Ледовских Ирина Анатольевна элементы теории кодирования



Скачать 124,5 Kb.
Дата27.04.2016
Размер124,5 Kb.
ТипСтатья

Статья по информатике из журнала МИФ-2 №1 за 2003 год

Ледовских Ирина Анатольевна

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ КОДИРОВАНИЯ


В предыдущем номере читатели могли познакомиться с методами измерения информации. В предлагаемой статье речь пойдет о том, без чего нельзя записать, передать или сохранить информацию. Все это основано на понятии кодирование.

Информация всегда представляется в виде сообщения. Элементарная единица сообщения – символ. Символы, собранные в группы образуют слова. Сообщение, оформленное в виде слов или отдельных символов, передается в материально-энергетической форме (электрический, световой, звуковой сигналы и т.д.).

Понятие кодирования достаточно универсально, так как этот процесс используется на всех этапах обработки информации: при сборе, передаче, обработке, хранении и представлении.

Само по себе понятие кодирования информации может быть отнесено к области абстрактных категорий подобно математическим формулам, что позволяет строить формальные правила кодообразования.

Задачи кодирования информации решались задолго до появления компьютеров. Коды, как средство тайнописи появились в глубокой древности. Да и сами древние алфавиты по сути – средства кодирования.

Кодирование информации можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле слова.

В широком смысле кодирование информации – это представление сведений в той или иной стандартной форме.

Одни и те же сведения могут быть представлены, закодированы в нескольких разных формах и, наоборот, совершенно разные сведения могут быть представлены в похожей форме.

При любых видах работы с информацией всегда идет речь о ее представлении в виде определенных символьных структур. Наиболее распространены одномерные представления информации, при которых сообщения имеют вид последовательностей символов. Так информация представляется в письменных текстах, при передаче по каналам связи, в памяти ЭВМ. Однако широко используются и многомерные представления информации, причем под многомерностью понимают расположение элементов информации на плоскости или в пространстве (в виде рисунков, схем, графов, объемных макетов и т.д.). Например, информацию могут нести не только значения букв и цифр, но и их цвет, размер, вид шрифта.

Часто термин «кодирование» употребляется в более узком смысле.

Кодирование в узком смысле слова подразумевает представление сообщения в форме, удобной для передачи по некоторому каналу связи.

В теории передачи информации важным является решение проблемы кодирования и декодирования, обеспечивающее надежную передачу по каналам связи с «шумом»1.


Наша основная цель – знакомство с методами построения эффективных схем кодирования информации для передачи по реальным каналам с «шумами».

Информационное сообщение всегда связано с источником информации, приемником информации и каналом передачи.

Канал связи, соединяющий источник и приемник информации реализует возможность передачи сообщения посредством электрического сигнала.

Источник информации




Канал связи




Приемник информации







Рис.1 Информационная модель канала связи
Чтобы передать информацию, её необходимо предварительно преобразовать.

Кодирование – это преобразование сообщения в форму, удобную для передачи по каналу связи.

Пример: передача сообщения в виде телеграммы. Все символы кодируются с помощью телеграфного кода.



Декодирование – операция восстановления принятого сообщения.

В систему связи необходимо ввести устройства для кодирования и декодирования информации.



Источник информации




Кодер




Декодер




Получатель (приемник)




Канал







| | |




Помехи

Рис.2. Процесс передачи сообщения от источника к приемнику (получателю)

При передаче по каналу связи возникают ошибки, связанные с разными причинами, но все они приводят к тому, что получатель принимает искаженную информацию. Для того чтобы организовать нормальную работу информационного канала связи необходимо решить следующие проблемы:



  1. обнаружить ошибки, если они возникают;

  2. исправлять найденные ошибки;

  3. защищать информацию, передающуюся по каналам связи;

  4. ускорять передачу информации по каналу связи.

Из перечисленных проблем теория кодирования исследует первую и вторую. Третьей проблемой занимается криптография.2 Четвертая же является прикладной для криптографии и теории кодирования как параметр, с помощью которого определяется качество криптографии и кодирования.

Пусть мы хотим передать сообщение, которое может быть строкой символов некоторого конечного алфавита: {0,1}, или {строчные и/или прописные латинские буквы}, или {арабские цифры} и т.п.

Например, сообщение может быть текстом на английском или русском языке (тогда в алфавит следует включить пробелы и знаки препинания).

Сообщения могут также состоять из двоичных или десятичных чисел, образующих строки ограниченной длины (например, в тех случаях, когда информация передается с одной вычислительной машины на другую).

Таким образом, передача данных сводится к передаче по некоторому каналу связи знаков некоторого конечного алфавита. Практически всегда канал связи не идеален.

Двоичные симметричные каналы

При математическом анализе систем связи обычно пользуются упрощенными моделями. Для двоичного алфавита {0,1} простейшая достаточно реалистическая модель называется двоичным симметрическим каналом. Пусть двоичные сигналы 0,1 последовательно передаются по каналу связи на приемник.

На рис.3 представлена ситуация, когда каждый символ принимается правильно с вероятностью р и ошибочно с вероятностью q = 1- p.



Рис. 3 Вероятность перехода в двоичном симметричном канале.

Идея, положенная в основу использования любого систематического кода такова: сообщение, подлежащее передаче, кодируется по определенной схеме более длинной последовательностью символов в алфавите {0, 1}. Эта последовательность называется кодом3 или кодовым словом. При приеме можно исправлять или распознавать ошибки, возникшие при передаче по каналу связи, анализируя информацию, содержащуюся в дополнительных символах.



Систематический код – код, содержащий в себе кроме информационных контрольные разряды.

Приемник способен распознавать и/или исправлять ошибки, вызванные шумом, анализируя дополнительную информацию, содержащуюся в добавочных символах. Принятая длинная последовательность декодируется по схеме декодирования в первоначально переданную, т.е. в последовательность до стадии кодирования.

Двоичным (m, n)–кодом называется пара, состоящая из схемы кодирования E:2m®2n и схемы декодирования D:2n®2m, где 2n – множество двоичных последовательностей длины n.

Все помехоустойчивые коды делятся на два больших класса:



  • коды с обнаружением ошибок, которые имеет целью только выяснить наличие ошибок.

  • коды с исправлением ошибок, которые имеют целью восстановить посланное сообщение, если при передаче его исказили.

Для иллюстрации приведем два примера.

Пример 1. Будем считать, что источник информации формирует последовательность из 0 и 1 и перед нами стоит задача преобразовать эту последовательность из 0 и 1 в другую последовательность из 0 и 1, таким образом, чтобы после получения этой информации при декодировании можно было обнаружить ошибку. Один из методов построения такого кода основан на схеме проверки четности. Вот пример простого кода, с большой достоверностью указывающего на наличие ошибки.

Пусть a=a1…am сообщение любой фиксированной длины m.

Схема кодирования определяется так:

E: (a1, … ,am) =a1 … am = ab = b1…bm+1,

где bi = ai, при i=1,2,…,m,



Например, при m=2 схема кодирования определяется следующим образом:



00000

01011

10101

11110

Из схемы кодирования видно, что поразрядная сумма любой кодированной последовательности должна быть четной, т.е. b1 +…+ bm+10(mod2).

Соответствующая схема декодирования такова: D: bc,

где bi = ci, при i=1,2,…,m, (последний бит отбрасывается).

Если - нечетная, то это означает, что при передаче сообщения произошла ошибка. Если канал с обратной связью, то по нему передается сообщение об ошибке и источник дублирует отосланную информацию. Однако, если - четная, мы не можем быть уверены в том, что ошибка не произошла. Поразрядная сумма остается четной при двух ошибках и вообще при любом четном числе ошибок. Поэтому, при таком кодировании допускается, что при передаче слова длины m может возникнуть только одна ошибка.

Пример реализации метода четности представлен в таблице.









Таблица 1

Число

Контрольный разряд

Проверка

10101011

1

0

11001010

0

0

10010001

1

0

11001011

0

1 – нарушение

Пример 2. Определить и исправить ошибку в передаваемой информации вида

1001110

1110101

0101101

1010110

1101011

0

0

0

0

1

Для контроля использовать метод четности по строкам (контрольный столбец 8).

Решение: Осуществим проверку на четность по каждой строке: для этого определим , если , то при передаче сообщения возникает ошибка в i

-той строке.



k1=0; k2=1; k3=0; k4=0; k5=0.

Проверка показывает, что ошибка возникла в разряде второй строки. Следовательно, разряд, содержащий ошибочную информацию, находится во второй строке.

Контроль по методу четности широко используют в ЭВМ для контроля записи, считывания информации в запоминающих устройствах на магнитных носителях, а также при выполнении арифметических операций.

Теперь подробнее разберем пример кода с исправлением ошибок. Простейший пример такого кодирования состоит в повторении сигнала, хотя этот способ далек от оптимального.



Пример 3. Рассмотрим двоичный симметричный канал для передачи строк двоичной информации. Иногда полезен следующий (m,3m) – код с тройным повторением. Например: 0000, 1111, где 000 и 111 – кодовые слова.

Схема кодирования определяется следующим образом: каждое сообщение разбивается на блоки длины m, и каждый блок передается трижды.

Схема декодирования определяется так: принятое сообщение разбивается на блоки длины 3m и в каждом блоке из трех символов ci, ci+m, ci+2m , принимающих значение 0 или 1, выбирается тот, который встретился большее число раз (два или три раза). Этот символ считается i-ым символом в декодированном сообщении. В частности при схеме кодировки 0 ® 000, 1 ® 111, декодирование при возможности одной ошибки будет следующей

000®0

001®0

010®0

100®0

111®1

110®1

101®1

011®1

Тройное повторение обеспечивает исправление одной ошибки в каждой позиции за счет трехкратного удлинения времени передачи.

Можно определить также (1,r) – код с r – кратным повторением, в котором каждый символ 0 или 1 кодируется последовательностью из r таких символов. Множество кодовых слов состоит из двух слов длины r каждое: 00…0 и 11…1.

При декодировании решение принимается «большинством голосов», т.е. переданным считается символ, встречающийся большее число раз. При больших r мы практически обезопасим себя от ошибок, однако передача сообщений будет идти очень медленно.

Описанные примеры принадлежат к классу блочных кодов, т.е. блочный код заменяет каждый блок из m символов некоторым более длинным блоком из n символов (mn), который после передачи подлежит декодированию.

Блочный код обозначается (m, n) - код.

Случай m=n используется в шифровании, где цель кодирования состоит в обеспечении секретности сигнала.

В математической модели кодирования и декодирования удобно рассматривать строки ошибок. Данное сообщение а = а1 а2 … аm кодируется кодовым словом в = в1, в2, …, вn. При передаче канал связи добавляет к нему строку ошибок ℓ = ℓ12, … ℓn, так что приемник принимает сигнал с = с1 с2 …сn, где сi = вi + ℓi.

Система, исправляющая ошибки, переводит слово с1 с2 …сn в ближайшее кодовое слово в1, в2, …, вn.

Система, обнаруживающая ошибки, только устанавливает, является ли принятое слово кодовым или нет. Последнее означает, что при передаче произошла ошибка.

Пусть, например, передаваемое слово а = 01 кодируется словом в= 0110, а строка ошибок есть ℓ = 0010. Тогда будет принято слово с = 0100. Система, исправляющая ошибки, переведет его в 0100 и затем восстановит переданное слово 01.



Расстояние Хэмминга

К числу ключевых понятий теории кодирования принадлежит понятие расстояния между двоичными словами.

На множестве двоичных слов длины m расстоянием d(а,b) между двумя словами a и b называют число несовпадающих позиций этих слов, например: расстояние между словами a=0110100 и b=0010101 равно 2.

Определенное таким образом понятие называется расстоянием Хэмминга. Оно удовлетворяет следующим аксиомам расстояний:



  1. d(а,b)0 и d(а,b) = 0 тогда и только тогда, когда a = b;

  2. d(а,b) = d(b,a);

  3. d(а,b) d(a,c)+ d(c,b) – неравенство треугольника.

Расстояние минимально и равно единице, если слова отличаются только в одной позиции. Для возможностей обнаружения ошибки в одной позиции минимальное расстояние между кодовыми словами должно быть равно 2. Иначе ошибке в одной позиции может превратить одно кодовое слово в другое, и она не будет обнаружена.

Весом w(а) слова а называют число единиц среди его координат. Тогда расстояние d(а,b) между двоичными словами a и b есть вес их суммы, т.е. d(a,b)=w(a+b), где символом + обозначена операция покоординатного сложения по модулю 2.

Например



w(0101) = 2

w(1101) = 3

d(1011, 1111) = 1

d(1101, 1101)=0

Код тем лучше приспособлен к обнаружению и исправлению ошибок, чем больше различаются кодовые слова.



Пример 4. Найти вес и кодовое расстояние для двоичных слов a=011011100, b=100111001.

Решение: Вес для двоичных слов w(a)= ; w(b)=.

Находим кодовую комбинацию C=A+B = 111100101, для которой определяется вес, равный кодовому расстоянию для A и B: w(C)= d(A,B)=



Ответ: d(A,B) = 6.

Пример 5. Рассмотрим (2, 3)–код с проверкой на четность. Тогда (см. пример 1.) множество кодовых слов есть 000, 101, 011, 110. Минимальное расстояние между кодовыми словами равно 2. Этот код способен обнаруживать однократную ошибку.

Контрольные задания

Представленные ниже задачи являются контрольным заданием для учащихся 10-11 классов. Решения необходимо оформить в отдельной тетради и выслать по адресу 680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 48, ХКЦТТ, ХКЗФМШ. Для зачета нужно набрать не менее 25 баллов (количество баллов за каждую правильно решенную задачу указано в конце условия).

Тема: Структуры данных

И10.3.1. Опишите, чем очередь отличается от стека. 2 балла


И10.3.2. Что такое дек? Опишите ADT дек и принцип работы дека. 6 баллов
И10.3.3. Приведите примеры очередей из жизни. 2 балла за пример
И10.3.4. Из следующих утверждений выберите верное: (два балла за верный ответ на каждый вопрос)

В очереди элементы:

а) добавляются в один конец списка, а извлекаются с любого из концов;

б) добавляются в начало списка, удаляются также из начала списка;

в) добавляются в начало списка, а извлекаются с другого конца списка.
И10.3.5. Опишите, как происходит наполнение очереди в следующей задаче.

Продавец обслуживает одного покупателя в течение 2 минут, максимальный размер очереди – 7 человек. Через сколько минут очередь достигнет максимального размера? Сколько покупателей к этому времени будет обслужено (покупатели прибывают по одному человеку в 1 минуту)? Через сколько минут нельзя будет дополнить очередь? Каково среднее время пребывания первых пяти покупателей в очереди? 15 баллов



Тема: Теория кодирования

И10.3.6. Определите вес и кодовое расстояние для двоичных слов:



  • а = 01101111; в= 11101101;

  • а= 01010101; в = 10101010. 5 баллов

И10.3.7. Провести проверку правильности кода по методу четности двоичных слов:



1001110

1010101

0101101

1000110

1101011

0

0

0

0

1

5 баллов
И10.3.8. Пусть было принято следующее сообщение 000111101110001111, для передачи которого использовался (1, 3)-код с тройным повторением. Определите, какое сообщение было передано. 10 баллов


1 Здесь «шум» – это помехи при передаче.

2 Криптография – тайнопись

3 Коды, использующие два различных элементарных сигнала, называются двоичными. Эти сигналы удобно обозначать символами 0 и 1. Тогда кодовое слово будет состоять из последовательности нулей и единиц.


Хабаровская краевая заочная физико-математическая школа

Каталог: dlrstore
dlrstore -> Программа элективного курса профильного обучения учащихся 10-11-х классов
dlrstore -> Самооценка методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей
dlrstore -> Н. Д. Лицмана” Единое математическое пространство как средство интеллектуально-нравственного
dlrstore -> Программа курсов по выбору предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов «экологический практикум школьника»
dlrstore -> Программа элективного курса профильного обучения учащихся 10-11-х классов «экология: в вопросах и ответах»
dlrstore -> Программа курсов по выбору предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов «СПб ru»
dlrstore -> Программа курсов по выбору предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов «экология жилища»
dlrstore -> Методическое пособие для педагогов по организации школьного телекоммуникационного проекта «Граждановедение»
dlrstore -> «Повсюду музыка слышна»
dlrstore -> Программа курсов по выбору предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница