О поло-ролевом воспитании дошкольников



Скачать 19,78 Kb.
страница1/2
Дата13.02.2021
Размер19,78 Kb.
ТипРеферат
  1   2

О поло-ролевом воспитании дошкольников.

Подготовила старший воспитатель Зашихина М.К.

Дошкольному возрасту соответствует период так называемой первичной социализации, сутью которой является постижение ребенком смысла норм, ценностей и требований окружающей его социокультурной среды.

Осуществление первичной социализации, особенно в процессе воспитательных воздействий, предполагает наличие посредников между ребенком и социальным миром, и эту функцию посредника в первую очередь выполняют значимые взрослые. В дошкольном возрасте, наряду с родителями, к числу значимых других относятся и воспитатели детских садов, чьи воздействия оказывают существенное влияние на социальное развитие личности ребенка, в том числе и в плане поло-ролевой социализации.

В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам поло-ролевого воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются поло-ролевые особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не мальчиков и девочек того или иного возраста.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого взрослые должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Очень часто воспитывают и девочек и мальчиков исключительно женщины: дома – мама или бабушка, в детском саду – женщины-воспитатели. И это в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости. Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа «Я» ребенка с определенной социальной ролью. Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. Кроме того, педагог-женщина не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и сверстниками. Поэтому первоочередной задачей является введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений полоориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это является уместным. При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (поделки, рисунка, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, её публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.д. для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, конструировать что-то и т.п. каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности и получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих достижениях, однако это требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Особенно заметны различия мальчиков и девочек дошкольного возраста в игровой деятельности. Воспитателям-женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы, а играть мальчикам в шумные, подвижные игры в группе не разрешатся, в том числе и из-за опасности получить травму. Содержание и игровые стили мальчиков не могут быть реализованы, в результате они лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Предметно-пространственная среда группы является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний, удовлетворения интересов и получения социального опыта. Она не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физическая, игровая, умственная и т.п.), но является основой его самостоятельной деятельности с учетом поло-ролевых особенностей и интересов. В предметной среде необходим баланс материалов и пособий и для девочек, и для мальчиков. Это и технические игрушки, коробки с конструкторами, наборы для игр с правилами на ловкость, меткость и т.п. Необходимо добиваться поло-ролевой адресности игрушек и пособий, сочетания многофункционального и легко трансформируюемого оборудования. Важно иметь в группах центры, уголки, игрушки, оборудование, предназначенные как для развития качеств мужественности мальчиков, так и качеств женственности девочек.

Формирование соответствующего полу ролевого поведения мальчиков и девочек должно осуществляться и в процессе занятий дошкольников физическими упражнениями.

В младшем дошкольном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика их представителей. Ребенок усваивает свою половую принадлежность, но ещё не осознает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

На физкультурных занятиях педагог акцентирует внимание на принадлежности к определенному полу. Например: «Мальчики берут мячи и садятся на скамейку. А теперь девочки. Кто здесь девочки? Подняли руки вверх! Умницы девочки, опустили руки. Девочки берут ленточки и подходят ко мне».

В среднем дошкольном возрасте формируется активное отношение ребенка к окружающим как к представителям разных полов. На занятиях физической культурой следует обращать внимание на различия в проявлении характера движений мальчиков и девочек, подбирая соответствующие общеразвивающие упражнения. С этого возраста следует разделять роли в установке и уборке физкультурного оборудования. Например, педагог не только дает задание по уборке оборудования, но и комментирует его: «Девочки у нас всегда следят за порядком, поэтому Оля, Даша и Маша аккуратно сложат кубики в коробку, а Ира и Катя повесят обручи. Мальчики сильнее девочек, поэтому они будут выполнять тяжелую работу. Давайте, мальчики, встанем около скамейки, все вместе возьмем её и отнесем на место».

Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). В упражнениях и подвижных играх можно закреплять представление детей о мужских и женских именах, профессиях, одежде, игрушках. Например, игры «Такси», «Я знаю 5 имен девочек». Игры малой подвижности (на основе «Съедобное – несъедобное») «Мамина одежда» или «Игрушки для мальчиков».

В старшем дошкольном возрасте появляется восприятие пола с точки зрения принадлежности к группе, объединенной общностью интересов её представителей, возникновение ориентации на образ «Я» мальчика или девочки. С целью дифференцированного физического воспитания целесообразно разрабатывать большие тематические игры, которые можно было бы применять при работе по подгруппам, соответственно с мальчиками или девочками. («Охотники», «Спасатели», «Феи», «Кукольный магазин» и т.п.). При использовании на физкультурном занятии схем построения детей или карточек для самостоятельного выполнения упражнений следует использовать условные обозначения мальчиков и девочек.

В формировании знаний о видах спорта необходимо акцентировать внимание на мужские и женские виды спорта, а также на деятельность мужчины и женщины в видах спорта, предусматривающих выступления смешанных пар.

Также эффективно и на физкультурных праздниках предусматривать часть заданий отдельно для девочек и мальчиков, а также показательные выступления, на которых мальчики показывают свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки в гибкости, грации, двигательном творчестве.

Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов с учетом поло-ролевых и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница