Обзор практик внедрения медиации в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга



Скачать 93,85 Kb.
страница1/4
Дата06.04.2021
Размер93,85 Kb.
ТипОбзор
  1   2   3   4

Обзор практик внедрения медиации

в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Санкт-Петербурга
Медиация и медиативные технологии являются современным
и актуальным подходом в урегулировании конфликтов, направленным
на превенцию совершения правонарушений и улучшение психологического состояния, как отдельных людей, так и психологического климата в малых
и больших группах. Подход основан на обоснованном предположении: неразрешенные конфликты способствуют росту внутреннего напряжения
у его участников. По мере увеличения данного напряжения человек испытывает потребность снизить его, что чаще всего реализуется
в действиях, на которые субъект не был бы способен в спокойном состоянии. Одним из вариантов таких действий являются правонарушения, но также
к ним можно отнести острые семейные ссоры, перерастающие в кризисы; прекращение в одностороннем порядке отношений с родственниками
или деловыми партнерами, суицидальные попытки и др. Своевременное использование медиации, как технологии конфликторазрешения, основанной на добровольном и равном участии сторон в процессе урегулирования ситуации, направлено на достижение мирного, взаимовыгодного решения конфликта, что снижает напряжение участников и снижает вероятность его накопления в будущем. В отсутствии высокого внутреннего напряжения и давления со стороны окружающих можно рассчитывать на снижение намерения к агрессивным и противоправным действиям со стороны человека.

Помимо снижения конфликтности в социальной среде


Санкт-Петербурга использование медиативных технологий для разрешения конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних и молодежи, а также затрагивающих их интересы, потенциально способно облегчить работу судебной системы, позволяя закончить до 50% судебных разбирательств мировыми соглашениями или отказами от исковых требований. Только вопросы, связанные с разводами, алиментами, определением порядка общения и места жительства детей за первые 6 месяцев 2017 года составили основу исковых заявлений 10752 гражданских дел. Если взять за основу статистику Липецкого областного суда, согласно которой эффективность тотального предложения сторонам медиации приводит к мирному урегулированию 31% случаев, за первую половину 2017 года медиаторами могло быть разрешено более 3300 конфликтных ситуаций по гражданским делам, разбираемых в судах Санкт-Петербурга. При этом работа медиатора по одному случаю продолжается от 1 до 4 месяцев, в то время как циклы судебных разбирательств по семейным спорам нередко продолжаются свыше 2-3 лет. Также необходимо учесть, что данное число не учитывает конфликтные ситуации, связанные с детско-родительскими отношениями или семейными ссорами, которые не попадают в поле рассмотрения судебных органов, но повышают статистику подростковых правонарушений и разводов.

Полноценное применение медиативных технологий во всех перечисленных сферах требует наличия обширной и всесторонней сети служб медиации, которая не может быть создана одномоментно,


без соответствующих социально-экономических условий (уровень информированности населения, финансовое обеспечение деятельности, квалифицированный кадровый резерв и пр.). Важно отметить, что
в Санкт-Петербурге в настоящее время действует несколько организаций
и учреждений, предоставляющих населению возможность обратиться
за медиацией, а также обучающих будущих специалистов в этой сфере.

Для полноценного обобщения состояния медиативных технологий


в Санкт-Петербурге необходимо кратко остановиться на деятельности следующих организаций и подразделений: Школьные службы медиации, координируемые Городским учебно-методическим объединением; Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге, в составе которого активно действует несколько профессиональных медиаторов; Некоммерческое партнерство «Лига Медиаторов», участвующее
в реализации грантов и объединяющее значительное количество частных медиаторов Санкт-Петербурга; Конфликтологическая клиника Санкт-Петербургского государственного университета, более пяти лет предоставляющая свои услуги для населения
на безвозмездной основе; Служба медиации Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения  «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ» (далее – Центр «КОНТАКТ»), действующая
на основании государственного задания Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга.

Медиация – переговоры по урегулированию конфликта с участием нейтрального посредника, целью которых является достижения взаимовыгодного соглашения для всех участников конфликта.

Конфликтологическое консультирование – процесс индивидуальной встречи участника конфликта со специалистом для прояснения его позиций и интересов, подготовки к переговорам. Говоря о переговорах с участием посредника, следует отметить основные принципы, без которых данная процедура невозможна:

1. принцип добровольности;

2. принцип нейтральности;

3. принцип конфиденциальности;

4. принцип равноправия сторон.

Принцип добровольности предполагает, что медиация может быть организована только при условии согласия всех сторон на участие. На первый взгляд это создает серьезное препятствие для использования медиации, но, как показывает практика, применение любой социальной технологии является неэффективным, если объект сопротивляется участию специалиста. В рамках подготовки медиации целесообразно замотивировать потенциальных участников на предварительные индивидуальные консультации, в ходе которых прояснить их видение конфликтной ситуации, рассказать особенности медиации и обговорить согласие или несогласие на участие в ней. При таком варианте, даже после отказа от участия, стороны получают возможность иначе взглянуть на происходящее и, при необходимости, обратиться к переговорам позже.

Принцип нейтральности определяет ограничение для медиатора в сопереживании и присоединении к сторонам конфликта. Сохранение объективности требует от специалиста удержания в сознании позиций, интересов и причин поведения всех участников конфликта. Реализация данного принципа осложняется, когда взгляды или действия сторон вступают в конфликт с принципами или образом мышления медиатора. В этом случае бывает целесообразно привлечь к случаю второго специалиста или разобрать ситуацию на супервизии.

Принцип конфиденциальности направлен на создание у сторон ощущения безопасности, которое необходимо для озвучивания всей значимой для разрешения ситуации информации. Принцип конфиденциальности соблюдается специалистом, как в ходе медиации, так и в процессе индивидуальных консультаций. Он предполагает, что медиатор без согласия сторон (или стороны в случае консультации) не может транслировать информацию, которая была им получена в ходе работы. Соблюдение данного принципа крайне важно в работе с семейными конфликтами, поскольку в них стороны часто затрагивают щекотливые, даже интимные темы.

Принцип равноправия сторон тесно связан с принципом нейтральности и предполагает, что каждая из сторон конфликта имеет равные права на выражение своего мнения в процессе медиации, на участие в выработке финального решения, а также на количество и длительность индивидуальных встреч с медиатором, если они требуются. Нарушение принципа равноправия может повлечь за собой потерю медиатором нейтральности и утрату доверия одной или нескольких сторон конфликта. Основываясь на базовой информации о медиации, представленной выше, можно перейти к анализу опыта существующих учреждений и организаций, предоставляющих жителям Санкт-Петербурга возможность обратиться за проведением медиации.

Использование медиации в системе образования Санкт-Петербурга представляет собой модель активного взаимодействия школьных служб медиаций, координируемых районными методическими объединениями по медиации и общим городским учебно-методическим объединением по медиации. Необходимо отметить, что уровень развития школьных служб медиации и, соответственно, использования ими медиативных технологий для разрешения конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних или затрагивающих их интересы различается по административным районам Санкт-Петербурга и конкретным заведениям.

В рамках мониторинга деятельности школьных служб медиации, проведенного специалистами Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в октябре 2017 года, степень развития школьной службы медиации была условно определена в рамках четырехступенчатой градации: 1 стадия – создание локальных нормативных актов, 2 стадия – обучение и работа взрослых специалистов, 3 стадия – обучение учащихся методу медиации, 4 стадия – совместная работа взрослых и несовершеннолетних, обучающихся в школьной службе медиации. Приоритетными задачами школьных служб медиации являются: урегулирование конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса с применением медиативных технологий; популяризация медиации как эффективного способа решения конфликтов; обучение медиативным технологиям всех участников образовательного процесса и формирование в среде школьников групп медиаторов-ровесников.

Механизм информирования сотрудников школьных служб медиации


о конфликте и технология работы с ним может различаться в зависимости
от специфики учебного заведения. Данные, поданные общеобразовательными учреждениями Санкт-Петербурга (в опросе приняло участие 66% учреждений) показывают, что за истекший период 2017 года в рамках работы школьных служб медиации было рассмотрено 1512 случаев. Из общего числа заявлений 1113 случаев (73,6%) были проработаны работниками школьных служб медиации, в 399 случаях (26,4%) к работе были привлечены специалисты иных учреждений. Во всех конфликтных ситуациях участие школьных служб медиации, согласно данным мониторинга, привел к примирению сторон и нормализации психологического состояния обучающихся. Учитывая специфику проведения мониторинга на большой выборке учреждений, целесообразно уточнять информацию об уровне развития и готовности разрешать конфликтные ситуации силами школьной службы медиации в каждом конкретном учреждении отдельно.

По предметам конфликтных ситуаций, поступивших в работу в школьные службы медиации, в рамках данных мониторинга выделены следующие: 1134 случая (75%) составили межличностные конфликты; 226 случаев (15%) – семейные конфликты; 152 случая (10%) – совершение несовершеннолетними правонарушений. В межличностной сфере 58% от общего числа конфликтных ситуаций возникли в отношениях между учениками, 8% - между учеником и учителем, 7% - между учеником и родителями, 2% - между родителями и администрацией школы. Данная статистика показывает актуальность развития системы школьных служб медиации, особенно, в аспекте оперативного разрешения конфликтных ситуаций между учениками. Наиболее актуальными потребностями сотрудников школьных служб медиации мониторинг определяет повышение квалификации и финансирование деятельности школьных медиаторов, а также содействие в печати методических и информационных материалов для распространения их среди школьников и их родителей.

В рамках деятельности Аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге также организуются переговоры между сторонами при участии третьего, нейтрального посредника с целью нахождения решения, максимально удовлетворяющего всех участников. Являясь самостоятельным государственным органом, Аппарат Уполномоченного по правам ребенка принимает заявления от населения на основании письменного обращения. Специалисты, осуществляющие подготовку и проведение переговоров, являются сотрудниками Экспертно-правового отдела и помимо проведения медиаций оказывают консультативную, юридическую помощь. Основная сфера применения медиации специалистами данного органа – семейные конфликты, касающиеся детско-родительских отношений, определения родственниками порядка общения с детьми и др.

За первое полугодие 2017 года в Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге поступило 1748 обращений. Из них более 25% (447 обращений) относится к категории «Нарушение прав детей одним из родителей или законным представителем», где возможно применение медиации для разрешения конфликта. Поскольку применение медиативных технологий является лишь одной из форм помощи гражданам, обращающимся в данное учреждение, методические встречи, посвященные именно медиации, проводятся здесь не чаще одного раза в год. Статистика результативности применения медиативных технологий в рамках данного органа, к сожалению, отсутствует.

Некоммерческое партнерство «Лига Медиаторов» объединяет профессионалов, предоставляющих услуги для улучшения отношений в правовой, семейной, образовательной и бизнес сферах. Специалисты, объединенные в данном сообществе, как правило, работают за счет оплаты сторон, принимающих участие в медиации, или организаций, заинтересованных в проведении переговоров. Соответственно, категории граждан, которые могут обратиться к членам партнерства за помощью, никак не ограничены. Случаи для работы в Лигу могут приходить по личному обращению или по рекомендации судебных органов или субъектов профилактики. Новая заявка поступает к диспетчеру, который уже предлагает ее конкретному медиатору. В неделю данная организация готова принимать до 10 случаев. За прошедший период 2017 года специалистами, входящими в состав Лиги Медиаторов, было организовано более 400 медиаций.

Также в 2017 году Лига Медиаторов впервые выиграла грант


на реализацию медиаций по проекту «Миру быть», в рамках которого ответственностью исполнителя было организовать в Санкт-Петербурге не менее 7 комнат примирения и принять не менее 100 семей для организации процедуры альтернативного урегулирования конфликтных ситуаций. Целевыми группами проекта являлись: дети и подростки, многодетные семьи, пенсионеры, молодежь и студенты, женщины, бездомные, люди с ограниченными физическими возможностями. В рамках проекта медиаторы провели 60 медиаций и 58 консультаций. Согласно данным итогового отчета по проекту «Миру быть» в 74% случаев специалистам удалось способствовать полному разрешению конфликтной ситуации, еще в 16% случаев было найдено частичное решение. Наконец, в 10% случаев потребовалась помощь иных специалистов, или медиация оказалась неэффективной. Следует отметить, что комнаты примирения в рамках данного проекта были организованы на территории районных Центров помощи семье и детям, что говорит о высокой эффективности взаимодействия медиаторов и специалистов по социальной работе.

На базе Санкт-Петербургского государственного университета уже более пяти лет действует конфликтологическая клиника, предоставляющая свои услуги для населения на безвозмездной основе. Получить конфликтологическую консультацию или принять участие в медиации может любой желающий без ограничений (за исключением соответствия критериям медиабельности случая) при условии согласия на присутствие на медиации наблюдателя, которыми, чаще всего, являются студенты, проходящие практику на базе конфликтологической клиники. Таким образом, деятельность конфликтологической клиники существует в рамках образовательного процесса, одновременно оказывая непосредственную помощь населению на безвозмездной основе.

Обращение в конфликтологическую службу осуществляется по общедоступному телефону. На звонок отвечает диспетчер, дающий первичную информацию о медиации, кофликтологическом консультировании и особенностях работы службы. После устного подтверждения готовности продолжить работу диспетчер подбирает для клиента специалиста и наблюдателей, после чего медиатор уже самостоятельно назначает встречи с клиентом. Состав специалистов конфликтологической службы позволяет участвовать в разрешении конфликтных ситуаций из различных сфер за исключением политической. Существование при Санкт-Петербургском государственном университете ограничивает возможности в количестве случаев, принимаемых в работу. На сегодняшний день Конфликтологическая служба обладает возможностью принимать до 8 случаев в неделю, исключая летний период. За 2017 год в конфликтологической службе были проведены медиации по более чем 40 конфликтным случаям, 85% из которых (~34 случая) закончились примирением. Заявки приходят в университет от органов опеки и попечительства, учебных заведений, судебных органов и по личному обращению граждан, но не все из них являются медиабельными и принимаются в работу.
Городская Служба медиации Центра «КОНТАКТ» была создана 1 июля 2016 года по инициативе Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга. Основой для создания городской службы медиации стала инициатива Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга. В настоящее время служба является подразделением, принимающим заявки на организацию процедуры альтернативного урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних и молодежи или затрагивающих их интересы. В эту категорию попадают семейные конфликты, предметом которых являются детско-родительские отношения или конфликты между супругами; школьные конфликты между участниками образовательного процесса; этнические конфликты, в случае если они возникают в молодежной среде; организационные конфликты, если их участниками являются сотрудники в возрасте до 30 лет.

В основе деятельности Службы медиации Центра «КОНТАКТ» лежит миссия: создание общества, построенного на принципах эффективной коммуникации, сотрудничества и взаимоуважения; внедрение технологии медиации, как способа разрешения конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних и молодежи без применения физического, психического и юридического давления, а также как метода предотвращения эскалации конфликтов и их негативных последствий. В задачи службы входит создание и обеспечение работающего подразделения, в рамках которого специалисты по медиации могут оказывать услуги для населения на безвозмездной основе; обучение и повышение квалификации специалистов в области конфликтологии и медиации для создания кадрового резерва данных специалистов в Санкт-Петербурге; развитие партнерской сети в сфере медиации для информирования органов и учреждений о возможности направления граждан для получения помощи в рамках проведения конфликтологических консультаций и организации медиаций; активное информационное взаимодействие и методическое сопровождение в сфере медиации субъектов профилактики, судебных органов и др.

В составе Службы медиации Центра «КОНТАКТ» работает 15 медиаторов, что позволяет принимать в месяц до 45 заявок на организацию процедуры урегулирования конфликта. Также в штате службы есть юрисконсульт и педагог-психолог, что дает сторонам и медиаторам возможность безвозмездно получать юридические и психологические консультации, необходимые для лучшего понимания ситуации. Заявку на проведение медиации в Службу может направить как одна из сторон конфликта, так и орган/учреждение, курирующее случай и установившее необходимость использования медиативных технологий для его разрешения. Высокая интенсивность требует постоянного внимания к уровню профессиональной компетентности и психологическому состоянию специалистов – для решения этой задачи в подразделении дважды в месяц проводятся методические встречи и супервизии. Также специалисты Службы принимают участие в Балентовской группе НИПНИ им. В.М. Бехтерева и регулярно выступают с докладами и сообщениями на конференциях и семинарах по медиации и применению медиативных технологий в работе с подростками и молодежью.

За 10 месяцев 2017 года в Службу медиации Центра «КОНТАКТ» поступило 536 заявок на организацию процедуры альтернативного урегулирования конфликта. В 47% случаев (251) хотя бы одна из сторон подтвердила готовность участвовать в процедуре медиации, 36% случаев (194) закончились подписанием медиативного соглашения. Подобный процент успешного разрешения конфликтов обусловлен практически полным отсутствием механизма предварительной селекции поступающих в Службу заявок: работа более чем в половине случаев заканчивается отказом одной из сторон на этапе предварительного контакта (телефонного разговора или первичной консультации). Всего за 10 месяцев 2017 года в ходе работы Службы медиации было проведено 1236 конфликтологических консультаций и медиаций, 487 юридических и 434 психологических консультаций. Помимо личных заявлений конфликтные ситуации на медиацию направляли органы опеки и попечительства, судебные органы, центры помощи семье и детям, учебные заведения и другие учреждения, работающие с семьями и молодежью.

Представленный опыт деятельности различных органов и учреждений, использующих медиацию в своей работе, наглядно демонстрирует востребованность и актуальность медиативных технологий в сфере превенции асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи, а также конфликтов, затрагивающих их интересы. Однако необходимо констатировать необходимость централизованного развития данной сферы социальных услуг для ее оптимального использования гражданами Санкт-Петербурга.
В настоящий момент наиболее актуальным для развития медиативных технологий в Санкт-Петербурге является информирование населения о возможности обращения к процедуре альтернативного урегулирования конфликтной ситуации до применения силовых и административных методов ее разрешения. Распространение информации о возможностях и ограничениях медиации, а также об организациях, занимающихся ее применением, необходимо и в профессиональной среде специалистов, работающих с несовершеннолетними и молодежью. На сегодняшний день именно специалисты органов и субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений часто рекомендуют участникам конфликтных ситуаций обратиться за помощью к специалистам по конфликторазрешению. Таким образом, в настоящее время процесс попадания конфликтной ситуации на медиацию, как правило, можно описать следующим алгоритмом:


Обращение к альтернативным формам разрешения конфликта

Использование стандартной (государственной) процедуры разрешения конфликтной ситуации

Эскалация конфликта, выход ситуации за пределы первоначальных участников

Развитие открытого конфликта

Накопление напряжения в отношениях

Этап эскалации конфликта сопровождается совершением сторонами действий, которые неизбежно привлекают внимание сторонних участников. Такими действиями могут стать правонарушения участников конфликта в отношении друг друга, совершение участниками конфликта антиобщественных действий или прямое обращение сторон за помощью в государственные структуры или коммерческие организации. Основной задачей на этом этапе участники конфликта считают привлечение сторонников и доказательство собственной правоты. Достигнув этого этапа, конфликт неизбежно перейдет на следующий. Под стандартными процедурами разрешения конфликтных ситуаций понимается привлечение


к ситуации судебных органов, призванных определить окончательную правоту одной из сторон, рассудить участников в отношении предмета спора. В отношении конфликтов с участием несовершеннолетних такими стандартными процедурами разрешения конфликтов могут служить: совет
по профилактике или конфликтная комиссия учебного заведения; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав или органы индивидуального регламентного сопровождения. И только в случае отсутствия результата в ходе использования регламентированных способов разрешения конфликтных ситуаций, стороны самостоятельно или
по рекомендации специалистов обращаются к альтернативным формам разрешения конфликтных ситуаций, одним из которых является применение медиативных технологий и проведение медиации.

В целях повышения эффективности медиации в качестве механизма превенции совершения правонарушений несовершеннолетними и в их отношении было бы желательно изменение существующей модели по одному из двух возможных вариантов:




  1. Каталог: media -> uploads -> userfiles -> 2017
    2017 -> Информационный материал об отдельных положительных практиках работы субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга в сфере профилактики противоправного поведения несовершеннолетних
    2017 -> I официальные визиты делегаций во главе с губернатором санкт-петербурга
    2017 -> I официальные визиты делегаций во главе с губернатором санкт-петербурга и членами правительства санкт-петербурга


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница