Рабочая учебная программа по дисциплине «психология и педагогика» Направление подготовки



Скачать 201,12 Kb.
Дата15.02.2016
Размер201,12 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра философии и гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

профессор _________ А.Б. Ходжаян

«___»_______________ 2014_ г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Направление подготовки - 06.03.01 – БИОЛОГИЯ

Профиль – Экология

Квалификация – бакалавр

Форма обучения – заочная

Нормативный срок обучения 5 года

Зет 2. Всего часов 72

Из них:

1. Аудиторных занятий 6 часов



в том числе:

а) лекций – 2 часов

б) семинарских занятий - 4 часа

2. Самостоятельная работа –62 часа

3. Зачет 4 часа
Контрольная работа 7 семестр

Зачет 7-й семестр



Ставрополь 2014

Рабочая учебная программа по философии разработана в соответствии с

ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01– Биология, утвержденным приказом Министерствам образования и науки РФ № 944 от 7 августа 2014 г.;

-рабочим учебным планом по направлению подготовки 06.03.01– Биология, утвержденным ученым советом СтГМУ 27.08.2014 г., Протокол № 1.


Разработчики учебной рабочей программы – к.псих.н., доц. Э.Г. Абакарова,

д.филос.н., проф. Г.Д. Гриценко


Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин «28» августа 2014 г. протокол № 1
Зав. кафедрой, профессор ______________________ Т.Б. Сергеева
Одобрена цикловой методической комиссией гуманитарных дисциплин

«_28__» ___августа_____2014 года

Председатель ЦМК ____________________ Н.К. Маяцкая
Согласовано
Декан факультета гуманитарного

и медико-биологического образования

проф. ____________________ Н.А. Федько

Начальник УМУ ______________________ Н.П. Вышковский


Руководитель ЦУКО ______________________ С.В.Новиков




Пояснительная записка

Содержание учебной дисциплины «Психология и педагогика» представлено в виде совокупности учебных разделов – логически завершенных элементов содержания дисциплины. Такое расположение помогает студенту составить представление о развитии психолого-педагогической мысли в мире и систематизировать свои знания и умения.

Обучение по дисциплине «Психология и педагогика» проводятся в форме лекционных, групповых и индивидуальных занятий, дополнительных занятий, консультаций, организации самостоятельной работы, выполнения проектных работ. Обучение ведется в соответствии с примерными и рабочими программами, на основании календарного плана, в соответствии с учебными планами лекций и семинарских занятий. Самостоятельная работа студентов включает изучение основной и дополнительной литературы, методических пособий, материалов, представленных кафедрой философии и гуманитарных дисциплин, работу с электронной библиотекой СтГМУ, работу Интернете.

В основу обучения положены основные принципы современных технологий обучения: развивающее обучение, разноуровневое обучение, личностно-ориентированная деятельность студента, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, технология модульного и блочно-модульного обучения, технология развития «критического мышления», обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), технология использования игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр.

Основными требованиями концепции обучения является компетентностный подход в образовании (готовность и способность применения знаний, умений, навыков обучаемыми), контекстное обучение (связь с будущей деятельностью, специальностью).

Дидактическими принципами при обучении является доступность, научность, наглядность, последовательность, прочность знаний, опора на практику, интерактивность.

Перечисленные принципы, подходы и методы направлены на формирование у студентов стремлению к самообразованию, расширению научного мировоззрения, культуры общения, способности работать в команде, развитию критического мышления.

Формой промежуточного контроля при заочной форме обучения является контрольная работа. К сессии допускается студент, выполнивший контрольную работу. Структурирование содержания учебной дисциплины является также необходимым условием для функционирования рейтинговой системы. Наличие компьютерной контрольной тестовой программы, соответствующей выделяемым модулям, способствует повышению и унифицированнию контроля знаний.

Активное использование в учебном процессе компьютерных обучающих и контролирующих технологий способствует формированию умений обучающихся использовать в дальнейшем в своей деятельности современные инновационные методы и технологии.

1. Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель - формирование у студента психолого-педагогического мировоззрения как фундамента для изучения дисциплин профессионального цикла, и для последующей профессиональной деятельности.

Задачи:


  • раскрыть основы психологических и педагогических знаний, в том числе в области общей, социальной, возрастной психологии и психологии личности;

  • сформировать базовые представление студента о внутреннем мире и поведении человека, необходимые для успешной социализации и профессионализации в специальностях, относящихся к категории «профессии служения людям»;

  • обучить студента приемам и методам совершенствования собственной личностной и познавательной сферы, мотивировать к личностному и профессиональному росту.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психология и педагогика» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются. Дисциплина является необходимой для таких дисциплин, как философия, право, социология, профессиональные дисциплины.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций по специальности:



а) общекультурных (ОК):

- способности к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

б) профессиональных (ПК):

- способность использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества (ПК-7).



4. В результате изучения дисциплины студент должен:

1. Знать:

1. основные направления психологии.

2. общие и индивидуальные особенности психики подростков и взрослого человека.

3. психологию личности и малых групп.



2. Уметь:

1. использовать психолого-педагогические знания;

2. выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива;

3. учитывать психологические особенности и состояния пациента в процессе его лечения;

4. вести деловые и межличностные переговоры;

5. вести просветительскую работу среди населения.



3. Владеть:

1. навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;

2. навыками учета психологических особенностей пациента в процессе его лечения;

3. методами обучения пациентов правилам и способам ведения здорового образа жизни.



Матрица формирования компетенций

п/п


Наименование разделов дисциплины

Индекс компетенции по ФГОС

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны

ОК-7

ПК-7

Знать

Уметь

Владеть

1.

Раздел 1. Введение в психологию.

+

+

1,2

4

1,2,

2.

Раздел 2. Психология познавательных психических процессов.

+

+

1,2

4

1,2,

3.

Раздел 3. Психология личности.

+

+

3

1. 2,3,4

1,2,3

4.

Раздел 4. Возрастная психология и психология развития.

+

+

2

1,3,4

1,2,3

4.

Раздел 5. Психология человеческих взаимоотношений.

+

+

3

3,5

1,2,3

5.

Раздел 6. Основы педагогики.

+

+

1, 2

4

1,2

5. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа)



Вид учебной работы

Всего часов /

зачетных единиц

Объем по семестрам

7

Аудиторные занятия (всего)

6

6

В том числе:







Лекции (Л)

2

2

Семинарские занятия (СЗ)

4

4

Зачет

4

4

Самостоятельная работа (всего)

62

62

В том числе:







Контрольная работа

12

12

Изучение учебного материала, подготовка к занятиям

10

10

Подготовка к зачету

40

40

Общая трудоемкость часы

72

72


6. Содержание дисциплины:

6.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование

Раздела и темы дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

Раздел 1. Введение в психологию.


1.

Тема 1. Предмет и методы современной психологии. История развития психологии.


Место психологии в системе наук. Роль и значение психологической подготовки врача для его профессиональной деятельности. Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук, Этапы развития психологии. Античная психология. Психологическая мысль Нового времени. Зарождение психологии как науки. Становление советской психологии.

Раздел 2. Психология познавательных психических процессов.


2.

Тема 2. Психология познавательных психических процессов.


Общие сведения о познавательных психических процессах. Определение, основные свойства и особенности познавательных психических процессов. Способы совершенствования познавательных психических процессов. Познавательные психические процессы и их место в обучении и профессиональной деятельности.

3.

Тема 3. Ощущение и восприятие.


Понятие об ощущениях. Происхождение ощущений. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека. Кинестетические ощущения. Изменчивость абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств. Восприятие, его виды и свойства. Восприятие и деятельность. Классификация восприятия. Восприятие как действие. Перцептивная защита.

4.

Тема 4.Память.Внимание и воображение.

Общее представление о памяти. Виды памяти и их особенности. Индивидуальные различия памяти у людей. Структура памяти. Факторы забывания. Расстройства памяти. Формирование и развитие памяти. Определение внимания. Свойства внимания. Функции и виды внимания. Расстройства внимания. Внимательность как свойство личности. Определение и виды воображения. Функции воображения, его развитие. Воображение и творчество. Воображение и органические процессы.

5.

Тема 5. Мышление и речь.


Развитие мышления в персоногенезе. Природа и виды мышления. Операции мыслительной деятельности. Понятие и представление. Расстройства мышления. Речь и ее функции. Речь как средство общения. Речь как инструмент мышления. Виды речевой деятельности и их особенности.

Раздел 3. Психология личности.

6.

Тема 6. Введение в психологию личности.


Общее представление о личности. История исследований личности. Современные теории личности. Формирование и развитие личности. Проблемы устойчивости личности.

7.

Тема 7. Способности.

Понятие о способностях. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Природа человеческих способностей. Развитие способностей.

8.

Тема 8. Темперамент. Психология характера.


Темперамент и его природа. Типы и свойства темперамента.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и личность. Природа характера. Социальный и индивидуальный характер. Характер как система отношений личности. Структура характера: коммуникативные, предметно-действенные и рефлексивные черты характера.



9.

Тема 9. Самосознание личности.


Структура и функции самосознания. Механизмы самосознания: «способность к осознанию психических явлений» и «феномены субъективного уподобления и дифференциации». Этапы становления самосознания. Уровень притязаний и самооценка. Защита Я-концепции. Защитные механизмы и их развитие.

10.

Тема 10. Эмоции и чувства.


Понятие эмоции. Классификация эмоциональных проявлений.

Условия возникновения эмоций. Эмоции и познавательные процессы. Эмоции и мотивы. Основные критерии классификации и виды эмоций. Структура эмоций. Нейрофизиологический компонент эмоции. Мозговая организация эмоций. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций. Внутренний компонент эмоций – субъективное переживание эмоций. Функции эмоций. Формы переживания эмоций.




11.

Тема 11. Потребности и мотивы.


Основные определения потребностей. Классификация и виды потребностей. Потребности и научение. Мотивы личности. Структура, характеристики и функции мотивов. Осознанные и неосознанные мотивы. Мотивационные образования и мотивационные черты (свойства) личности: уровень притязаний, мотивы достижения, аффиляции и власти. Иерархия потребностей мотивов личности. Направленность личности.

Раздел 4. Возрастная психология и психология развития

12.

Тема 12. Возрастная психология.


Психологические подходы к изучению развития человека в контексте его жизненного пути. Обобщенные представления о психологическом содержании возрастных этапов развития человека. Основные теории научения. Учет возрастных особенностей в профессиональной деятельности.

13.

Тема 13. Психология развития.


Предмет психологии развития. Понятия «развитие», «созревание», «рост» и их соотношение. Формы и сферы психического развития. Цели развития. Факторы развития. Принципы и закономерности развития. Гипотиза психического развития Д.Б. Эльконина.

14.

Тема 14.Психологические особенности возрастных периодов.

Психологические особенности юношеского и студенческого возраста. Взрослость. Старость. Аномальное поведение и методы психологической помощи.

Раздел 5. Психология человеческих взаимоотношений.

15.

Тема 15. Психология общения.

Понятие общения. Стороны общения. Функции общения. Вербальные и невербальные средства общения. Барьеры общения.

16.

Тема 16. Психология групп. Руководство и лидерство.

Группы и принципы их классификации. Функциональная организация групп. Социально-психологический климат. Руководство и лидерство. Стили слушания.

17.

Тема 17. Конфликт и управление конфликтом.

Типы и виды конфликтов. Разрешение конфликтов. Способы управления конфликтом. Правила выхода из конфликта.

Раздел 6. Основы педагогики

18.

Тема 18. Предмет и методы педагогики.


Предмет и методы педагогики. Педагогические категории. Педагогические составляющее профессиональной деятельности.


Заключение. Краткий итог изучения дисциплины. Задачи на предстоящую аттестацию.

6.2. Протокол согласования

Кафедра

Дисциплина

Предмет согласования

Подпись

заведующего кафедрой

Философии и гуманитарных дисциплин

Философия

Раздел 1. Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины.

Раздел 2. Психология познавательных психических процессов.



Раздел 3. Психология личности.




Философии и гуманитарных дисциплин

Биоэтика

Раздел 1. Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины.





6.3. Разделы дисциплины и формы занятий



п/п

Наименование раздела

Л

СЗ

СРС

Всего

часов

1.

Раздел 1. Введение в психологию.

1

-

10

11

2.

Раздел 2. Психология познавательных психических процессов.

-

1

10

11

3.

Раздел 3. Психология личности.

-

1

10

11

4.

Раздел 4. Возрастная психология и психология развития.

--

-

10

10

5.

Раздел 5. Психология человеческих взаимоотношений.

-

2

10

12

6.

Раздел 6. Основы педагогики.

1

-

12

13




Зачет










4




Итого:

2

4

62

72


6.4. План лекций.

п/п

Кол-во часов

Наименование лекции

Перечень учебных вопросов

1.

1

Введение. Предмет и методы современной психологии. История развития психологии.

1.Введение. Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Литература. Отчетность.

2.Место психологии в системе наук.

3. Развитие зарубежной психологии.

4. Русская педагогика в XVIII-XIX вв.



2.

1

Основы педагогики

1.Предмет педагогики.

2.Понятия «развитие», «социализация», «воспитание» и их соотношение.



3. Факторы и агенты социализации личности.







Итого:

2 часов


6.5. План семинарских занятий

п/п

Кол-во часов

Наименование семинара

Перечень учебных вопросов

1.

1

Психология познавательных психических процессов

1. Понятие об ощущениях. Память. Внимание и воображение. Мышление и речь. Эмоции и чувства.

2.

1

Психология личности.

1. Понятие о способностях. Темперамент. Психология характера Самосознание личности. Потребности и мотивы.

3.

2

Психология человеческих взаимоотношений.

Психология общения. Психология групп. Руководство и лидерство. Конфликт и управление конфликтом







Итого:

4 часа


6.6. Занятия, проводимые в интерактивной форме




темы

Форма занятия

(Л, ПЗ, СЗ)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Кол-во

часов

Тема 2. Психология человеческих взаимоотношений.

семинар

деловая игра, кейс-метод

2


6.7. Самостоятельное изучение разделов (тем)


п/п

Виды СРС

Кол-во часов



Написание контрольной работы

12



Подготовка к занятиям: изучение литературы, подготовка докладов, презентаций и др.

10



Подготовка к зачету

40




Всего

62 часов


7. Библиотечно-информационные ресурсы

7.1 Литература:

Основная литература

1. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – Изд. 6-е, стер. – Ростов н/Д Феникс, 2009. – 541 с.

2. Самыгин П.С. Социальная психология / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, Е.П. Ларькова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 345 с.

3. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 250 с.



Дополнительная литература

1. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ.ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 806 с.

2. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 250 с.

3. Общая психология: учебно-методическое пособие / Под редакцией д.м.н. С.Б. Селезнева. – Астрахань – 2008. – 264 с.

4. Горбатько О.И. Словарь – справочник основных понятий по психологии и педагогике. Ставрополь, 2008 г. СтГМА.
7.2. Базы данных, справочные и поисковые системы:


  1. Портал «Гуманитарное образование. Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/

  2. Федеральный портал «Российское образование».Режим доступа: http://www.edu.ru/

  3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ и др.

4. Учебно-методические пособия, методические указания, словари

5. Тестовые задания

6.Мультимедийные материалы к лекциям

7. Учебные видеофильмы


8. Оценочные средства
А. Примерная тематика контрольных работ.

  1. Современные психологические направления.

  2. Современные педагогические технологии и их использование в просветительской деятельности врача.

  3. Ощущения и восприятие как познавательные психические процессы и их роль в жизни человека.

  4. Психофизиологические механизмы формирования ощущений.

  5. Влияние мышления на восприятие.

  6. Познавательный психический процесс внимание, его свойства и физиологические основы.

  7. Психологические теории внимания.

  8. Познавательный психический процесс память и его значение в жизни человека.

  9. Нарушения памяти (амнезии)

  10. Способы улучшения памяти.

  11. Функции воображения.

  12. Воображение и психотерапевтическая практика.

  13. Становление волевого начала в человеке.

  14. Современные теории эмоций.

  15. Способы защиты от стресса в профессиональной деятельности врача.

  16. Современные теории мотивации.


Б. Примерные вопросы к зачету

  1. Предмет, объект, методы психологии. Отрасли психологии. Этапы развития психологии. Задачи и место психологии в системе наук.

  2. Понятие психики. Психическое отражение. Психика и организм. Психика, поведение, деятельность.

  3. Психоанализ З.Фрейда. Определение сознания. Определение бессознательного.

  4. Классы ощущений по И. Шеррингтону. Виды ощущений. Основные характеристики анализаторов.

  5. Свойства восприятия. Виды восприятия. Нарушения восприятия.

  6. Виды внимания. Определение воображения. Виды воображения. Определение памяти.

  7. Основные процессы памяти. Виды памяти. Структура памяти. Факторы забывания. Расстройства памяти.

  8. Мышления. Развитие мышления в персоногенезе. Стадии мышления. Виды мышления. Операции мыслительной деятельности. Понятие и представление. Расстройства мышления. Понятие интеллекта.

  9. Речь как средство общения и как инструмент мышления. Виды речевой деятельности и их особенности.

  10. Виды эмоций и их характеристика.

  11. Физиологические механизмы стресса.

  12. Определение воли. Структура волевого действия.

  13. Потребности и их виды; мотивы и их виды. Формы проявлении направленности личности (интересы, склонности, идеалы). Причины аномального поведения личности.

  14. Понятие личности в психологии, ее основные характеристики. Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Психологическая структура личности.

  15. Способности, их классификация.

  16. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности. Конституционные типологии личности. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией-интроверсией.

  17. Акцентуации характера. Самооценка, уровень притязаний и фрустрации. Неврозы. Виды неврозов.

  18. Общение. Стороны общения. Коммуникация. Стратегии общения. Виды общения.

  19. Трансактный анализ общения.

  20. Вербальные и невербальные средства общения. Синтоническая модель общения. Виды и техники слушания. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения.

  21. Понятие группы. Взаимодействие в группе. Разновидности групп. Психологические характеристики групп. Классификация групп. Основные параметры малой группы. Нормативное поведение в группе. Социальные санкции. Конформное поведение.

  22. Конфликты: понятие, виды, фазы протекания. Конфликтные личности. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Способы нейтрализации источников конфликта.

  23. Взаимодействие личности и коллектива. Руководство и лидерство в группе. Стиль и теории лидерства. Стили управления.

  24. Межгрупповые конфликты и их классификация.

  25. Психологические особенности возрастных периодов.

  26. Основные категории педагогики.


9. Материально-техническое обеспечение:

Специально оборудованные кабинеты и аудитории кафедры

Мультимедийная техника

Компьютеры

Ноутбуки

Плазменные панели

Сканеры

Проектор


Ресивер

Моноблок - видеодвойка

Телевизор

DVD-плеер



Мультимедийные материалы к лекциям и семинарам (презентации)

Учебные видеофильмы
Каталог: userfiles -> depts -> biology ecology -> elektronnye versii -> rp zaochnaya 2014
rp zaochnaya 2014 -> Рабочая учебная программа по дисциплине по выбору «особенности высшей нервной деятельности человека и животных»
biology ecology -> Кафедра биологии с экологией
elektronnye versii -> Рабочая учебная программа дисциплины хронобиология для направления подготовки 06. 03. 01 «Биология» Уровень: бакалавриат
biology ecology -> Занятие по теме «Устойчивость к неблагоприятным условиям»
biology ecology -> Кафедра биологии с экологией
biology ecology -> Занятие №11 Тема. Медицинская паразитология: протозоология, гельминтология. Вопросы итогового занятия
biology ecology -> Учение о биологических ритмах
biology ecology -> Медицинская протистология, кл. Споровики Sporozoa


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница