания также оказывают положитель)
ное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач.
На уроках обязательно нужно применять разные подходы в оценивании. Например, после проведения контрольной работы можно составить с учениками «лестницу успехов». Этот прием очень эффективный, так как ребята, анализируя свои успехи и неудачи, проявляют такие качества, как критичность, взаимоува)
жение, учатся радоваться успехам других, вслух высказывают критику по отношению к себе и одноклассникам. На некоторых уроках целесообразно применять оценочные жетоны, с помощью которых каждый сам себя оценивает за правильные ответы.
Наблюдение показало, что активность при этом на уроке увеличи)
вается. В конце урока легко подвести итог и выставить соответ)
ствующую оценку в журнал. Этот прием позволяет воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение.
Конечно, в течение урока обязательно должна присутствовать словесная оценка учителя – одобрительные реплики учителя, при некоторых видах деятельности оценивание со стороны одно)
классников. Этап рефлексии в конце урока или на промежу)
точных этапах должен присутствовать обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок вместе с ребятами с воспитательной точки зрения. Здесь присутствует анализ учителя, учеников и самоанализ. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах, затра)
гиваются аспекты умственного воспитания.
Любой урок несет огромный воспитательный потенциал, и поэтому на учителя возлагается большая ответственность – не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом, позволяет сделать мате)
риал актуальным, востребованным, интересным.
Воспитание через обучение


Педагогическое обозрение № 12 • 2012 (120121)
3
воспитательный ресурс школьных предметов
Впервые я услышал о существовании наук неосязаемых в городе
Зеленограде, признанном центре наук, так сказать, осязаемых. То было время бурной полемики физиков и лириков, физики весьма логично и не без удовольствия доказывали практическую бессмысленность наук,
которые Россия некогда считала фундаментальными: истории и литературы. Их, мол, можно толковать, как угодно. И утверждалось, что подобные вольности никому не нужны в эпоху наук точных, которые по'своему истолковывать невозможно.
Однако Россия несколько веков весьма высоко оценивала обе
«неосязаемые» науки. Настолько, что преподавание их в гимназиях было основополагающим, в реальных училищах они занимали достой'
ное место. И даже городские девятиклассные школы уделяли им заметное время. Да и сельское четырехклассное приходское образо'
вание знакомило детей с церковной историей, которая позволяла им хотя бы помнить, что были у каждого из нас безвестные предки, трудами которых собиралась сегодняшняя мощь Отечества. Уже не говорю о литературе, которая легла в основание всей русской культуры. Почему же Россия тратила бездну сил и средств ради подготовки специалистов
«наук неосязаемых»? Не потому ли, что она готовила не только узких специалистов, но и широко мыслящих интеллигентов?
Большевики обязаны были воспользоваться их знаниями и высоким уровнем культуры – однако поступили противоположно. Они начали с увольнений, травли и арестов, обвинив интеллигенцию во всех смертных грехах. Только ли потому, что русскую интеллигенцию беспокоил полуграмотный экстремизм Советской власти?
…Результаты общеизвестны.
Россия в массе своей была страной вегетарианской. Ей всегда не хватало мяса, но его с успехом заменяла рыба. Ее было чрезвычайно много во всех реках, озерах и морях… Старшее поколение помнит мурманскую сельдь и балтийскую салаку, беломорскую, керченскую,
дунайскую и азовскую селедку, волжскую черноспинку, вкуснейшую ряпушку…
Всех их начисто извели узкие специалисты, пришедшие на смену умевшим стратегически мыслить русским интеллигентам. Началась эпоха ускоренных строительств плотин, дамб, каналов, спешных докладов наверх в надежде получит премию или орден. В лихорадочной суете прорыли Беломорско'Балтийский канал, годный лишь для сплава леса, который и стали рубить в карельских лесах. Буксиры не справля'
лись с бешеной гонкой, лес шел сплавом, бревна устилали дно, уничто'
жая нерестилища рыбы.
Это было время громких, но бессмысленных заклинаний. Одним из них стал клич: «Москва – порт пяти морей!». Лопатами заключенных прорыли каналы, навалили дамбы, построили шлюзовую систему.
Москва стала портом «пяти морей». Помилуйте, она оказалась окружен'
ной пространством вяло текущей воды, что привело к изменению климата и затратам на прокладку водопровода от последних источников чистой воды.
Потом настала очередь «Большой Волги». Звучали речи об открытии очередной плотины к очередному празднику, но красивейшая река

Каталог: system -> files
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Программа по истории россии
files -> Б. А. Найданова, педагог-психолог Познание человека как личности
files -> Перечень психодиагностических методик центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
files -> Зав кафедрой травматологии и ортопедии (А. Г. Тукмачев) Ассистент кафедры травматологии и ортопедии
files -> Основная профессиональная образовательная программа
files -> Лекции №5, №6 18. 09. 2012. Основные понятия психологии
files -> Учебно-методическое пособие Хабаровск 2008 (07) л 481
files -> Заместитель Министра
files -> 1. Место психологии религии в системе наук


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница