Конкурс исследовательских работ «Горизонты открытий» «Школьный конфликт. Пути решения»



Дата23.05.2016
Размер148 Kb.
ТипКонкурс
Всероссийский конкурс исследовательских работ

«Горизонты открытий»




«Школьный конфликт. Пути решения»

Выполнила: Головченко Анжелика

Ученица 9«в» класса

МАОУ «Средняя школа №1»

Руководитель: Симанбаева Аягоз Маратовна

Учитель английского языка.

Социальный педагог.

г. Ялуторовск

2015г
Содержание.

  1. Введение:

Задачи

Обоснование актуальности темы

Объект исследования:

Предмет исследования

Гипотеза исследования

Методы сбора информации

Практическая значимость


Стр.3

  1. Конфликт и его типы.

Стр.5

  1. Конфликтная ситуация и ее участники.

Стр.7

  1. Развитие конфликта, его основные этапы.

Стр.8

  1. Конфликтные периоды школьной жизни.

Стр.9

  1. Изучение конфликтной ситуации в МАОУ «Средняя школа №1». Результаты социологического опроса.

Стр.10

  1. Пути решения конфликтов.

Стр.13

  1. Заключение

Стр.15

  1. Литература

Стр.16

  1. Приложения.

Стр.17



  1. Введение

Разгневан - потерпи, немного охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

Разбить любой рубин недолго и несложно,

Но вновь соединить осколки невозможно.



Саади, великий персидский писатель и мыслитель

Современная жизнь настолько наполнена меняющимися ситуациями, что, в свою очередь, может привести к возникновению конфликтов. Как только возникает конфликт, сразу "срабатывают" эмоции, люди испытывают напряжение, дискомфорт, что может нанести вред здоровью всех участников конфликта.


Цель исследования


Выработка рекомендаций для конструктивного решения конфликта.

Задачи


  • Развивать представления о сущности конфликтов, понимания естественности их возникновения в повседневной жизни, их созидательного потенциала.

  • Установить взаимосвязь между особенностями развития личности, влиянием окружения и частотой и глубиной конфликтов, возникающих в школьной среде.

  • Сформировать способность предвидеть приближение конфликта; выработать навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций.

  • Выработать ряд рекомендаций и правил, для предупреждения конфликтов среди участников образовательного процесса, исходя из результатов проведенного исследования.

Актуальность:

Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком, целью которого является мирное разрешение конфликтов и восстановления взаимоотношений. Умение управлять конфликтом и избегать его должно прививаться в школе.


Объект исследования:


  • Взаимоотношения между учащимися МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1».

  • Анализ и изучение источников информации о природе возникновения и развития конфликтов.

Предмет исследования:

Природа возникновения школьных конфликтов.


Гипотеза исследования:


  • школьные конфликты закономерны, помогают, выявлению тех качеств учащихся, которые требуют корректировки,

  • без конфликтов невозможно научиться общению в любом социуме. Любая личность развивается, если определена проблема, есть мотивация для изменения.

Методы сбора информации


Анализ информационных источников по проблеме.

Метод сбора социологической информации – опрос.

Вид опроса – анкетирование.

Практическая значимость


Выработка ряда правил и рекомендаций для предупреждения конфликтов, развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.

Представленный материал можно использовать на уроках обществознания, классных часах, родительских собраниях.



  1. Конфликт и его типы.

«Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, и будут существовать конфликтные ситуации»,- пишет социолог В.А. Ядов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому.

Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем сделать анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлечённых в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей. В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.

Среди участников конфликта различают:



  • оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта;

  • вовлеченные группы;

  • заинтересованные группы.

Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам: либо они способны повлиять на исход конфликта, либо результат конфликта затрагивает их интересы. Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта:

  • Межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

  • Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.

  • Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.

Межличностные и групповые конфликты среди учащихся школ являются обычным делом. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация и т. д.) предполагает различного рода конфликты и не только в школьной среде. Проблема заключается в том, что сама структура построения современной массовой школы по принципу соподчинения и противопоставления («учитель-ученик», «старший - младший», «сильный - слабый», «успевающий - неуспевающий» и т. д.) стимулирует конфликтность. Кроме того, ученики «несут» с собой в школу в трансформированном виде все социальные противоречия нашего общества. «Накладываясь» на неокрепшую детскую психику, эти противоречия (наряду с другими причинами) порождают грубость, жестокость, озлобленность в групповых и межличностных отношениях школьников.



  1. Конфликтная ситуация и ее участники.

Конфликтная ситуация это противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, не совпадению интересов, желаний и т.д. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой – либо мелочи: не удачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.

Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:



  • Значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;

  • Наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);

  • Превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.

Разные люди склонны называть конфликтом совершенно разные ситуации. Так, для одних это выяснение отношений, для других «косой взгляд» партнера, а для третьего драка и т.д. Поэтому понятие «конфликтная ситуация» носит не устойчивый характер, зависит от многих факторов.

Интерес в этом отношении представляют исследования типов общительности школьников. Выявлено три разновидности общительности.

1) Школьник-отшельник, склонный к одиночеству. Его утомляют контакты с ровесниками. Он испытывает комфорт, оставшись наедине с собой, с собакой, кошкой или с предметами, делами, которые лучше делаются в одиночку.

2) Школьник, склонный к парному типу общительности. У него должен быть надежный друг (подруга). Без друга нет ощущения полнокровной жизни. Нередко дружба имеет далеко не положительные результаты как источник формирования негативных видов социального опыта. И наоборот.

3) Школьники, склонные к групповой общительности. Из них формируются стихийные подростковые объединения по месту жительства, как со здоровыми, так и с предосудительными программами взаимодействия.

Если первый тип в условиях конфликта переживает нервные потрясения один, сам с собой, то у вторых и особенно третьих по типу общительности подростков находятся естественные внешние защитные средства.



  1. Развитие конфликта, его основные этапы.

В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По-разному складывается и продолжительность стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же. Каждый конфликт имеет свою динамику развития, которая включает следующие стадии:

1 стадия - предконфликтные отношения, накопление проблем, их неразрешённость, появление напряжённости в отношениях.

2 стадия - обострение противоречия, устойчивый негативный психо­логический фон в отношениях; постоянная негативная, порой агрессивная конфронтация.

3 стадия - конфликтная ситуация, открытый конфликт между субъектами, отсутствие взаимопонимания.

4 стация - разрешение конфликта.

5 стадия - постконфликтная ситуация, новое содержание отношений между участниками конфликта.

Взаимные действия.

Степени заинтересованности сторон

Формы проявления конфликта

Столкновение предпочтений

Столкновение интересов

Столкновение основных ценностей


Кооперация

Конкуренция

Открытый конфликт (опасный)




  1. Конфликтные периоды школьной жизни.

Существует четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе.

Период №1:

Начиная обучение, первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни, происходит смена его ведущей деятельности с игровой на учебную, меняется его социальная позиция, из ребенка он превращается в школьника, возникают новые для него требования и обязанности. В среднем психологическая адаптация в школе может длиться от нескольких месяцев до 1.5 года.

Только ученик привык к новой роли, учителю в школе, как наступает новый конфликтный период.

Период №2:

Ученик переходит в 5-й класс. Вместо одного учителя учащиеся начинают учиться у разных учителей-предметников. И если учителя начальных классов, как правило, опекают своих ребят, то учителя средних классов в основном относятся более строго и требовательно. Да и приспособиться сразу к нескольким учителям бывает нелегко. Кроме того, появляются новые школьные предметы, более сложные по сравнению с предметами начальной школы.

Период №3

В начале 9-го класса возникает новая болезненная проблема. Нужно решить, куда идти после 9-го класса: продолжить учебу в школе, и какой выбрать профиль или поступить в какое-то другое учебное заведение? Таким образом, для многих молодых людей 9-й класс выступает чертой, до которой они прожили беззаботное детство и бурное отрочество, но после которой они вынуждены начинать взрослую жизнь со всеми ее заботами и проблемами.

Период № 4:

Окончание школы, выбор профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни. К сожалению, школа, обеспечивая базовое образование, еще недостаточно готовит ребят к вступлению во взрослость, к выполнению роли работника, студента, мужа, отца. Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтный: неудачи, срывы и проблемы.

Исследование источников по данной теме позволило выявить типичные причины и поводы конфликтов учащихся и получить представление об основных факторах, усиливающих или ослабляющих конфликтность поведения. Информация сведена в таблицу, которая содержит рекомендации для родителей и учителей. (приложение1)


  1. Изучение конфликтной ситуации в МАОУ «Средняя школа №1». Результаты социологического опроса.

Для выяснения конфликтной ситуации в школе, была проведена диагностика среди обучающихся 5-9 классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» в течение 2013-2014 учебного года.

Мною было проведен социологический опрос в социальной сети ВК и анкетирование учащихся школы.



Распределение ответов учащихся 5-9-х классов на вопросы:

«С кем чаще всего конфликтуют учащиеся?», %,

60% опрошенных конфликтуют чаще всего со сверстниками.

24% конфликтуют с учителями

16% конфликтуют с родителями

«Причина конфликтов с учителями?», %,

7% из-за плохой успеваемости

17% из-за плохого поведения

14% из-за личного отношения к учителю

62% не конфликтуют с учителями

Причины конфликтов с родителями:

11% конфликтуют с родителями из-за оценок

33%из-за поведения

19% из-за невыполнения домашних обязанностей

37% не конфликтуют с родителями

Причины конфликтов со сверстниками:

12% из-за личной неприязни

23% из-за различий в интересах

39% из-за непонимания (шутки, высказывания)

26% из-за агрессии в свой адрес.

Также я проанализировала половой и возрастной состав участников конфликтов. Результаты представлены в виде таблицы.






девочки

мальчики

5 класс

5%

8%

6-7 классы

10%

14%

8-9 классы

12%

18%

Комментируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы:

  • В любой возрастной категории мальчики доминируют в конфликтных ситуациях.

  • Период взросления сопровождается возрастающим количеством конфликтов. Вероятно, это объясняется возросшей социальной активностью школьников, более осознанным видением себя, своей роли в обществе, растущим уровнем притязаний.

Таким образом, выяснено, что в школьный конфликт вовлекаются все участники образовательного процесса. Большинство опрошенных мною школьников ответили, что основной причиной конфликтов являются расхожие мнения, взгляды, а также различие характеров. У школьников конфликты чаще всего происходят со сверстниками. Причиной конфликтной ситуации между учителями и учениками становится чаще всего невыполнение дисциплинарных требований, успеваемость.

Для выяснения уровня владения навыками конструктивного решения конфликта, мною был проведен опрос воспитанников лагеря дневного пребывания при МАОУ «Средняя школа №1». Возрастная категория 10-12 лет. Участникам моего опроса была предложена анонимная анкета. (приложение2). В отличие от устоявшегося классного коллектива ребята лагеря были членами временных коллективов, с несформировавшимися позициями и ролями.



Распределение ответов на вопросы:

  1. Где вы чаще сталкиваетесь с конфликтными ситуациями?

70% на улице, во дворе

25% в школе

5% дома


  1. С кем у вас чаще всего происходят конфликты?

15% со взрослыми (учителя, родители)

75% со сверстниками

10% с младшими или старшими


  1. Что становится чаще всего причиной конфликтов?

45% нарушение прав и справедливости

55% неудачное завершение шутки



  1. Кто Вы в конфликте?

80% болельщик за одну сторону

10% зачинщики конфликта

10% предпочитают не участвовать в конфликтных ситуациях

0% жертвы (никто не указал себя в качестве жертвы)



  1. Как воздействует на вас конфликт?

0% доставляет удовольствие

30% пугает

15% понижает самооценку

10% не вызывает особых эмоций

45% затруднились с ответом


  1. Что вы делаете, чтобы остановить конфликт?

15% физически воздействуют

35% обратятся к взрослым

40% пытаются договориться

10% ничего не делают



  1. Каким качеством нужно обладать, чтобы с достоинством выйти из конфликта?

65% быть лидером

20% уметь уважать мнение другого

25% быть ловким и сильным


  1. Помогаете ли вы другим выйти из конфликта?

10% нет

30% помогают советом

40% защищают одну из сторон

20% пытаются примирить

Согласно результатам анкеты учащиеся чаще всего вовлекаются в конфликтную ситуацию на улице, в основном конфликт происходит со сверстниками. Причины конфликта восстановление справедливости или оскорбления. Респонденты затруднились в определении чувств, которые возникают в течение конфликтной ситуации, 40% опрошенных предпочитают не допустить развитие конфликта. 65% считают, что для успешного завершения конфликтной ситуации необходимы лидерские качества. Таким образом, респонденты показали невысокий уровень владения навыком конструктивного решения конфликта.

Проанализировав результаты анкеты, я пришла к выводу, что для данного коллектива необходимы тренинговые занятия, способствующие выработке таких качеств как уважение к мнению другого человека, умению слушать и слышать собеседника, умению управлять конфликтом, видеть способы разрешения конфликта максимально безболезненно для обеих сторон. (приложение3)



  1. Пути решения конфликтов.

Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья участников, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты, ухудшение успеваемости, поведения, потеря доверия к учителю, выработка двойного стиля поведения. Отмечаются факты двойного вреда конфликтных событий: для школьников и учителя.

Однако конфликт может выполнять позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает противоречие, помогает прояснить отношения. Конфликтная ситуация вскрывает многие качества личности, обнаруживает уровень интеллекта, толерантности участников конфликта.

Школьный конфликт – источник информации об участниках конфликта, прогнозирует, задает направление для дальнейшей воспитательной работы. Признавая конфликт нормой общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизма психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Наконец, имеют место двусторонние перемены отношений, когда конфликт влечет за собой осознание ошибок, извинения учащихся, учителя и последующий процесс эмоционального замещения пережитого положительными происшествиями. Необходимо формировать механизмы саморегуляции, учиться предвидеть возможные причины своего взрыва и отработать сценарии управляемых нервных переживаний, которые поддаются включению в методику использования эмоций для решения педагогических задач и безболезненного преодоления конфликтов без травмирования учителя и детей.

Этапы решения конфликта:


  • создать атмосферу сотрудничества;

  • стремиться к ясности отношений и общения;

  • признать наличие конфликта;

  • договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);

  • очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;

  • добиться соглашения;

  • установить срок решения;.



Косвенные пути ликвидации конфликта:

  1. Объективизация конфликта.

  2. Погашение эмоционального возбуждения.

  3. Авансирование похвалой.

  4. Воспроизведение сказанного соперником.

  5. Опора на духовность и интеллект конфликтующих.

При любом варианте развития конфликта задача состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт — в конструктивный. Работая с литературой о природе конфликтов и способе их преодоления, я выделила, на мой взгляд, наиболее успешные приемы разрешения конфликтов.(приложение 5)

Итак, адекватность восприятия конфликта, готовность к всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместная деятельность по разрешению существовавших проблем способствуют превращению деструктивного конфликта в конструктивный, а вчерашних оппонентов в сотрудников и даже друзей. Кроме того, успешно разрешенный конфликт способствует улучшению психологического климата в коллективе, росту взаимопонимания. Опыт, приобретенный в ходе разрешения конфликта, может быть успешно использован в других конфликтных ситуациях.



Заключение

Конкретных советов по выходу из конфликтных ситуаций дать почти невозможно, так как конфликт всегда индивидуален.

Я считаю, что гипотезы о том, что школьные конфликты закономерны и помогают, выявлению тех качеств личности у учащихся, которые требуют корректировки, а также, что без конфликтов невозможно научиться общению в любом социуме, подтвердились.

Среди конструктивных функций конфликта можно выделить: устранение противоречия в отношениях; более глубокое познание участниками конфликта друг друга; ослабление психической напряженности; способствование развитию личности; улучшение качества деятельности; повышение авторитета участника в случае его победы. Положительное влияние конфликта на социальное окружение заключается в том, что он: активизирует социальную жизнь, высвечивает нерешенные проблемы, актуализирует гуманистические ценности, может способствовать сплочению группы перед внешней опасностью и др. Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении.


Литература:

  1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Учебное пособие. – М.: ОМЕГА – Л, 1990

  2. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие для вузов. М., 1999.

  3. Черняк Т.В. Конфликтология: Хрестоматия. Новосибирск, 2000.

  4. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1997.

Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/issledovatelskaya-rabota-zhestokie-igry-problemy-shkolnyh-konfliktov

  2. http://www.scienceforum.ru/2013/12/5621

  3. http://psiholognew.com/stat02.html







Приложение 2
Здравствуйте! Примите, пожалуйста, участие в опросе о конфликтных ситуациях вашей жизни. Старайтесь отвечать честно, свое имя и фамилию писать не нужно. Работа выполняется на отдельном листочке. Например: 1-б; 2-а и т.д.

Пожалуйста, укажите свой класс:________________________________________________

Вопрос:

1.Где вы чаще всего сталкиваетесь с конфликтными ситуациями?



а) дома;

б) в школе;

в) на улице, во дворе
2.С кем у Вас чаще всего происходят конфликты?

а) с взрослыми (учителями, родителями);

б) со сверстниками;

в) с ребятами младшими и старшими;


З.Что становится чаще всего причиной конфликтов?

а) нарушение прав и справедливости;

б) противоправным действиям;

в) неудачным завершением шутки;


4.Кто Вы в конфликте?

а) жертва;

б) болельщик за одну сторону;

в) зачинщик конфликта;


5.Как воздействует на вас конфликт?

а) доставляет удовольствие;

б) пугает и сковывает;

в) унижает, бьет по самооценке;

г) не вызывает особых эмоций;
6.Что вы делаете, чтобы остановить конфликт?

а) используете физическое воздействие на другого;

б) обращаетесь, к взрослым;

в) пытаетесь договориться, обсудить;

г) ничего не делаю;
7.Каким качеством нужно обладать, чтобы с достоинством выйти из конфликтных ситуаций?

а) быть прирожденным лидером;

б) умение уважить позицию другого;

в) быть сильным и ловким;


8.Помогаете ли вы выходить другим из конфликтов?

а) нет, это их собственное дело;

б) помогаю советами;

в) защищаю одну из сторон;

г) пытаюсь примирить, конфликтующие стороны.


Приложение 3

Тренинговые упражнения
Игра «Поведение в конфликте»

Цели игры:

сформировать понятие о видах поведения в конфликте;

показать основные психологические факторы, определяющие конфликт;

учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в конативной (поведенческой) системе межличностного взаимодействия.

Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом:

Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.

Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:

Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние, на чувства его участников?

Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников?

Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?

Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей?
Упражнение «Конфликт в транспорте»

Цель игры: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов.

В комнате ставят стулья: два – рядом (имитируя парные сиденья в автобусе), один – впереди. Участников игры трое (два плюс один). Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание.

Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы:

Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) свое место?

Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это место?

Какие чувства испытывали играющие?

Чей способ решения проблемы самый успешный?

Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)?
Упражнение "Я – идеал".

(Реквизит: листы бумаги и ручки)

Инструкция: "Эта игра для углубления взаимопонимания с партнером, а также для лучшего понимания самого себя. Для начала, объединитесь, пожалуйста, в пары. Сначала каждому участнику предлагается нарисовать свой автопортрет в любой манере (символической, сюрреалистической, карикатурной и т. п). Ничего страшного, если вы совсем не умеете рисовать. Рисуйте, как дети, лишь бы вы сами могли объяснить, что у вас изображено (в случае сложных символических рисунков, вы специально объясните партнеру, что к чему). Кроме себя надо изобразить все, что бы вы хотели видеть рядом с собой. Это могут быть дети, животные, деревья, дома, звезды и т.п. После того, как автопортрет будет готов, переверните листок на другую сторону и изобразите там "Я-идеал", то есть такого себя, каким бы вы хотели быть в идеале и что бы вас там окружало, (на листках надо специально отметить, где "Я-реальное", а где "Я-идеал"). Обменяйтесь, пожалуйста листками. Теперь задание каждому: рассмотрите внимательно оба рисунка вашего партнера. Затем по очереди рассказывайте друг другу, как бы вы себя чувствовали, если бы оказались на месте автора внутри этих рисунков. Рассказ ведется от первого лица. Нужно постараться выразить максимально подробно все свои мысли, чувства, впечатления, возникающие у вас при проникновении в мир рисунков партнера. Пожалуйста, начали". После того, как рассказ выслушан, рисунок возвращается его автору, и тут уже сам автор должен рассказать от своего лица, что он вложил в эти рисунки, что чувствовал и что имел в виду. В заключение игры партнеры дарят друг другу рисунки, а идеалы оставляют у себя в душе.

Упражнение "Мои сильные стороны"

Инструкция: "Все садятся в круг. Каждый член группы в течение 2 минут должен рассказать о своих сильных сторонах; о том, что он любит, ценит и принимает в себе; о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Важно, чтобы говорящий не "брал в кавычки" свои слова, не умалял своих достоинств, не критиковал себя, не говорил о своих ошибках и недостатках.

Это упражнение направлено и на умение мыслить о себе в положительном ключе". Если человек говорит о себе меньше 2 минут, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что остальные члены группы остаются только слушателями, не могут высказаться, уточнять детали, просить доказательств или разъяснений. Может быть, значительная часть этого времени пройдет в молчании. Ведущий может, если он почувствует в этом смысл, спросить молчащего: "А еще какие-нибудь свои сильные стороны ты не мог бы назвать?" По истечении 2 минут начинает высказываться следующий член группы, сидящий справа от предыдущего выступающего, и так, пока не выскажутся все по очереди.
Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации»

Это упражнение поможет учащимся научиться грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов поведения в конфликтных ситуациях.

Возьмите «Чашу чувств» и скажите следующее: «То, что у нас накопились вопросы по поводу взаимоотношений – хорошо, хотя бы потому, что вы о них не постеснялись написать. Не побоялись неодобрения, а приняли решение разобраться в ситуации. Конфликты – это часть нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты. Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт. Я буду называть ситуацию, а вы – обсуждать ее по следующим правилам.

Правила обсуждения:



  • Рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову.

  • Не осуждайте чужие идеи.

  • Выдвигая свои идеи, используйте уже высказанные.

  • Предлагайте как можно больше идей.

Из следующего списка ситуаций выберите одну и предложите участникам обдумать все возможные варианты ее решения.

Записывайте ответы на доске, и после проигрывания ситуаций обсудите варианты, выбрав среди них; приемлемые.


  • Кто-то дразнит или обзывает тебя.

  • Учитель несправедливо обвиняет тебя в списывании во время контрольной.

  • Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом.

  • Во время уроков одноклассник, сидящий за тобой, постоянно колет тебя в спину ручкой или бросает в тебя ластик.

После того как ребята предложат все возможные варианты решения проблемы, обсудите, какие из них были бы наиболее эффективными. Подчеркните два лучших.

Дискуссия на тему занятия

Обсудите следующие вопросы:

В чем причины конфликтов?

Как можно предотвратить конфликт?

Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?

Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?

Приложение 4

Способы решения конфликтов.


Стиль

Сущность стратегии

Условия эффективного применения

Недостатки

Соревнование (конкуренция)

Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения.

При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.

Уклонение (избегание)

Уход от ответственности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера.

Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время.

Переход конфликта в скрытую форму.

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план.

Предмет разногласия более важен, для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти

Вы уступили. Решение откладывается

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Одинаковая власть.

Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени.



Получение половины ожидаемого.

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Решение важно обеим сторонам. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения

Временные и энергетические затраты. Не гарантированность


Приложение 5

Приемы для решения конфликта.

Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций.

1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Конфликтующие люди (особенно дети), как правило, недружелюбно настроены по отношению к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуацию и реальное отношение оппонента к ним лично. Контролируя свои эмоции, необходимо снизить эмоциональное напряжение в отношениях с учеником, родителем, студентом. Для этого можно использовать следующие приемы:


  • не отвечайте на агрессию агрессией;

  • не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

  • дайте возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушав его претензии;

  • старайтесь выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;

  • не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов — ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;

  • предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросите дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения.

Если в результате перечисленных действий вам удалось убедить оппонента, что вы ему не враг и готовы к равноправному сотрудничеству, то можно переходить к следующему этапу урегулирования конфликта.

2. Диалог можно рассматривать и как цель и как средство. На первой стадии диалог — способ налаживания коммуникации между оппонентами. На второй — средство для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта.

Мы все привыкли к монологам. Каждый стремится высказать свое, наболевшее, но при этом, как правило, не слышит другого. В диалоге главное — не только говорить и слушать, но и услышать собеседника и быть услышанным.

Во время диалога желательно придерживаться правил:



  • соблюдайте такт, корректность по отношению к оппоненту. Это должен быть разговор равного с равным;

  • не перебивайте без надобности, сначала слушайте, а потом говорите;

  • не навязывайте свою точку зрения, ищите истину вместе;

  • отстаивая свои позиции, не будьте категоричны, умейте усомниться в самом себе;

  • в своих доводах опирайтесь на факты, а не на слухи и чужие мнения;

  • старайтесь правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины;

  • не давайте готовых «рецептов» решения проблем, постарайтесь так построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения.

В ходе диалога оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более информированными и лучше представляют сложившуюся конфликтную ситуацию. И если удалось выявить и обозначить конкретные источники и причины спора, то можно переходить к завершающему этапу урегулирования конфликта.

3. Взаимодействие завершающий этап в урегулировании конфликта. По сути, взаимодействие включает и восприятие, и диалог, и прочие виды совместной (согласованной и несогласованной) деятельности и общения. Но здесь под взаимодействием понимается совместная деятельность всех оппонентов, направленная на разрешение конфликта.



В ходе взаимодействия оппоненты уточняют круг проблем и варианты их решения; распределяют виды работ; назначают сроки их выполнения и определяют систему контроля. Взаимодействие предполагает также дополнительные встречи, консультации, обмен мнениями и т. д.



Каталог: portal -> system -> competition project -> docs -> attachments -> 000 -> 002
002 -> Конкурс исследовательских работ учащихся «горизонты открытий-2015» по теме: «Роль М. В. Ломоносова в развитии мировой и российской науки и культуры»
002 -> Культура и мир, эксперимент и традиции
002 -> Средь шумного бала…
002 -> Исследовательская работа «Сохранение памяти о Великой Отечественной войне в моем селе»
002 -> А абонемент
002 -> Социальный проект «Читать или не читать?»
002 -> Культура и мир, эксперимент и традиции


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница