Проведение референдума и право человека на эвтаназию



Скачать 277,29 Kb.
Дата01.06.2016
Размер277,29 Kb.
ТипЗакон
МОУ СОШ средняя общеобразовательная школа №11

Законотворческая инициатива на тему:

«Проведение референдума и право человека на эвтаназию»

Работу выполнил:

Ученик 10«Б» класса

Балашов Константин Сергеевич

Преподаватель по праву:

Юмалов Алексей Анатольевич

Город Череповец

2010 год

Практика эвтаназии существовала в различных обществах с древнейших времен в виде социальных практик умерщвления стариков, больных, неспособных выжить младенцев. Явление эвтаназии в современном мире, в связи развитием общественного прогресса, а в частности науки и техники, стало обретать немного другие черты – в первую очередь теперь она связанна с поддержанием жизнедеятельности тяжелобольных людей. Актуальность этой темы трудно преувеличить, во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим, что есть у человека, с его жизнью. Во-вторых, в виду сложного объекта для изучения, данная проблема интересует многих специалистов: культурологов, психологов, социологов, и конечно юристов. В третьих – несмотря на обширный круг исследований, эта проблема до сих пор не получила закрепления и четкости определения в нормативно-правовых актах многих стран мира и РФ в том числе. Я выбрал тему эвтаназии, так как я убеждён, что такая практика нашему обществу просто необходима. Однако, разбираясь в проблеме, я понял, что не так то просто разрешить существующие противоречия. Рассмотрев все аргументы и контраргументы, которые удалось найти, я предлагаю внести изменения в действующие законодательство РФ, по введению в действие на территории практики эвтаназии. А это требует внесения конструктивных изменений в Конституцию РФ, в Уголовный Кодекс РФ. Для законности всех этих изменений требуется проведение референдума ( по вопросу эвтаназии).

Основная задача моего творческого проекта - рассмотреть проблему эвтаназии с разных позиций: юридической, нравственной, этической; обосновать и разработать законодательную инициативу по поводу изменений действующего законодательства РФ.

Опыт других стран.

Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. Благоприятные условия для эвтаназии существовали там еще с 1984 года, когда Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой.


Если при эвтаназии врач следовал пунктам инструкций, составленных Королевской медицинской ассоциацией, он мог не бояться уголовной ответственности. К 1998 году, согласно исследованиям роттердамского Университета Эразма, добровольную эвтаназию поддерживало 92 процента населения Голландии. И, несмотря на часто выдвигаемые аргументы религиозного характера, в пользу возможности прекращения жизни пациента по собственному желанию высказывалось значительное большинство верующих, в том числе 96 процентов католиков.
Видимо поэтому, несмотря на сопротивление оппозиции, осенью 2000 года закон о легализации некоторых форм активной эвтаназии прошел в нижней палате парламента с легкостью. Теперь, по решению суда в каждом конкретном случае, врач, умертвивший или способствовавший самоубийству своего пациента при определенных обстоятельствах, не признается виновным. Установлены три основные условия:
1. эвтаназия должна быть добровольной 2. только врач может оказывать помощь или осуществлять эвтаназию
3. состояние пациента должно быть с медицинской точки зрения неудовлетворительно.
К эвтаназии спокойно относятся не только в Голландии, хотя закона о легализации эвтаназии нигде кроме этой страны пока нет, практика умерщвления безнадежно больных пациентов применяется врачами во многих регионах мира.
После Голландии второй страной, узаконившей эвтаназию, может стать Бельгия - сейчас соответствующий законопроект обсуждается в органах законодательной власти.
В Швейцарии, где эвтаназия в принципе запрещена, на самом деле человек, который, не имея собственной выгоды, помог другому уйти из жизни, не может быть осужден. По оценкам экспертов, ежегодно в Швейцарии, таким образом, прощаются с жизнью около 100 человек.
В 1997 году Конституционный суд Колумбии постановил, что врач, выполнивший желание безнадежно больного пациента о добровольной смерти, не несет за это ответственности перед судом.
В американском штате Орегон разрешено так называемое "самоубийство с помощью другого лица". О нем говорят, когда врач прописывает больному смертельные таблетки. Но в то же время , там не позволено давать пациентам наркотики. В двух других местностях США (решениями Апелляционных Судов Второго Округа (Нью-Йорк и др.) и Девятого Округа (Калифорния, Орегон и др.), лишающими силы установленные законом запреты) врач может выписывать пациенту, но не давать сам, вызывающие смерть препараты.
В Калифорнии после долгих лет обсуждений на референдумах в 1977 году был принят закон "О праве человека на смерть", по которому неизлечимо больные люди могут оформить документ с изъявлением желания отключить реанимационную аппаратуру. В штате Орегон своим правом на добровольный уход из жизни с 1998 года воспользовались 170 человек, в Бельгии с 2002 года - 400 человек, а в Голландии только за 2005 год добровольно ушли из жизни 4300 человек.

Законотворческая инициатива.

Для того что бы узаконить эвтаназию, нужно провести конституционный референдум. Потому что для введения закона об эвтаназии нужно изменить конституцию РФ. Референдум конституционный - это такой референдум, на котором на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки. Поэтому необходимо вынести на референдум вопрос об изменении Статьи 20 Конституции Российской Федерации, что не противоречит Федеральному конституционному закону Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".

Предложения:

1. Предложения по поправкам к Конституции Российской Федерации:


Статья 20 Конституции Российской Федерации

(Действующая редакция)

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 20 Конституции Российской Федерации

(С изменениями и дополнениями)

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

3. Гражданин Российской Федерации (признанный дееспособным и достигшим 18 летнего возраста), который страдает морально и физически от неизлечимой болезни, имеет право, согласно закону об эвтаназии, на смерть, при соблюдении всех положений закона об эвтаназии.



2. Предложения по внесению изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Предложение дополнить главу 8 Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 391 следующего содержания.

Ст.391 Эвтаназия.

1.Не является преступлением причинение смерти при осуществлении, с соблюдением порядка и наличия оснований, предусмотренных законом, эвтаназия-удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти каким-либо действиями или средствами, в том числе прекращение мер по искусственному поддержанию жизни.

2.Действие лица, сознательно побуждающего больного к эвтаназии, приравниваются к действиям по доведению до самоубийства, данное лицо несёт уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.Предложение по внесению изменений и дополнений в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г.

ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г.

(Действующая редакция)

Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.


Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г.

(С изменениями и дополнениями)

«Медицинскому персоналу разрешается при наличии оснований и соблюдении порядка, установленных законом, осуществление эвтаназии - удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением мер по искусственному поддержанию жизни.


Действия лица, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии, приравниваются к действиям по доведению до самоубийства и данное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Законопроект об эвтаназии.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между неизлечимо больным человеком и человеком, производящим процедуру эвтаназии; неизлечимо больным человеком и консилиумом врачей; неизлечимо больным человеком и медицинским учреждением. Устанавливает права неизлечимо больных на проведение эвтаназии, устанавливает права и обязанности человека ,производящего эвтаназию, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

Эвтаназия- это умышленные действия или бездействие медицинского работника, которые осуществляются в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося по медицинским показателям в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть.



Смерть (гибель) — необратимое прекращение, остановка жизнедеятельности организма. Так же в статье 9 «Определение момента смерти» говорит: «Заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с процедурой, утверждённой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития».

Информированный больной- это пациент, который осведомлён о состоянии своего здоровья, диагнозе, прогнозе развития заболевания и последствиях того или иного лечения либо отказа от него.[10]

Глава 1 – Общие положения.

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области эвтаназии

1. Отношения в области эвтаназии регулируются конституцией РФ, уголовным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее – законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о порядке проведения эвтаназии.

Статья 2. Международные договоры Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила об эвтаназии, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.



Статья 3. Право гражданина РФ на просвещение в области эвтаназии

Право граждан на просвещение в области эвтаназии обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации граждан об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.



Статья 4. Процесс проведения эвтаназии.

1. Гражданин РФ пишет заявление о просьбе проведения эвтаназии в установленной форме или же, при невозможности гражданина написать заявление ввиду заболевания, в форме видеозаписи. Заявление об эвтаназии, как в письменной, так и в видео форме должно быть заверено нотариально. Услуги нотариуса оплачиваются из областного бюджета в порядке, установленным постановлением органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2. Гражданин к заявлению о просьбе проведения эвтаназии должен предоставить справку от своего лечащего врача, о том, что он действительно болен неизлечимым заболеванием и находится вне реактивного состояния или приступа.

3. Гражданин к заявлению о просьбе проведения эвтаназии и справке о неизлечимом заболевании должен предоставить своё описание нравственных и, или физических страданий, а также справку от психиатра, подтверждающую психическое здоровье.

4. Гражданин передаёт данные документы начальнику управления здравоохранения города или района.

5. Начальник управления здравоохранения города или района имеет право отказать в рассмотрения заявления эвтаназии в случаях, если отсутствует и, или составлен не по форме один или несколько перечисленных документов: заявление о просьбе проведения эвтаназии заверенное нотариально; справку от своего лечащего врача, о том, что он действительно болен неизлечимым заболеваниями и находится вне реактивного состояния или приступа; описание нравственных и, или физических страданий, а так же справку от психиатра, подтверждающую психическое здоровье.

6.Заявление должно быть рассмотрено в течение 31 календарного дня, по истечении данного срока должен быть дан ответ гражданину в письменной форме о рассмотрении заявления

а). При невозможности принять заявление о просьбе проведения эвтаназии начальник управления здравоохранения города должен мотивировать отказ в письменной форме. При согласии, начальник управления здравоохранения города или района должен назначить дату осмотра гражданина консилиумом врачей, не позднее 31 календарного дня со дня рассмотрения заявления.

7.Консилиум врачей должен обследовать гражданина и вынести решение о возможности проведения эвтаназии.

а). При отказе должна быть выдана справка о прохождении осмотра с подробным описанием состояния здоровья гражданина и объяснена в письменном виде причина отказа.

б). При согласии, консилиум врачей назначает дату проведения эвтаназии не позднее 21 календарного дня со дня осмотра и определяет наиболее безболезненный способ проведения эвтаназии из установленных законом.

8.Эвтаназия осуществляется врачом.

9.Эвтаназия проводится только в том случае, если гражданин РФ не изменит своё решение о проведении эвтаназии.

а).Если гражданин РФ не изменяет своё решение о проведении эвтаназии ,он должен подписать документ о согласии проведения эвтаназии или, при невозможности написать заявление ввиду заболевания ,в форме видеозаписи.

б).В случае отказа от проведения эвтаназии гражданин РФ подписывает документ об отказе о проведении эвтаназии или ,при невозможности написать заявление ввиду заболевания, в форме видео записи.

10.После проведения эвтаназии врач должен констатировать факт проведения эвтаназии.



Статья 5. Права и обязанности гражданина РФ в области установления срока рассмотрения заявления, а так же срока проведения процедуры эвтаназии.

1.При невыполнении сроков рассмотрения заявления, гражданин РФ имеет право подать жалобу на начальника управления здравоохранения города или района в администрацию города или района.

2. При невыполнении сроков проведения эвтаназии, гражданин РФ имеет право подать жалобу на имя начальника управления здравоохранения города или района.

3.Граждананин РФ имеет право отказаться от проведения эвтаназии на любой стадии проведении процедуры эвтаназии.

4.При отказе от эвтаназии гражданин РФ обязан написать заявление об отказе проведения эвтаназии или при невозможности писать в форме видеозаписи на имя начальника управления здравоохранения города или района.

Статья 6. Права и обязанности врача РФ непосредственно выполняющего эвтаназию в области проведения процедуры эвтаназии.

1.Врач, выполняющий процедуру эвтаназии в установленном законом об эвтаназии порядке, не несёт за данное действие уголовной ответственности.

2.Врач не имеет права разглашать данные о процедуре проведения эвтаназии, так как это является врачебной тайной.

Статья 7. Состав консилиума врачей, способ голосования.

1.В консилиум врачей должен состоять из 5-6 врачей и хотя бы двое из них должен быть специалистом по данной болезни.

2.Голосование проходит в письменной, закрытой форме.

3.Эвтаназия проводится только в том случае, если за неё проголосовало минимум 4 врача.






Приложение.

"У человека можно отнять право на жизнь,

но никто не в праве

лишить его смерти".

/Ф. Ницше/



Понятие и способы эвтаназии.

В настоящее время специалистов-гуманитариев - юристов, медиков, да и всё современное общество волнует целый ряд вопросов, ответы на которые до сих пор не найдены. Правомерно и гуманно ли отказывать безнадёжно больному в его просьбе прекратить раз и навсегда его страдания? И не будет ли такой отказ расценен как применение к лицу пыток, насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство, обращение, запрещенное международным правом и национальным правом многих современных государств? ……Это лишь небольшой круг вопросов, ответы на которые надо найти, чтобы решить такую глобальную проблему как гуманность применения эвтаназии. Анализ обозначенных вопросов предполагает необходимость определить понятие эвтаназии, оно должно быть очень чётким и исключать двусмысленности. Эвтаназия (греч. еu – хорошо + thanatos – смерть) буквально означает «хорошая, лёгкая смерть». В медицинской, философской и правовой литературе она толкуется по-разному: С точки зрения медицинского подхода эвтаназия это …….. «безболезненный, щадящий и избавляющий от страданий необратимый исход в небытие» [4]..; «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с целью прекращения страданий»; ….«сознательное действие, приводящее к смерти безнадёжно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения страданий».[9] Ни одно из приведённых определений нельзя признать исчерпывающим, включающим все признаки и охватывающим все возможные ситуации эвтаназии. Итак, эвтаназию можно определить следующим образом в юридической литературе как « умышленные действия или бездействие медицинского работника, осуществляемые в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть».

По одному из критериев – позиция врача - различают эвтаназию пассивную и активную. [12]Пассивная эвтаназия означает, что врач, устраняясь, не совершая действий, которые могли бы поддержать жизнь, пассивно санкционирует умирание (нередко мучительное) больного. Также пассивную эвтаназию можно рассматривать как право больного на отказ от лечения, операции, принятия лекарственных препаратов. Принуждение его к активному лечению означает нарушение конституционного права на достоинство личности (ст.21 конституции РФ), свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 конституции РФ) (кроме случаев, оговоренных в статьях 33, 34 Основ законодательства РФ об охране здоровья). В случае активной эвтаназии врачом целенаправленно, по заранее принятому решению предпринимаются специальные действия, ускоряющие смерть (например, введение пациенту летальной инъекции). Вопрос активной эвтаназии являет собой сосредоточение наиболее горячих споров по поводу эвтаназийной смерти.

По критерии – позиция пациента – различают добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольной называется эвтаназия, которая осуществляется по недвусмысленной просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы стало широко распространенной практикой в США, других странах Запада). Недобровольная эвтаназия осуществляется без непосредственного согласия больного. Комбинируя эти формы эвтаназии, мы получаем четыре способа (ситуации) эвтаназии: добровольной и активной; добровольной и пассивной; недобровольной и активной; недобровольной и пассивной.

Основные аргументы, высказываемые в пользу эвтаназии, можно свести к следующим трём.

1. Жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствия превалируют над страданиями, положительные эмоции - над отрицательными. В ситуации эвтаназии этот баланс необратимо нарушается. Высказанный аргумент является наиболее веским из тем более, когда мучения человека невыносимы и нежелание человека находиться в мучительном для него состоянии подтверждено недвусмысленно выраженной волей.



Право на жизнь и право на смерть.

На первый взгляд название этой главы может показаться странным: зачем писать о праве на смерть, она и так придёт к изголовью любого из нас в положенный срок. К мысли о добровольном уходе из жизни человек приходит через нравственные страдания. Между тем за несколько последних десятилетий учёные-правоведы не проявляли интереса к этим сторонам жизни. Долгое время не публиковалась статистика не только самоубийств, но и убийств. В общем, в этом разделе социологии права царило полное затишье[1]. «Каждый имеет право на жизнь»[2], так гласит часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации. В диспозиции этой правовой нормы, на первый взгляд, всё предельно понятно и ясно, каждый имеет неотчуждаемое право на существование и может, пользоваться им или не использовать его, тем более что статья 2 Конституции РФ говорит нам: «…Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства»[3]. Основным доводом является логический подход к рассмотрению конституционно-правовой нормы, проистекающий из демократизма ныне существующего Верховного закона страны. «Конституционное установление права на жизнь логически означает юридическое закрепление права человека на смерть. Очевидно, раз право на жизнь относится к числу личных прав человека, его реализация осуществляется им индивидуально и самостоятельно, независимо от воли других»[4]. Но все-таки, какие правомочия даёт нам «право на смерть». Если учитывать, что это добровольное и самостоятельно реализуемое право, то в голову приходит только одно право – «право на самоубийство». Но это не так «Под самоубийством следует понимать собственноручное, сознательное и добровольное лишение себя жизни по любым причинам, кроме случаев сознательного воздействия на человека со стороны других лиц, под влиянием, которого он принимает решение уйти из жизни не добровольно, а в силу безвыходной ситуации, сложившейся по воле этих лиц»[5]. Другая сторона медали – это соотношение права человека на жизнь и прав государства. Право на жизнь это специфичное неотъемлемое право, которое не подлежит ограничению. Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира и охраняется законом[6]. Человек не может, независимо от других субъектов, в частности от государства, осуществлять своё субъективное право на жизнь. Всё время своего существования он сталкивается, зависит от действий других лиц. Начиная с родильного дома и заканчивая кладбищем, человек вступает в те или иные взаимосвязи с государством, и не только в его воле решать, независимо от других субъектов, своё субъективное право на жизнь. Следует сказать, что момент этот весьма спорный, и одни могут сказать, что осуществление человеком своего права на жизнь не зависит от кого бы то ни было, но это не так. Допустим ситуацию, в которой смертельно больной человек желает причинить себе вред, хочет уйти из этой жизни, однако в силу известных причин (пример, паралич) не может этого сделать сам. Болезнь приносит ему нравственные и физические страдания, он молит об эвтаназии, но никто не в праве ему помочь, так как только в праве больного определить своё субъективное право на жизнь. На этом примере видно, что такое исключение как эвтаназия может поколебать устойчивость даже института личных прав человека. Роль государства здесь выражается в возможном закреплении права на эвтаназию. Право человека на осуществление эвтаназии выступает своего рода гарантом ст. 21 Конституции РФ, ведь психические и физические страдания человека умаляют его достоинство. Если допустить, что человек не только имеет право, а обязан жить, то невыполнение такой обязанности должно повлечь ответственность, как это происходит в других случаях невыполнения обязанностей. Кроме того, обязанности жить должна была бы соответствовать обязанность подвергаться медицинскому вмешательству в случаях, когда жизнь человека находится под угрозой. Однако, согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями), необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина (ст. 32). Гражданин или его законный представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства, либо потребовать его прекращения, за исключением случаев, когда гражданин страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, или тяжёлым психическим расстройством, а также, когда лечение осуществляется в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (ст. 33, 34 основ законодательства РФ об охране здоровья). Следовательно, нет никаких правовых оснований обязать человека, страдающего тяжёлой, угрожающей его жизни болезнью, например раком, подвергнуться лечению. Не служит ли в данном случае возможность отказа от лечения косвенным подтверждением «установленного в законе» права на смерть? И должны ли мы косвенно признавать лицо, отказавшееся от лечения самоубийцей?[8] Напомню, что в современном уголовном законодательстве нигде не содержится запрета на самоубийство.

Далее я попытаюсь подвести логический итог вышесказанному. Косвенно в нашей стране закреплено право на добровольную, пассивную эвтаназию (отказ от лечения) за исключением некоторых лиц: (граждан страдающих заболеванием, представляющим опасность для окружающих, или тяжёлым психическим расстройством, а также, когда лечение осуществляется в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния). К тому же такой вид эвтаназии не гуманен. Представим ситуацию: больной на последней стадии рака, он страдает не выносимыми болями, поэтому отказывается от врачебного вмешательства и питания, к его страданиям (из-за болезни), прибавляются муки удовлетворения естественных потребностей (жажда, голод, истощение), что противоречит НОРМАМ МОРАЛИ. Поэтому с моей точки зрения нужно ввести право на добровольную, активную эвтаназию. Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах:

1) "умерщвление из милосердия" - происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах их устранить, предпринимает действия, в результате которых наступает смертельный исход, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, отключает систему жизнеобеспечения и т.п.

 2) "Самоубийство, ассистируемое врачом" - происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью.

3) Собственно активная эвтаназия - может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает устройство, которое приводит его к   быстрой   и безболезненной смерти. Врач может обеспечить пациента необходимым оборудованием, Причём согласно УК РФ 3-я форма активной эвтаназии рассматривается как самоубийство.

Настоящее понимание явления, носящего название эвтаназия, включает в себя целый комплекс взаимосвязанных аспектов, среди которых обычно выделяют биолого-медицинский, этический, юридический и религиозный.

Биолого-медицинский аспект проблемы заключается, прежде всего, в установлении категорий пациентов, по отношению к которым может рассматриваться возможность применения эвтаназии. Среди таковых можно отметить пациентов, биологическая смерть которых неминуема и которые, умирая, испытывают тяжёлые физические страдания. Вопрос о прерывании жизни больного, физические страдания которого преходящи и могут быть ликвидированы применением соответствующих медицинских средств, вообще не должен рассматриваться.

Юридическая проблема состоит в необходимости выработки правовой процедуры осуществления эвтаназии, в случае если данный акт будет разрешён законодательством. Аспект юридической ответственности за совершенные действия, дееспособности пациента, его психического здоровья.Наиважнейшим вопросом в рамках этой проблемы следует считать необходимость принятия возможного закона об эвтаназии.

Религиозный аспект, имеющий существенное значение для верующих больных, характеризуется однозначным решением рассматриваемой проблемы всеми конфессиями: жизнь, как бы тяжела она не была, даётся человеку свыше, чем и отнимается у человека право насильственно прерывать её.[13]. Однако с другой стороны, должен быть выбор, и каждый человек волен сам решать, как ему поступить. Этическая оценка эвтаназии состоит не в том, каким наиболее благоприятным способом следует умертвить безнадёжно больного человека, а в принятии решения о проведении эвтаназии. Здравый смысл, сострадание к таким людям подсказывают нам решение: разрешить медикам при соблюдении соответствующей процедуры, тщательном анализе всех аргументов и контраргументов удовлетворить просьбу больного и лишить его жизни наиболее безболезненным способом. Но существуют разные оценки такового деяния. …….

«Эвтаназия как проблема существует только для тех, кто признаёт гуманистический принцип безусловной ценности личности и её жизни, в отношениях между индивидами, которые по характеру личных связей и общественных позиций желают друг другу только блага. Среди акушеров, например, действует негласное правило не спасать новорожденных с маленьким весом или выраженными отклонениями в развитии, ведь ребенок заведомо будет инвалидом. «Спектр умышленного неоказания медицинской помощи очень широк, от отказа в реанимации младенца в роддоме до отключения от системы искусственной вентиляции легких, а это та же эвтаназия», – подчеркнул Саверский. Из вышесказанного можно сделать вывод, что мы еще раз подтвердили доводы в пользу того, что эвтаназия является фактом причинения смерти. Уголовное право рассматривает эвтаназию как убийство, однако, на мой взгляд, это что-то среднее между причинением смерти и убийством. Ведь умысел лица, совершающего определённые действия, направлен на оказание помощи тяжело больному человеку, чтобы уменьшить его страдания, к тому же с полного согласия потерпевшего и по его чёткой просьбе. Если отношения людей насыщены враждой и недоверием, то об эвтаназии не может быть и речи, ибо она будет в этих ситуациях только ещё одной прикрытой возможностью совершения зла. Внутреннее напряжение ситуации эвтаназии – ситуацией эвтаназии мы называем ситуацию нравственного выбора, когда необходимо принять решение по поводу эвтаназии, – проблемность этой ситуации в том и состоит, что она рассматривается как продолжение и конкретное выражение гуманного, нравственно-уважительного отношения к тому, кому помогают умереть. Она воспринимается как исключительный случай, когда принцип гуманизма удаётся утвердить в своём позитивном значении через видимое отступление от него».[14] Другая категория больных – это больные, находящиеся в устойчивом вегетативном состоянии. В таком контексте медицинская сторона вопроса заключается в проблеме определения степени тяжести заболевания, насколько оно неизлечимо; достижение такой стадии в процессе лечения, когда все возможные медицинские средства оказываются исчерпанными; установления необратимости устойчивого вегетативного состояния. Уровень развития медицинской науки в большинстве случаев не позволяет излечивать таких больных, а только немного продлевает их жизнь, жизнь в агонии и адских мучениях. Мы хотим позволить нуждающимся в сострадании и милосердии умереть достойно, оставаясь людьми до последней минуты жизни.

Противники эвтаназии приводят два возражения.

Первое. При анализе допустимости эвтаназии было бы некорректно сравнивать страдание с благом, здесь идёт противостояние между жизнью в форме страдания и отсутствием жизни, в какой бы то ни было форме. Жизнь есть благо и она остаётся благом даже тогда, когда становится по преимуществу сплошным страданием.

Второе. Аргументируя допустимость эвтаназии тем, что такова сознательная воля самого больного, мы тем самым признаём, что если бы больной был в состоянии распорядиться своей жизнью, когда та по принятым меркам оказывается невыносимой, то он бы сам прекратил её, т.е. мы фактически признаём право на самоубийство. Однако не все, кто признаёт право на эвтаназию, признаёт право на самоубийство.

2. Жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений. Деградировав до сугубо витального уровня она лишается этической санкции и может рассматриваться как объект, вещь и потому вопрос о её прекращении – не более чем вопрос о том, срубить ли высохшее дерево или выполоть ли засоряющую огород траву.

Критика - Этот аргумент поражает, прежде всего, своей эмоциональной пустотой, ибо помимо внешней стороны человеческой жизни существует её внутренняя сторона. И до какого бы зоологического, растительного уровня она не деградировала в фактическом плане, это вовсе не значит, что человек готов относиться к себе или к своим родным в таком состоянии так же, как он относится к высохшему дереву или чертополоху. Здесь уместно напомнить об отношении человека к мёртвым останкам своих собратьев: могилы являются предметом преклонения, и отношение к ним рассматривается как показатель отношения к тем людям, напоминанием о которых они являются. Если нравственное отношение к человеку распространяется на его останки, то тем более оно должно распространяться на живое тело, пусть даже исковерканное болезнью.

3. Поддержание жизни на стадии умирания, осуществляемое с помощью передовых технологий, обходится слишком дорого. А именно: средств, которые тратятся на поддержание жизни в безнадежных ситуациях, хватило бы на то, чтобы лечить десятки, сотни людей, которые поддаются лечению.

Критика - Этот аргумент является сугубо практическим и имеет, разумеется, своё значение в пределах практических решений, связанных с распределением финансов, организацией системы здравоохранения. Но его нельзя принимать во внимание, когда речь идёт о нравственном оправдании



По данным ВЦИОМа





Опрос проведён среди 300 жителей города Череповец.

Опрос проведён среди 97 медицинских работников Вологодской области.



Опрос врачей Вологодской области.

1.Я как медик, представитель самой гуманной профессии за эвтаназию….другое дело когда ее введут –это дело времени….и объясню почему. Работая в анестезиологии и реаниматологии не первый год и видя больных, как говорят в народе «растения»,которые лежат в отделении месяцами, которых родственники очень часто и забирать то не хотят(так как уход за ними-это адский труд тем более дома)…а пожизненно держать их в больнице просто не могут и кто работает в этой сфере меня поймут, и огромные средства тратить на таких больных просто не целесообразно, лучше бы потратили на тех кого можно спасти…. а церковь по этому вопросу может возмущаться сколь угодно долго, что якобы это убийство…..да не убийство это –а гуманный уход из жизни …. и не дай бог если чего-нибудь случиться со мной я предпочту эвтаназию, нежели месяцами валяться в пролежнях и гнить заживо…не дураки ее придумали…другое дело –этим будут злоупотреблять, а в нашем государстве в любой сфере злоупотребляют…так что быть может через десятилетия, когда народ российский поумнеет(что конечно вряд ли)мы и придем к этому, к нормальному добровольному уходу из жизни…

2. я за активную!! мне кажется это будет более гуманно по отношению к тяжелобольному чем пассивная - бездействие полное....взять и просто не подходить - кощунство..на мой взгляд, а активная это прекращение болей мук и страданий....
а насчет убийства..ну черт знает!!??а аборты!!!..такое же убийство только деток....
ПАЛКА О ДВУХ КОНЦАХ,,,,,
но я ЗА

3. Я ЗА! Конечно, некоторые будут на этом пытаться зарабатывать, но...


Я видела достаточно, раковых больных, некоторых болезнь съедает за 2 месяца, а некоторых она мучает годами... это трудно и им и их родственникам

4. знаете, я как-то больше против была нежели за, но вот поменяла мнение... недавно умирала бабушка на моих газах и это было ужасно смотреть как 89летняя старушка мучается, когда обезболивающее действует на 2 часа, сам укол болючий, и его нужно повторять, это было ужасно. и вот уже Бога о другом молишь....чтобы человек умер, чтобы не мучался....в тот момент время тянется, минута как час, час как день....а боли сильные....вот тогда возникают мысли об эвтаназии....

5. Мы, конечно, не в праве решать за других, но... С моей точки зрения это приемлимо, хоть и бесчеловечно. Думаю большинству придется столкнутся с этим вопросом. Плюс к этому стоит рассматривать данный вопрос в свете активной и пассивной эвтаназии, ибо понятия вроде бы схожие, но в корне различны. Думаю стоит учесть это в данной теме... Насчет выполнения - вполне возможно, но только для строго отведенного контингента и со строгими ограничениями. Я вот например будующий детский врач, и на ребенка у меня рука ни за что не поднимется, что бы там ни было. Но так или иначе, всем нам приходится(придется) "отпускать" наших больных, когда мы уже не в силах чем-либо помочь. Мы не боги, профессия наша - антиэволюционна, если верить Дарвину, да к тому же не всегда можно оказать необходимый спектр мед. услуг просто по причине ужасной бедности медицинского сектора в нашей стране и отсутствия современного оборудования либо вообще, либо в должном объёме. В частности - это моральная проблема каждого из нас...

6. Готов.


Объективно готов.
Чем? Да много чем...
Убить можно чем угодно...
Как опять же писалось выше....Лидокаин, Калий, Миорелаксанты(в частности ардуан)
Тиопентал натрия. Дроперидол... много чем.....
Почему готов?
Потому что я люблю людей? и мне больно смотреть на то как они мучаются?
Нет...
Потому что это их желание....
Желание человека сидящего в инвалидной коляске который постепенно превращается в овощ....
почему бы и нет?
Болезнь Гантингтона....
Почему бы и нет?
Рак в 4 стадии с метастазами в другие органы и лимфоузлы...
почему бы и нет?
Ведь человек испытывает адскую боль....
Которая даже Наркотой не снимается....
Я бы смог провести эвтаназию.

7. "не навреди" в случае с эвтаназией, сделаете её или нет- и там и там вы навредите, не отключив от аппарата(не введя тот или иной препарат)-оставите человека на этом свете мучится месяц два(перспективы такой жизни---мучение пациента и родственников, глядя на это),либо же пойдёте на "убийство",и прекратите эти мучения....из двух зол... трудно сделать выбор, но лично я бы смогла…



Дополнительно.

Чаще всего избавить от невыносимых мучений просят пациенты с неизлечимыми заболевания, летальный исход у которых – дело ближайшего времени. Это онкологические и парализованные больные, часто родственники больных, «растительную» жизнь которых поддерживают аппараты искусственной вентиляции легких. В Нидерландах, Бельгии, Австралии, Израиле и американском штате Орегон, где эвтаназия разрешена юридически, врачи могут выбирать между пассивной и активной эвтаназией.

В Лиге защиты прав пациентов легализацию эвтаназии считают не только гуманным, но и христианским шагом, при условии, что соблюдается жесткий контроль за врачами, родственниками и самим пациентом.

«Здесь проходит граница этико-религиозных убеждений. Эвтаназия в любом случае будет убийством и тяжелой ношей для того, кто ее осуществит. Но все же нельзя прятать голову в песок и уходить от решения этой проблемы, потому что запретить проще всего. Запрет у нас объясняют с точки зрения христианства и загробной жизни, но и у пациента и у его родственников должен быть выбор. Те, кто стоит за запрет, в итоге оставит больного наедине со своими мучениями, отвернется от него. Вы не представляете, как больно родителям ребенка с гидроцефалией наблюдать его страдания: голова в диаметре 70 см, нет ни слуха, ни зрения. Выбор должен быть», – отметил «Газете.Ru» глава Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский.


Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации. М., «Тандем», 2010.

2. Баглай М. В. «Конституционное право Российской Федерации», М.,

2010.


3. Гольмен Д., Харрис Д., Зваак Л. «Европейская конвенция о правах

человека и Европейская социальная хартия: право и практика», М.,

1998.

4. Гусейнов А. А., Апресян Р.Г. «Этика», М., 1998.



5. 50/50 Опыт словаря нового мышления // Под общ. ред. Ферро М.,

Афанасьева Ю. А., М., 1889.

6. Грегори В. Рутеки «Влияние субъективного отношения лечащих врачей на

меры по ускорению смерти», Пер. Головко Г./

http://www.crimea.com/~creation/text

7. Грегори В. Рутеки ««И смерти не будет уже»: христианская забота об

умирающем», Пер. Головко Г. / /

http://www.crimea.com/~creation/text

8. Дмитриев Ю. А. Шленева Е. В. «Право человека в РФ на осуществление

эвтаназии». // Государство и право, 2000, № 11.

9. Ковалев М. И. «Право на жизнь и право на смерть» // Государство и право,

1992, № 7.

10. Крылова Н. Е. «Эвтаназия: уголовно-правовой аспект» // Вестник

московского университета серия 11 право, 2000, № 2.

11. Пулмэн Д. «Достоинство человека, боль и страдание» // Человек. 2001. №

3.


12. Руфь Б. Хайцер «Эвтаназия», Перевод Турлак Олег/

http://www.crimea.com/~creation/text

-----------------------

[1] См. Ковалев М. И. «Право на жизнь и право на смерть»//Государство и

право, 1992, № 7, С. 68

[2] См. Конституция Российской Федерации. М. 2000.

[3] См. Там же

[4] См. Дмитриев Ю. А. Шленева Е. В. «Право человека в РФ на осуществление

эвтаназии». //

Государство и право, 2000, № 11, С. 52

[5] См. Ковалев М. И. «Право на жизнь и право на смерть» // Государство и

право, 1992, № 7, С. 70

[6] См. Баглай М. В. «Конституционное право Российской Федерации», М.,

2000, С. 175

[7] См. Жорж Нива «Права человека» / 50/50 Опыт словаря нового мышления //

Под общ. ред. Ферро М., Афанасьева Ю. А., М., 1889, С. 473

[8] См. Крылова Н. Е. «Эвтаназия: уголовно-правовой аспект» // Вестник

московского университета серия 11 право, 2000, № 2, С.23

[9] См. Крылова Н. Е. «Эвтаназия: уголовно-правовой аспект» // Вестник

московского университета серия 11 право, 2000, № 2.

[10] См. Крылова Н. Е. «Эвтаназия: уголовно-правовой аспект» // Вестник

московского университета серия 11 право, 2000, № 2, С. 19-20

[11] См. Гусейнов А. А., Апресян Р.Г. «Этика», М., 1998, С. 427

[12] См. Дмитриев Ю. А. Шленева Е. В. «Право человека в РФ на осуществление

эвтаназии». //

Государство и право, 2000, № 11, С. 53

[13] См. Там же

[14] См. Гусейнов А. А., Апресян Р.Г. «Этика», М., 1998, С. 426

[15] См. Грегори В. Рутеки «Влияние субъективного отношения лечащих врачей

на меры по ускорению смерти», Пер. Головко Г. /

http://www.crimea.com/~creation/text

[16] См. Там же.

[17] См. Руфь Б. Хайцер «Эвтаназия», Пер. Турлак Олег /

http://www.crimea.com/~creation/text

[18] См. Там же.

[19] См. Там же

[20] См. Гольмен Д., Харрис Д., Зваак Л. «Европейская конвенция о правах

человека и Европейская социальная хартия: право и практика», М., 1998. С.

132

[21] См. Крылова Н. Е. Указ. соч. С. 24.



[22] См. Пулмэн Д. «Достоинство человека, боль и страдание» // Человек.

2001. № 3. С. 104.

[23] См. Крылова Н. Е. Указ. соч. С. 25.

[24] См. Там же. С. 32.



[25] См. Там же. С. 36
Каталог: doc
doc -> В данной статье представлен опыт работы, демонстрирующий возможности программно-аппаратного комплекса afs и датчиков Vernier в формировании исследовательской компетенции учащихся, сборе и обработке информации, реализации основных дидактических принципов
doc -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
doc -> Органах местного самоуправления
doc -> Программы
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница