Пояснительная записка Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт



Скачать 111,3 Kb.
Дата23.05.2016
Размер111,3 Kb.
ТипПояснительная записка
f:\программы кружков\веселые шашки.jpg

Пояснительная записка

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):

«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН СССР… а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–6 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в советской педагогике положительное решение» (Советская педагогика. – 1973. – № 1).

Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма пяти-шестилетних детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Существуют программы по шашкам для спортивных школ. Эти программы рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.

Цель программы:

1. Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

2. Развитие мышления, самостоятельности, внимательности, памяти.
Задачи:

Обучающие:
•Обучение основам шашечной игры;

•Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.



Воспитательные:
• Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
• Выработка у дошкольников умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:
• Развитие стремления детей к самостоятельности;
• Развитие умственных способностей дошкольников: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
• Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Тематическое планирование

п/п




Тема


Кол-во часов


Дата

1.

Турнирная дисциплина, правила соревнований. Основы шашечной игры

1



2.

Основы шашечной игры: сила флангов.

1



3.

Основы шашечной игры: как выиграть шашку.

1



4.

Основы шашечной игры: как пройти в дамки.

1




5.

Основы шашечной игры: ловушки и короткие партии.

1



6.

Основные приемы борьбы на шашечной доске

1



7.

Шашечный турнир. Анализ сыгранных партий

1




Количество часов в неделю-2ч. Итого- 8 ч.


Содержание рабочей программы

1. Шашечный кодекс. Судейство и организация соревнований

Правила игры. Нотация. Турнирная дисциплина. Правила: «тронул - ходи», «бить - обязательно». Значение спортивных соревнований и их место в учебно-тренировочном процессе. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские, сеансы одновременной игры. Судейство соревнований. Воспитательная роль судьи. Системы проведения соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская, система микроматчей, смешанная. Основные положения шашечного кодекса. Разрядные нормы.
2. Исторический обзор

Возникновение шашечных игр. Появление шашек на Руси. Упоминание их в былинах и других литературных памятниках. Шашки в культурной жизни России.


4. Начало партии

Основные стадии партии: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль).

Значение начала (дебют) в русских шашках.

5.Середина игры

Преимущество центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки. Фланги. Недопустимость заметного ослабления одного из них. Значение ударных колонн. Шашки первого ряда, их связь с укреплением и ослаблением позиций. Порядок введение шашек в игру. «Золотая» шашка.

Определение комбинации. Финальные удары. Простейшие элементы комбинации: устранение «мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв слабых полей.

6.Окончание

Нормальные окончания. Петля. Двойная петля. Четыре дамки против одной. Три дамки против одной. Треугольник Петрова. Борьба простых. Понятия: размен, выигрыш темпа, оппозиция, скользящий размен, запирание, распутье, вилка, трамплин. Понятия: цепочка, столбняк, переплёт, западня, застава, 4 дамки против 2-х дамок. Примеры: самоограничение, отбрасывание. Три дамки против дамки и простой.


7.Основы методики тренировки

Сочетание тренировок под руководством тренера с индивидуальной работой.

Выработка специфической логики для определения особенностей позиций. План игры.

8. Спортивный режим

Значение спортивного режима. Ежедневная гимнастика, водные процедуры, нормальный сон, питание, двигательная активность. Личная гигиена шашиста. Методы закаливания.
9. Шашечная литература

Начальное знакомство с основными исследованиями по дебютной теории, пособиями по тактике, стратегии и окончаниям.



10. Квалификационные турниры, анализ партий и типовых позиций, индивидуальные занятия

Соревнования различного уровня. Анализ и самоанализ шашечных партий.

Разбор типовых позиций. Индивидуальные занятия в домашних условиях.
11.Теоритические семинары. Контрольные работы, доклады и рефераты учащихся

Семинары и презентации. Доклады и рефераты учащихся по темам: физическая культура и спорт в стране; шашечный кодекс; судейство и организация соревнований; исторический обзор развития шашек.


12.Консультационные партии, конкурсы решения задач, этюдов, нахождение комбинаций, сеансы одновременной игры

Решение задач и этюдов. Значение шахматных часов на соревнованиях.


Ожидаемые результаты
Знание теории и практики шашечной игры.
Умение производить расчеты на несколько ходов вперед.

Умение моделировать комбинации игры.

Овладение элементарными навыками игры в шашки.

Правила игры
ШАШКИ, вид спорта, настольная игра между двумя соперниками специальными круглыми фишками (которые тоже называются шашками) на доске, разделенной на клетки-поля, попеременно окрашенные в темные и светлые цвета. Цель игры – взять все шашки соперника или создать положение, при котором у оставшихся на доске чужих шашек не будет возможности для хода.

Существует немало (национальных) разновидностей шашечной игры, отличающихся друг от друга размерами (количеством клеток-полей) и – реже – формой доски, числом используемых фишек и их начальной расстановкой, правилами хода и взятия и пр. Наиболее распространены игры на 64 и 100 клетках.

Помимо очных соревнований по «классическим» шашкам, проводятся турниры по заочной игре (по переписке, по электронной почте, по телефону), по молниеносным и быстрым шашкам, по составлению и решению шашечных композиций.

Правила.

Общие положения. Доска, фигуры. Играют в шашки на квадратной доске, разделенной на клетки двух контрастных цветов, чередующиеся друг с другом во всех направлениях. Доска во время игры располагается так, чтобы квадрат в ближайшем к игроку левом углу был черного (темного) цвета. У соперников имеется равное количество фишек: у одного – белые (светлые), у другого – черные (темные). Перед началом игры фишки расставляются в несколько рядов на противоположных горизонтальных линиях доски на темных полях (это называется первоначальная расстановка).

Ход, взятие, простые шашки и дамки. Начинают игру белые. Соперники по очереди делают ходы, передвигая ту или иную свою фишку по диагонали на незанятое темное поле. По ходу игры можно побить, или взять (т.е. снять с доски) оказавшуюся по соседству фишку соперника, «перепрыгивая» на свободное поле прямо за ней (возможны ситуации, когда один из игроков может взять сразу несколько шашек соперника, последовательно перескакивая через них).

Достигнув последней горизонтали на противоположной стороне доски, простая шашка превращается в дамку, что в некоторых вариантах игры (например, в русских шашках) дает ей преимущества перед обычными фишками в характере передвижения по доске и взятии. (В зависимости от наличия/отсутствия подобного преимущества у дамок некоторые классификации подразделяют все шашечные игры на две большие группы: соответственно, «длинные» и «короткие» шашки). Игрок может провести в дамки неограниченное число шашек.

>Определение победителя. Выигрывает партию тот, кто сумеет побить все шашки противника или лишит оставшиеся на доске чужие фишки возможности сделать ход («запрет» их). Если никому из соперников не удается добиться этого (на доске – ничейная ситуация), объявляется ничья. Результат игры может определиться и «досрочно» – в случае, если один из соперников сдается, не доводя партию до конца, или оба они согласны на ничью. Кроме того, спортсмену засчитывается поражение при просрочке времени, отведенного на партию, а также при определенных технических нарушениях или нарушениях дисциплины, допущенных им в ходе игры (соревнований). Ничья может быть также объявлена в ситуации, когда после определенного количества ходов материальное соотношение сил на доске не меняется (число допустимых в этом случае ходов определяется количеством и качеством находящихся на доске фигур), 3 и более раз повторяется одна и та же игровая ситуация (при этом очередной ход каждый раз будет за одной и той же стороной), в окончании «три дамки (владеющие длинной диагональю) против одной» не могут уничтожить ее в течение 15 ходов, и т.д.

(При современном уровне развития теории шашечной игры единоборство мастеров часто заканчиваются ничейным исходом. Во избежание чрезмерного числа ничьих организаторы соревнований иногда проводят их в отличном от классического формате. Так например, национальные и мировые чемпионаты по американским шашкам чекерс подразделяются на два вида: с партиями, играемыми по обычным правилам, и с дебютом установленного образца, когда 



Список детей:
1-ая подгруппа 2-ая подгруппа


1.Алиева Мадина

2.Беликова Аня

3.Валынкина Анфиса

4.Вешкин Слава

5.Высыпкова Маша

6. Гамзаев Расул

7.Дубаневич Рита

8.Дубовик Женя

9.Капустин Миша

10.Кулагина Варя

11.Литвинова Надя

1.Матвеева Полина

2.Мацияускас Никас

3.Мегеда Миша

4.Мерзликин Андрей

5.Мороз Маша

6.Призенцова Яна

7.Ремезков Святослав

8.Сидоров Женя

9.Сорокин Максим

10.Усынина Юля

11.Ушаков Андрей

12.Хорошилова Лиза

 
Каталог: users files -> do2065-6 -> files
users files -> С. А. Беличева. Основы превентивной психологии
users files -> Пояснительная записка Цели и задачи курса. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную
users files -> Формирование предметно-методической компетентности учиетеля начальных классов
users files -> В психологию целостной индивидуальности
users files -> Режим дня в дошкольных учреждениях
files -> Советы родителям


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница