Повышение познавательного интереса у учащихся на уроке



Дата17.04.2021
Размер177 Kb.
ТипУрок

П овышение познавательного интереса у учащихся на уроке.

Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Интерес рассматривают как проявление умственной и эмоциональной активности. Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Поэтому и счастье жизни человек испытывает тогда, когда у него есть интересы.

Еще К. Д. Ушинский писал: «Что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в учении охоту к овладению знаниями. Вместе с тем он указывал, что нельзя все учение свести к интересу. Учение требует и черновой работы и волевого усилия».

Поговорим о познавательном интересе, как одном из важнейших видов интересов. Он выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление.

Повышение интереса на уроках может достигаться следующим образом:
1) Обогащение содержания материалом по истории науки.
2) Решение заданий повышенной трудности и нестандартных задач.
3) Подчеркивание силы и изящества методов вычислений, доказательств, преобразований и исследований.
4) Разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, использование Т.С.О., наглядных пособий, разнообразием устных заданий.
5) Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием форм самостоятельной и творческой работы.
6) Используя различные формы обратной связи: систематическим проведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами, предусмотренными планом.
7) Разнообразие домашнего задания, посильность.
8) Установление внутренних и меж предметных связей, показом и разъяснением применения математики, русского языка, природоведения, истории в жизни и в производстве.
Повышение познавательного интереса, это длительный процесс, необходимо воспользоваться каждой возможностью оживления уроков. Для этого можно провести: уроки активного поиска (это когда ученики самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы, делают выводы, разрабатывают программу, алгоритм решения проблем), уроки замены (ученик проводит урок, часть урока вместо учителя), блиц – опрос (ученик задает вопрос второму ученику тот другому и так далее. Учитель имеет право снять вопрос, если он не соответствует теме или недостаточно корректен), конкурс шпаргалок (Участники должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги), метод специальной рассадки («Глаза в глаза», «Замкнутый прямоугольник или большой овальный стол», «Полусфера», «На завалинке», «Торжественный момент»

Одним из методов повышения познавательного интереса являются интегрированные уроки, которые способны каждый раз расширять творческие задачи познавательной деятельности. Хорошо интегрируется уроки изобразительного искусства, трудового обучения, истории с любыми другими.

Игра – как одна из форм повышение познавательного интереса в начальной школе занимает ведущее место. Огромное количество игр с буквами, словами, цифрами существует на начальном этапе обучения. Вот некоторые игры, которыми можно воспользоваться при изучении правил русского языка, математики: «Секретные правила», «Передай закодированное письмо», «Секретные сообщения», « Сложи слово», «Испорченный телефон», «Преобразуй данные» и другие.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

1.Активизация речевой деятельности младших на уроках русского языка посредством игр и игровых упражнений

2.Активизация познавательной деятельности подростков на основе использования учебных инноваций

3.Активизация учебно-познавательной деятельности школьников средствами дидактических игр

4.Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе группового взаимодействия

5.Активизация познавательной деятельности учащихся средствами аудиовизуальной трансляции учебно-научной информации

6.Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».

7.Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Этому в значительной мере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих и развивающих программ. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.


Всестороннее использование знаний школьных предметов. Применение на уроках информатики широкого разнообразия обучающих и развивающих программ позволяет эффективно закреплять знания других школьных дисциплин и пробуждать дополнительный интерес к их изучению, укреплять межпредметные связи, формировать у детей системное восприятие получаемых знаний, целостную картину мира.
Перечисленные принципы организации уроков в школе позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Активизация учебно-познавательной деятельности связана скорее не с самим школьным предметом, а с использованием всех методов повышения интереса к процессу познания. Широкое использование компьютеров при изучении большинства предметов в результате совершенствования образовательных технологий в школе даст возможность в полной мере реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница