Просвещение в россии: Традиции и вызовы нового времени



страница1/4
Дата20.04.2016
Размер0,68 Mb.
  1   2   3   4
ПРОСВЕЩЕНИЕ В рОССИИ:

Традиции и вызовы нового времени
Материалы ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФОРУМА

11-12 апреля

ЦЕНТР

НАЦИОНАЛЬНОЙ



СЛАВЫ
Общественная палата Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена

Ленинградский областной институт развития образования

сАНКТ-ПЕТЕРЬУРГ

2008
Редакционная коллегия:

З. Г. Медоева,

В.К. Зноев,

А.А. Корольков

К. В. Преображенская
Редактор-составитель:

К. В. Преображенская


Вниманию читателей представлены Материалы Общественно-педагогического Форума, проходившего в Санкт-Петербурге в рамках проекта Центра Национальной Славы «…» 11-12 апреля 2008 г.

© Центр национальной славы России, 2008

Вербицкая Людмила Алексеевна, президент Санкт-Петербургского государственного университета.
Проблемы, которые мы будем обсуждать, очень актуальны и важны. Понимая, что особенности Просвещения в России должны пониматься очень глубоко, мы будем говорить об образовании, как об основе просвещения в России и о том, каково понимание этого феномена – «просвещения в России». Вопросы, ставящиеся перед нами, связаны с изменениями, происходящими в нашей стране в последние годы. Ни одно государство мира не проходило подобного пути за 20 лет, когда полностью изменились и строй, и экономика, и социальные отношения. Именно поэтому проблемы просвещения, воспитания, образования оказались особенно актуальными. Мы должны серьезно думать над тем, какие традиции сохранять. Думать, отдавая себе отчет в том, что не отвечать при этом на требования нового времени тоже невозможно. Важно помнить и о возрождении морально-нравственных основ в России, зная, что какие-то ценность сейчас неизбежно утрачиваются, что не может не волновать нас, и чего нельзя, по сути, допускать. Поэтому так необходимо уделять особое внимание тому, как обучать молодежь, в школе, в ВУЗе.

Ясно, что большинство дискуссий, ведущихся в последнее время на страницах средств массовой информации, на тему, нужен ли нам «болонский процесс», связаны с тем, что многие бояться потерять все прекрасное, что было в прежнем российском образовании. Но вместе с тем, наша страна уже вошла в международное пространство, поэтому нужно сделать все возможное, чтобы российские выпускники имели те же возможности, что и выпускников университетов других стран. Очень важно, чтобы мы сейчас поняли: мы живем и работаем для нашей молодежи, делаем все для их выхода к новой жизни. Поэтому переход на европейскую, двухступенчатую систему образования, который уже произошел (и продолжает иногда обсуждаться все еще) – историческая данность. Обсуждать теперь надо другое. Как сохранить все лучшее, что было в российском образовании. Отдадим себе отчет в том, что у нас в стране 3355 ВУЗов (в СССР было 940), и зададим вопрос: может ли образование, которое в них дается, конкурировать с лучшими университетами мира, что уже само по себе – ответ на это вопрос.

Необходимо учитывать и огромный скачок России в освоении новых средств массовой коммуникации. Сейчас ни один ребенок (если с материальные возможности позволяют) без компьютера и интернета не мыслит своей жизни. Позаботиться поэтому надо, в первую очередь, о том, что он видит, и подвергнуть внимательному изучению то, что предлагают наши телевизионные каналы, например. Работники факультета журналистики СПбГУ регулярно проводят анализ телевизионных передач. К сожалению, семь ведущих каналов России за один телевизионный день показывают вместе – 400 убийств, изнасилований и избиений. С экрана (по радио пока нет еще) звучит нецензурная брань, часто даже без прикрывающих ее звуковых сигналов, при этом становящаяся показателем какого-то «шика». Проблемы языка, морали, нравственности возрождения нравственных основ в России не может не волновать нас сейчас. Пришло время создания какого-то Этического комитета, группы людей, к мнению которых прислушивались бы все, и возможно, те же «боевики» на наших телевизионных экранах стали бы другого качества, или исчезли бы с него вовсе.

Необходимо уделить внимание и проблеме школьных учебников. Известно, что из семидесяти учебников русского языка ни одним мы, педагоги, не можем гордиться, и лучшим до сих пор остается учебник Л.В. Щербы, выпущенный в 1934 году. То же самое – с учебниками истории. Декан исторического факультета СПбГУ Дворниченко А.Ю. и Петербургский университет готов взяться за составление нового учебника для средней школы, тем более что учебник русского языка, сквозной для всех классов школы, будет закончен нашим университетом к концу текущего года.

Хочется еще раз поприветствовать всех участников Форума, отметить важность и нужность нашей встречи. Главное то, что в результате Форума должны появиться рекомендации и к Министерству образования, которое должно сделать все, чтобы сохранилось сочинение в школьной программе и эссе не ушло из ЕГЭ по русскому языку, и к Правительству РФ, которое не могут не волновать обсуждаемые нами проблемы. Рекомендации, которые, надеемся, будут приняты к рассмотрению. Еще раз, большое спасибо.
Обращение. Климент.

Обращение от имени Полномочного Представителя Президента РФ в СЗФО Клебанова Ильи Иосифовича.


Общественно-педагогический форум «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени», который начинает свою работу в Санкт-Петербурге, должно стать важным этапом в диалоге научно-педагогического сообщества с общественными и государственными структурами при обсуждении одной из самых актуальных тем - Просвещение в России. Просвещение в России всегда было незыблемым основанием культурной и государственной жизни, так как российская традиция никогда не разделяла функции образования и воспитания. Облик образованного человека всегда подразумевал духовно-нравственную целостность. Сегодняшнее мероприятие будет способствовать соединению усилий федеральных и региональных органов власти и педагогической и научной общественности для сохранения культурного и духовного наследия, а так же инновационного развития Просвещения в современных условиях. О важности форума говорит и присутствие представителей органов власти, и Академии Наук, и молодежи, и Русской Православной Церкви, и СМИ, и регионов.

Образование на наших глазах превращается в один из главных ресурсов экономики. Его успешное развитие – основа достойной жизни современного россиянина, социально-экономического процветания России. Сейчас много говорится о том, что современное общество бросает вызов традиционным подходам к образованию. Но значит ли это, что «инновационное» должно противоречить тому, чем богата отечественная культура? Развитие всегда предполагает преемство, где всегда остается место основам, традициям, поэтому тема форума звучит как никогда актуально. Не менее важно и то, что с инициативой выступает научно-педагогическая общественность. Назревшая проблема требует не столько решения «сверху», сколько серьезного обсуждения в самом обществе. Санкт-Петербург, северо-запад России всегда занимал особое место в системе общественного образования и воспитания. Глубокие традиции интеллектуальной и духовной культуры и по сей день влияют на процессы формирования образовательных стратегий. Хочется надеяться: и общественно-педагогический форум станет стимулом содержательно и позитивной работы в этом направлении. Все предложения, выраженные по результатам форума, будут внимательно изучены в аппарате Полномочного Представителя Президента РФ в СЗФО и переданы для исполнения в соответствующие структуры исполнительной и законодательной власти страны. Мы надеемся на такие предложения.

Уважаемые участники, два дня выделяется на обсуждение важнейших вопросов. Речь пойдет о духовно-нравственном, интеллектуальном развитии в условиях информационного сообщества, о традициях и новациях российского Просвещения, историческом образовании, образовательных стандартах нового поколения. Важный момент: образование неотделимо от воспитания молодежи. Именно ей предстоит в будущем отвечать за нашу страну и отстаивать ее интересы. Молодежь сегодня – наше главное достояние, ни нефть, ни газ, а именно молодежь. Наша задача помочь им стать настоящими патриотами. Воспитание и Просвещение должны стать главными векторами жизни нашего общества. Как говорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «не должно быть глухих к слову, черствых к добру, беспамятных к прошлому и слепых к красоте», - а для этого нужны достойные знания, дающиеся образованием.

Зелинская Елена Константиновна, Вице-президент Общероссийской общественной организации работников средств массовой информации «Медиа Союз», заместитель Председателя Комиссии по вопросам сохранения культурного и духовного наследия Общественной палаты РФ.
Общественно-педагогический форум «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени», несомненно, одно из важнейших мероприятий, проводимых в последнее время, посвященных проблемам образования и Просвещения в России. В этом году Общественная палата РФ, помимо обычных направлений своей деятельности, внесла в список приоритетных вопросы сохранения и развития наших духовных и культурных традиций. Своевременное их обсуждение – главная задача нашего времени. Мы должны не бороться с «последствиями», не лечить «язвы» (что у нас в стране довольно часто происходит), а понять и устранить причины разрушительного процесса на уровне самого основания, основания всех возможностей сохранить то, что было накоплено за тысячелетия, развивать, сделать общим достоянием. Эта возможность – в руках тех, кто собрался в актовом зале Санкт-Петербургского государственного университета на пленарном заседании форума.

Просвещение и образование – кислород для культуры, нравственности, образцов, которые мы предлагаем новым поколениям. И именно в этой сфере сейчас особенно много тревожных симптомов. Например, разговоры о возможности исключения из выпускных школьных экзаменов сочинения. Мы с вами знаем: сочинение – единственный, подчас, способ заставить школьника или студента что-либо прочитать. Если понизить статус подготовки по такому важному предмету, как литература, которая, на самом деле, не просто учебная дисциплина, а целый комплекс подходов к жизни, в следующем поколении мы получим население, состоящее из людей, исключенных из возможности ведения интеллектуального диалога, дискуссии, просто потому уже, что они не смогут внятно изложить свои мысли. Это только один из множества болезненных процессов, которых сейчас немыслимое количество в сферах, связанных с развитием культурных традиций (в том числе, и вопросы о том, что же является традицией, стоит ли ее сохранять), с созданием новых, которые должны логически и правильно ложиться на существующий уже исторический фундамент. Поэтому все, что делает Межрегиональный общественный фонд «Центр Национальной Славы» и Санкт-Петербургский государственный университет заслуживает особого внимания Общественной палаты и будет поддерживаться и максимально развиваться всеми возможными способами. Особая благодарность всем участникам этого форума, деятельность и труд которых позволят сохранить накопленное веками, сберечь это и, не расплескав, передать следующим поколениям.


Медоева Залина Григорьевна, Вице-президент Центра Национальной Славы, член Общественной палаты Российской Федерации.
Тема, заданная в названии Общественно-педагогического форума, с одной стороны, констатирует современную ситуацию, сложившуюся в российском образовании, а с другой - ориентирует нас в том движении в будущее, без которого самые лучшие традиции отечественной культуры были бы для нас только воспоминанием о прошлом. Действительно, существует необходимость в переосмыслении образовательных стратегий, но значит ли это, что, переосмысление стратегий должно сопровождаться изменением традиций и оснований российского Просвещения?

Традиции Просвещения всегда были определяющими для исторического и государственного пути России. У этих традиций самые глубокие корни, связывающие нас с самой русской культурой. И сколько бы мы ни говорили о потребностях нового времени, мы не должны забывать о том, что образование в России имеет свой неповторимый облик. В традициях российского просвещения уже заложен тот фундамент, который позволяет не только сохранять культурную и историческую преемственность, но и отвечать на вызовы современности.

Часто вопрос об образовательных традициях оказывается связанным и с вопросом о соответствии современным тенденциям общественной жизни. Особенно острое звучание эта проблема приобретает там, где речь заходит о создании единой концепции исторического образования. Многие педагоги говорят о том, что отсутствие системного взгляда на отечественную историю порождает не только множественность толкований тех или иных событий, но и проблематичность преемственности разных ступеней образования.

Не меньше сложностей возникает и с концепцией духовно-нравственного просвещения, без которой трудно представить себе полноценное школьное образование.

Всем этим темам будет посвящена работа секций Общественно-педагогического Форума.

Однако работа нашего Форума будет существенно отличаться от научных конференций и семинаров, проходящих обычно. Результаты нашей деятельности не только должны послужить формированию единого взгляда на упомянутые проблемы. Мы планируем, что предложения, поступившие от участников Форума, заключения, представленные ведущими секций, станут фундаментом для дальнейшей работы в области разработки единой концепции исторического и духовно-нравственного просвещения в России. Будет создана рабочая группа, которая представит соответствующие предложения в Комиссию по вопросам сохранения культурного и духовного наследия Общественной палаты Российской Федерации.


Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
Уважаемые организаторы и участники педагогического Форума, сердечно благодарю вас за приглашение и возможность сказать несколько слов на этом собрании о том, что я думаю о просвещении. Дорого участие в форуме для меня еще и тем, что когда я, после окончания Ленинградской духовной академии, был оставлен профессорским стипендиатом, руководитель дал мне задание: на основе документов Синодального архива составить краткую справку по истории духовного Просвещения в России за Синодальный период. Думая о том, каких высот мы достигли, о том, что, к сожалению, многие без должной ответственности относятся к вопросам Просвещения, я могу не привести пример. У меня 728 служителей, обращающихся с прошениями по различным поводам. Это и доктора наук, и профессора, которые не способны разборчиво, внятно изложить даже свою просьбу. Необходимо уважать и себя, и учителей своих в первую очередь, чтобы не допускать подобных ситуаций. Поэтому я стараюсь всегда готовить молодых служителей быть хотя бы просто грамотными, помогаю советом и подсказкой в любых делах.

Сердечно приветствую вас, собравшихся на форуме, посвященном одному из самых злободневных и острых вопросов современности: просвещения, воспитания и образования молодого поколения. Нет нужды доказывать важность подобных собраний. Это – возможность обсудить то, от чего зависит будущая слава, процветание нашего Отечества и его граждан. Отрадно, что организаторами Форума выступают и государственные и духовные учреждения России, понимающие воспитание молодого человека и гражданина как свою общую педагогическую ответственность, как долг, исполнить который можно только объединенными усилиями. Находясь в условиях многомерного, многопланового, разнообразного информационного пространства, под интенсивным воздействием стремительно развивающейся информационной техники, миллионы наших молодых людей нуждаются сегодня в духовной и нравственной опоре, чтобы расти и развиваться без ущерба для личности, а напротив, обогащаясь духовно, нравственно и культурно. Специфика воспитания молодой личности всегда состояла в максимальной насыщенности педагогического процесса материалами богатства отечественной и мировой культуры в сочетании с самыми эффективными современными информационными и педагогическими методиками. Открытое сердце, интеллектуальная свежесть, потенциальная готовность к усвоению новых знаний – благодатная почва, на которой при мудром содействии может вырасти способное и культурное мощное поколение. Желаю всем участникам форума взаимополного диалога, дискуссии для государственной и общественной пользы. Пусть наша совместная работа послужит посильным вкладом в дальнейшее будущее совершенствование системы воспитания и просвещения молодежи в России.


Пиотровский Михаил Борисович, директор Государственного Эрмитажа, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии художеств, доктор исторических наук.
Большое удовольствие для меня и честь выступать сегодня на собрании в университете. Воспользуюсь случаем и повторю несколько тезисов, которые представляются очень важными и в той практике, которой занимаются образование, просвещение, культура.

Образование существует само по себе, но и как часть культуры. Важно подчеркнуть разницу между образованием и Просвещением, ведь не всякое образование ведет к просвещению, и просвещение может в чем-то не совпадать с образованием. Телевидение, например, тоже образовывает, но не всегда просвещает. Поэтому образование должно менять всю систему просвещения в мире. Очень важно обсудить все возникающие в связи с этим вопросы, в частности, близкие мне, - исторического образования.

Образование как часть культуры выстраивает (сейчас мало) преставление о вещах, которых не может быть никогда. Есть подобные правила-запреты, доказывающиеся математикой, есть физикой, а есть вот такие необычные, но тоже абсолютные в своей значимости. Вещи, которых не может быть как таковых, и это уже сам по себе полностью доказательный аргумент, очень простые, как, например, плевание на пол, и одновременно очень сложные и глубокие. Связано это, в частности, и с понятием «хорошего вкуса» (важный для нашей «музейной жизни» феномен). Не просто вкуса к красоте, например, живописной, но вкуса в понимании многих вопросов, включая и нашу историю. Мы стараемся в музеях устраивать выставки, основанные на реальных объектах, а не на субъективных мнениях кого-либо, которые вырабатывают у людей способность видеть некие границы-рамки, в которых надо мыслить самому, понимая, что даже если нечто тебе лично очень нравятся, оно все равно может быть «плохим вкусом» (не в живописи только). Важными являются вопросы филологических знаний и аллюзий, в том, что мы говорим, когда от образования переходим к просвещению, не замечая иногда непростительных мелочей. Как можно называть самолет «Антеем», зная, что это имя мифологического героя, который теряет силу, отрываясь только от земли. Или назвать прогрессивное молодежное движение «Наши», зная «Бесов» Достоевского и то, как это слово - «наши» - вошло и осталось в русской культуре. Важно думать о непрямых путях, которыми образование и просвещение воспитывает: это кино, телевидение с их методиками «мелькающего кадра», с помощью которых усваивается дополнительная информация. Никто не одобряет сюжетов о насилии и убийствах, но эти же сюжеты и вырабатывают у людей новые страшные стереотипы. Поэтому, нужно использовать их приемы, а не просто писать правильные учебники и программы, которые потом кто-то будет обходить. Очень важно помнить о месте образования и просвещения в диалоге культур, так как он – способ выживания человечества. В образовании закладываются основы или для диалога, или для конфликта культур, что зависит от того, чему мы научим наших детей. Различий между разными представителями человечества великое множество, но они не должны становиться предметом подчеркивания. Они должны стать поводом к поиску схождений, поверхностных или глубинных, что относится и к вопросам религии, в частности: почему, например, мы активно обсуждает проблему ношения платка на головах исламских женщин в Европе? Во-первых, это отнюдь не признак только ислама как вероисповедания. Во-вторых, благочестивые православные женщины тоже ходят в платках, что совершенно не вызывает нареканий.

В традиции русского образования есть особенность – «русские рецепты» (связанные с религией, в первую очередь) – то, на чем строилась до сих пор наша система образования, то, что изучают во всем мире, как область исключительных открытий. Сочетание «рецептов» и новых открытий позволит выстроить довольно четкую систему рассуждений, практических выводов, в основе которых должна лежать наша национальная идея, наше культурное наследие, самое дорогой, что у нас есть, наш ориентир. Не нужно «перепрыгивать» наших отцов, если мы будем просто достойны их, то и так будем впереди всего мира.


Архиепископ Тихвинский Константин, викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургских духовных школ.
Ваше высокопреосвященство, уважаемое ученое собрание. Для меня высокая честь и большая радость выступать на этой конференции по столь важной проблеме. Поскольку я представитель духовных школ Санкт-Петербурга, хотелось бы сказать несколько слов о духовно-нравственном Просвещении и о том вкладе, который вносится в дело духовного Просвещения Санкт-Петербургской духовной академией. Тема форума, «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени», предполагает, что мы должны не только поставить «диагноз» нашему времени, но и предложить «лечение», если на вызовы этого нового времени отвечаем.

Ушедший XX век оказался весьма беспощадным к миллионам людей нашей страны, а так же к традициям Просвещения, как духовного, так и светского. Атеистическое умонастроение, инфильтровавшееся в русской культурной жизни еще в XIX веке, дало свои первые ядовитые всходы в годы русско-японской войны, когда некоторые образованнее люди стали мечтать о победе японского императора над своей собственной страной, и поражение русских войск встречали аплодисментами в Таврическом дворце. Увлечение пришедшими из Германии и Франции утопическими социальными идеями побуждало многих интеллигентов пропагандировать поражение России в войнах XX века, а еще каких-нибудь 10 лет назад вовсю смаковали поражение русских войск в борьбе с боевиками на Кавказе. Разнообразные практики духовного блуда, столь популярные среди интеллигентов Серебряного века, по закону возмездия обернулись для них не только несвободой, но и торжеством воинствующего обструкционизма. Ибо написано в «Апокалипсисе»: «и воздам каждому из вас по делам вашим». Казалось бы, идеалы, зарожденные в западной Европе еще в эпоху собственно Просвещения, должны бы были спасти «просвещение», но, по иронии судьбы, воплощение этих идеалов обернулось еще в 20-е годы XX века погромом отечественной культуры. Вспомним, в августе 1918 года Пунин (тонкий знаток современного искусства и второй муж Анны Ахматовой) призывал в «Вестнике народного просвещения коммуны Северной области» к погрому исторического образования: «школа должна быть освобождена от истории, так как она устремлена не только в будущее, а трудовой молодежи следует чаще и чаще думать о будущем». Идеология пролеткульта предполагала ликвидацию неграмотности широких пролетарских масс, но, вместе с тем, объявляла и беспощадную борьбу с любыми проявлениями элитарной культуры имперской России. Не надо думать, что уничтожения подлежало только историческое образование. «Возьмем язык», - писал Л. Лурье в книге «Империя и Советы». «У нас учат не немецкому, французскому и английскому, а что если вместо всего ввести один эсперанто? Если все учащиеся школ в СССР будут знать только один международный язык – эсперантский – то это будет серьезным толчком для постановки обучения ему в школах иностранных государств. Как почти во всем, и здесь тоже нужно вести активную политику за расширение знаний одного международного языка, вместо изучения многих одновременно. Многоязычье будет теперь доступно лишь избранному меньшинству». При этом и сам русский язык в те годы подвергся засорению иностранными словами и деформации. Процесс продолжается до настоящего времени. И все же, предметом исключительной ненависти, наряду с культовой и дореволюционной архитектурой, становилась сама русская история, названная марксистом академиком Покровским «такой же белогвардейщиной, как и трехцветное знамя».

Возможно, об этом печальном времени Российского Просвещения можно было бы не говорить, но в XXI веке подобная антиисторическая тенденция вновь начала себя обнаруживать. Известно, что больше всего пострадала Русская Православная Церковь, варварски уничтожалось все, что имело отношение к вере и церкви: взрывали храмы и церкви, жгли бесценные книги, уничтожали древние иконы. Была растоптана тысячелетняя культура, служившая источником вдохновения для русских писателей, поэтов, художников, для русских ярких звезд на небосклоне мировой культуры. Но вот 20 лет назад рухнул железный занавес, и оторванная от сердцевины жизни современная культура оказалась буквально сметена современным масскультом запада, удовлетворявшим самым низменным потребностям. Страшный пример того, как бездуховная культура приводит к национальной катастрофе.

Сейчас Россия пребывает в двойственном положении. С одной стороны, очевидно укрепление политического престижа страны, постепенный выход из кризиса, государство окрепло, что не может не радовать. С другой стороны, существует страшная угроза духовного и социального кризиса общества. Утрата четких ориентиров, рост числа наркоманов, алкоголиков, не уменьшающееся количество абортов, самоубийств, пропажа около миллиона человек в год без вести, - демонстрируют продолжающиеся процесс вымирания нации и страны. То, что происходит сейчас – процесс анти-просвещения, направленный на духовную и физическую деградацию россиян, что повлечет дальнейшую антипопуляцию. Это результат хорошо продуманной и закономерно осуществляемой информационно-психологической войны. Недавно в интернете появилось высказывание видного политического деятеля Соединенных штатов о том, что развитие науки в странах, не являющихся союзниками Америки, является стратегической угрозой для штатов. Таким образом, в одной лодке с Русской Православной Церковью оказалась наука. Учитывая трагический опыт XX века актуален единственный путь к духовно-нравственному возрождению России – духовная культура русского православия. Безусловно, усилиями только церкви, или, напротив, только государства, агрессию извне не остановить, болезнь не вылечить. Необходимо объединение церкви, государства и общественных институтов в борьбе с этим злом, как говорят «всем миром».

Высокое собрание, традиции духовного Просвещения, начатые в XIX веке Победоносцевым, развитые предреволюционным митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием Вотковским, продолженные в середине XX века митрополитом Ленинградским Григорием Чуковым, Санкт-Петербургские духовные школы стараются продолжать. Создана в 2002 году Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения молодежи Покров, в 2005 Народный Православный университет. В настоящее время в ассоциацию входят 40 ведущих военных и гражданских вузов города. В качестве своей миссии ассоциация выдвигает духовно-нравственное просвещение молодежи. В основе деятельности ассоциации лежит важнейший принцип укрепления союза религии, культуры, науки и образования. С трудом, но в последнее время все активнее, вузовская молодежь начала включаться в работу Покрова. На разных площадках города проходят студенческие встречи, круглые столы, литературные вечера, диспуты, концерты. Эффективная форма работы с молодежью – культурно-просветительские поездки по древним русским городам: Москва, Рязань, Тихвин, Псков, Старая Ладога, Великий Новгород, Старая Русса. Цель их – приобщить студентов к традициям русской культуры и православным ценностям. Одна из важных задач деятельности ассоциации – экспертиза и научно-методическая подготовка разработок образовательных проектов и программ в области духовного просвещения, учебно-методических пособий, информационных ресурсов. Эта деятельность осуществляется научно-методическим советом ассоциации под руководством академика А.А. Королькова и ученых, известных трудами в сфере духовно-нравственного воспитания, занимающихся педагогикой, психологией, русской философией и культурой. В составе ассоциации Покров на базе РГПУ им А.И. Герцена открылись и активно работают научно-исследовательские лаборатории по психологии и православной педагогике. Наша Академия, совместно с обществом «Знание» СПб и Ленинградской области возрождает русские традиции народного Просвещения. Создан Народный Православный Университет СПб и Ленинградской области.

Настала пора сотрудничать Духовной Академии и нашим университетам в деле Просвещения. Настала пора и для совместных исследований в области психологии, образования, философии и культурологи. Совокупностью усилий надо вырабатывать разумные программы, школьные и вузовские, на основе русской православной культуры. Есть возможность и для взаимного обогащения процесса образования спецкурсами, теоретическими семинарами по нравственной проблематике.

В заключение, повторю слова ректора РГПУ им. А.И. Герцена Г.А. Бордовского: «активно идет процесс консолидации духовного и светского образования, была создана и существует ассоциация Покров, в ВУЗах открываются церкви и часовни, преподаватели и студенты приходят в храм». Действительно, происходит внутреннее возрождение России. Нужно много трудиться, но и то, что делается, уже наполняет нас радостью.


Каталог: files -> upload -> OPF
OPF -> Программа VII сессии Общественно-педагогического форума
upload -> Проблема формирования мотивации педагогической деятельности
upload -> Роль культурно-исторической психологии Л. С. Выготского
OPF -> Итоговая резолюция III общественно-педагогического форума
OPF -> Обращение от имени директора Государственного Эрмитажа, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондента Российской академии наук, член-корреспондента Российской академии художеств
OPF -> Vi общественно-педагогический форум «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени» Предложения участников круглого стола «Средства массовой информации в духовно-нравственной жизни общества


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница