Методика введения фундаментальных понятий, законов и закономерностей курса астрономии старшей школы



Pdf просмотр
страница1/2
Дата23.12.2019
Размер0,51 Mb.
ТипЗакон
  1   2


Практическая работа «Методика введения фундаментальных понятий, законов и закономерностей курса
астрономии старшей школы»
(к теме 3.1 Проектирование и конструирование урока астрономии)
1.
В процессе формирования понятийного аппарата целесообразно использовать планы обобщенного характера
(методические разработки по физике выполнены Г.В.Оспенниковой, А.Ю. Румянцевой, А.В.Усовой). Ниже представлены отдельные элементы данных планов. Внесите недостающие элементы и завершите каждый из представленных планов:
План описания астрономического объекта
-
Признаки объекта, условия его существования.
-
Структура объекта, его возможные состояния.
-
…. Свойства объекта, величины, их характеризующие.
-
…. Взаимосвязь свойств объекта, ее математическое выражение.
-
Зависимость свойств объекта от внешних факторов.
-
Теоретическая модель объекта, объяснение его основных свойств с позиции.
-
…. Использование свойств объекта на практике
-
…. Способы предупреждения проявлений нежелательных свойств объекта
План описания астрономического явления
-
Признаки явления, условия его наблюдения.
-
Примеры проявления явления во Вселенной, разновидности явления.
-
…. Количественные характеристики явления.
-
…. Зависимость характера протекания явления от внешних факторов
-
Законы, описывающие явление, их математическое выражение.
-
Астрофизическая сущность явления, механизмы его протекания.
-
….Способы предупреждения вредного для человека протекания явления
План описания астрономической величины
-
Характеризуемое величиной явление или процесс.
-
Определение величины.
-
…. Какая это величина (векторная, скалярная)
-
….
Единицы измерения данной величины: основные, дольные и кратные ей, единицы измерения величины в
других метрических системах, внесистемные единицы измерения. Соотношение между единицами измерения.
Определение основной единицы измерения величины.
-
Связь данной величины с другими величинами.
-
Способы определения величины: прямые, косвенные. Суть способов, приборы, необходимые для выполнения
измерений. Границы встречающихся в природе значений данной величины.
План описания астрономического закона
-
Краткие сведения истории открытия, автор открытия закона.
-
Словесная формулировка закона.
-
…. Математическое выражение данного закона (связь между какими величина- ми выражает данный закон, вид
связи - прямая пропорциональность, обратная пропорциональность и т. п.). –
-
Опыты, подтверждающие справедливость закона.
-
Границы применимости закона.
-
…. Объяснение закона с точки зрения более общих экспериментальных законов, а также современных научных
теорий
-
…. Практическое использование (учет) закона.
План описания астрономической теории
-
Краткие сведения истории возникновения теории.
-
Научные факты, лежащие в основе теории, общенаучные и естественнонаучные принципы.
-
….
общенаучные и естественнонаучные принципы, в опоре на которые строилась теория;


-
…. идеализированный объект теории (модель), его характеристика; принципы и постулаты теории;
-
Система математических уравнений теории (заменяющие их качественные утверждения), описывающие модель
(идеализированный объект теории)э
-
Следствия теории.

.
Круг научных фактов, экспериментальных законов, менее общих теорий, объясняемых данной теорией, о
научных фактах, экспериментальных законах, пред- сказываемых теорией.
-
….. Границы применимости теории (круг явлений, которые теория не объясняет, а также явления, которым она
дает лишь качественное толкование).
1.
Приведите примеры:
- одной из групп космических объектов – космических тел;
Планеты, туманности, спутники, малые тела, кометы, метеоры, болиды, метеориты, звезда, чёрная дыра,
квазар, спутник, пульсар, протозвёзда, планетоид, магнетар
- одной из групп космических объектов – космических систем;
Системы, состоящие из скопления звезд, пыли и газа - галактики, планетные системы (Солнечная), система Земля
– Луна, звёздные скопления и ассоциации, скопления галактик, система из четырех звезд Эпсилон Лиры и другие
кратные звёзды, метагалактика, Вселенная.
- астрономических явлений;
Звёздный ветер, зодиакальный свет, кратковременные лунные явления, лунное затмение, прохождение планет по
диску Солнца, сизигия, солнечное затмение, эффект Ярковского, параллакс, вращение Земли вокруг своей оси,
рождение и взрыв звёзд,
увеличение эксцентриситета лунной орбиты, фазы Луны, восход и заход небесных
светил
Смена дня и ночи, видимое вращение звездного неба, видимое движение Солнца по небу в течение
дня
,
обращение Луны вокруг Земли, …
- астрономических явлений, наблюдаемых в атмосфере Земли;
Рефракция света, мерцание звезд, миражи, радуга, гало, свечение при пролёте болида, метеора, метеорита, полярные сияния, голубое небо, хрономиражи, радужные облака, лунная радуга, кульминация светил …
- астрономических законов;
Закон Вина, Хаббла, Эддингтона, закон всемирного тяготения, закон Стефана-Больцмана, законы Кеплера, закон
Дрейка, закон Тициуса—Боде,…
- астрономических теорий.
Теория горячей расширяющейся Вселенной, теория возникновения
Вселенной, теория большого взрыва, теория
рождения планет гигантов, теория звёздных эволюций, теория образования чёрных дыр, теория Коперника, теория
Устойчивого развития, теория возникновения и развития жизни, разума и космических цивилизаций на Земле и во
Вселенной, теория И.С. Шкловского, теория пульсирующей Вселенной, теория самоограничения роста галактик,
теория хаоса, теория параллельной Вселенной, теория струн, астрономическая теория палеоклимата,
гипотеза
Гершеля, теория Фридмана,
теория Эйнштейна о свойствах Вселенной, теория развития Солнечной системы как
комплекса тел, имеющих общее происхождение, теория образования колец планет-гигантов
, т
еория
А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной
1.
Составьте обобщенную схему структуры астрономической науки, классифицирующей элементы в последовательности «вид – род – семейство – группа – класс – тип».
1.
Используя учебник Б.А. Воронцов-Вельяминова, Е.К. Страута и рабочую программу к учебнику, заполните таблицу:



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница