Разработанного урока по курсу Основы православной культуры



Скачать 378,63 Kb.
Дата22.02.2016
Размер378,63 Kb.
ТипПлан-конспект
Аннотация разработанного урока по курсу Основы православной культуры:

Урок разработан для 5 класса общеобразовательного учреждения. Использован учебник: Кураев А. В. « Основы православной культуры. 4- 5 класс» М.: Просвещение, 2010 г.


Проблема, на решение которой была направлена разработка занятия: если храм- дом Божий, то почему он по- другому построен и устроен?
Следует познакомить обучающихся с историей возникновения храма, с его обликом, символикой и архитектурой. Объяснить гармонию мира духовного и рукотворного.

Нужно организовать учебный процесс таким образом, чтобы все обучающиеся оказались вовлечены в процесс познания, могли понимать и рефлектировать по поводу своих знаний и мыслей.

Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями.

Урок происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет получать новое знание и развивать саму познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества.

Урок направлен на развитие духовного мира обучающегося, на освоение системы духовно- нравственных ценностей, свойственных нашему образу жизни, присоединение к « смыслам» родной культуры.

Урок апробирован на районном семинаре по духовно- нравственному развитию учащихся в условиях сельского социума.

Тамбовская область, Мордовский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

совхоза имени Ленина»

(МОУ «СОШ совхоза им. Ленина)


План-конспект открытого урока

по основам православной культуры:

«Храм- дом Божий»

( 5 класс)
Учитель:

Антонова О. В.

п. Ленинский

2009 г.

План- конспект открытого урока по основам православной культуры.

Класс: 5.

Учитель: Антонова О. В.

Тема: «Храм- дом Божий».

Тип урока: урок- объяснение.

Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации. Для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации.

Цели по содержанию урока: 1) образовательные: расширить знания о православной культуре. Ввести понятие « икона», «иконостас». 2) развивающие: продолжить формировать у школьников умений анализировать и обобщать изученный материал. Систематизировать полученные знания, пользоваться учебной литературой, применять полученные теоретические знания на практике. Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности. 3) воспитывающие: продолжить формировать умения работать в коллективе, принимать решения.

Задачи: познакомить учащихся с устройством храма, его значением в жизни человека. Обеспечить усвоение материала о характерных особенностях православного храма, расположении икон. Углубить знания о жизни православного христианина дома и в Церкви.

Психологические задачи: 1. Развитие доброго отношения к людям. 2. Помощь детям в приобретении опыта эмоционального общения друг с другом. 3. Развитие воображения. 4. Помощь в приобретении межличностного общения.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Средства обучения: таблицы с изображением устройства храма , план алтаря, план иконостаса, фотографии, репродукции православных икон, ТСО, учебная литература.

Структура урока:


  1. Объявление темы. Целей урока.

  2. Актуализация знаний.

  3. Заслушивание нового материала.

  4. Самостоятельная работа.

  5. Формулирование выводов по теме урока.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Домашнее задание.

Продолжительность урока: 45 минут.

Подготовка к уроку: предварительное домашнее задание - написать мини- сочинение на тему: « Что мы знаем о Боге?»

Ход рока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

3. Содержательная часть:

Учитель: внешняя архитектура православного храма не выражает полностью его богослужебной и мистической сути. Формы храма определяются внутренними задачами.

Главное в храме — это внутренняя гармония. Именно внутри храма раскрывается смысл того, что мы называем Церковью- домом Божиим.



План храма:

Алтарь


Иконостас

Храм


Трапезная

УСТРОЙСТВО ХРАМА (демонстрация плана на доске).

Храм — это дом Божий, дом молитвы. Бог Вездесущий присут­ствует везде, но в православном храме особенным образом: пра­вославный храм весь преисполнен Божественным светом, благо­датью. Первым христианским храмом была та самая сионская горни­ца, в которой Господь совершал Тайную Вечерю со Своими учениками.

И все мы, крещенные и живущие в вере православной, можем, подобно апостолам Христовым, в храме духовно соединяться со Хри­стом, причащаться Его Тела и Крови, наследовать жизнь веч­ную. В храме все ведет нас ко спасению. В нем нет ничего лишнего. Каждая деталь име­ет глубокий смысл и значение. Попробуем в этом разо­браться. В символике храма, в том, что означают его архитек­тура, убранство, живопись. Все это, не похожее ни на что зем­ное, призвано вести нас к Цар­ствию Божию, возвышать, очи­щать, давать благодать Божию каждому столько, сколько он может принять по своим си­лам.

Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и зем­ное пространство в целостный освященный мир. Купол — это

Как пламя горящей свечи. Недаром наши предки даже в самые тяжелые времена золотили кресты и купола.

Учитель: перекрестясь, войдем внутрь храма.

Храм имеет две главные части: алтарь и собственно храм, к этим двум частям прибавляется и третья, которая называется притвором. Поэтому, как правило, храм разделяется на три части: алтарь, храм (или четверик) и притвор (или трапезная).

Иногда притвор, или трапезная, имеет размеры, превосходящие храм. Это делалось для особых целей, чтобы в трапезной храма могло находиться множество людей и могли быть поставлены столы на несколько сот человек. Такие трапезные церкви устраивались в основном в монастырях. Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвя­щенным. (Сам храм предназначен для верующих, а в притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению, и кающиеся, отлученные на время от причастия.) Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Слово "алтарь" латинского происхождения и означает "возвышенный жертвенник". Самое важное место в алтаре — пре­стол, возвышающийся посреди него. На престоле располагается Евангелие — записанное Слово Божие ( рисунок на доске). Еще первые христиане-мученики, молившиеся в подземных (катакомбных) храмах, переднюю часть храма отгораживали решеткой и устраивали там алтарь. Как святыня ставилась в алтаре каменная гробница с останка­ми святого мученика. На мощах свя­того мученика и совершалась Боже­ственная литургия.

План алтаря.

В наше время в центре алтаря стоит святой престол, на котором лежит антиминс с зашитыми в него мощами. В первые века христианства существовала алтарная преграда в виде решетки. Со временем эта преграда превратилась в иконостас с Царскими и боковыми вратами.С древних времен и поныне алтари устраиваются на некотором возвышении по отно­шению к остальной части храма. Посередине алтаря помещается святой престол ( рисунок на доске).



ИКОНОСТАС не просто отделяет мир Божественный от мира сотворенного, он есть еще и образ Небесной Церкви во главе с Гос­подом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, за богослуже­нием собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с соб­ранием небожителей, таинственно присутствующих в образах ико­ностаса.

Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым. В центре иконостаса — Царские Врата, расположенные напро­тив престола. Они называются так потому, что через них выходит Сам Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах. Слева от Царских Врат, в северной части иконостаса, напротив жертвен­ника — северные двери для выхода священнослужителей во время богослужения; справа, в южной части иконостаса — южные двери для входа священнослужителей. Изнутри Царских Врат привеши­вается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения. Открытие Царских Врат означает откры­тие христианам Царствия Небесного.

Иконостасы бывают разные. Большие иконостасы в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля, в Успенском со­боре Троице-Сергиевой лавры( демонстрация фото, икон на доске).
Рассказ учащегося о иконостасе Михаило- Архангельской церкви в р. п. Мордово ( слайдовая презентация).

Вопрос учителя: а что мы еще видим в храме? Зачем мы покупаем свечи? Кого мы видим в храме? Как зовут нашего священника? Во что он одет? Почему его облачение такого цвета? Что он делает? ( ответы учащихся).
ИКОНЫ В ХРАМЕ.

Посередине храма на аналое лежит празд­ничная икона или образ святого. Это икона празднуемого события (например, Рождест­ва Христова) или святого, чью память Цер­ковь празднует в этот день. Эти иконы меня­ются в зависимости от календаря.



По стенам и на аналоях вдоль стен нахо­дятся различные иконы Божией Матери и святых. Их расположение связано с истори­ей храма и местными традициями. Иконы мо­гут быть в киотах, то есть в резных рамах (двойных и одинарных), которые, в свою оче­редь, находятся под киотом с навесом — се­нью. Сами иконы часто облачены (одеты) в чеканные, резные, литые ризы, оклады, изго­товленные с большим искусством из драго­ценных металлов с жемчугом и драгоценны­ми камнями. Богатство украшения иконы часто свиде­тельствует о степени почитания этого свято­го или образа. Иконы могут располагаться и на столбах, поддерживающих своды храма. Почти все русские храмы расписаны иконописными и истори­ческими изображениями. В древних храмах на стенах писали об­разы Священной истории, сцены из Ветхого Завета, тогда как в праздничном ряду иконостаса — события Нового Завета. На зад­ней стене храма изображались сцены Страшного Суда. Нередко в храмах, особенно в столичных соборах, изображали царей, вели­ких и удельных князей. В настенной росписи иногда использова­лись сюжеты из церковной и местной истории. Иконостас не закрывает алтарь от верующих в храме, а раскрывает для них духовную сущ­ность того, что совершается в алтаре. Образы иконостаса показы­вают, каким становится человек, соединяющийся с Богом.

Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда находятся Цар­ские Врата. Они бывают резные и расписные. На Царских Вратах пишутся обычно иконы четырех евангелистов и Благовещения Пре­святой Богородицы. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изобра­жается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы. Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее — другие иконы. Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем располо­жены иконы двунадесятых праздников. Третий ряд — это Деисус. Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов. Четвертый ряд — пророческий. В нем расположены иконы про­роков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соло­мона и других.

Пятый ряд — праотеческий. Праотцы — это патриархи изра­ильского народа, такие, как, Авраам, Иаков, Исаак, Ной. Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречают­ся и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса, или его совсем может не быть.

4. Демонстрация рисунка иконостаса и подписывание учащимися икон.

Вопросы учителя: Какие вы знаете иконы? Какие иконы у вас дома? Какая ваша любимая икона?

А знаете ли вы, какая икона сегодня лежит на аналое? Какой сегодня праздник? На иконостасе этот святой изображен на Царских вратах? ( ответы учащихся).

Ученик: это- святой евангелист Лука. Он родился в Сирийском городе Антиохии. Родители его не принадлежали к еврейскому пле­мени. В своих писаниях Лука, однако, обнаруживает обсто­ятельное знакомство с законом Моисеевым и иудейскими обычаями; посему можно думать, что Лука, до обращения своего ко Христу, принял иудейскую веру. Кроме того, на родине своей, славившейся цветущим состояни­ем наук и искусств, Лука обогатил свой ум разными науч­ными сведениями. Из Послания апостола Павла к Колоссянам мы видим, что Лука изучил врачебное искусство; Предание же удостоверяет нас в том, что он был и живо­писцем. Когда слух о чудесах и учении Господа Иисуса Христа распространился из Галилеи по всей Сирии и всем окрест­ным местам, тогда и Лука прибыл из Антиохии в Галилею, где Господь Иисус Христос начал сеять семена Своего спа­сительного учения. Семена сии нашли для себя в сердце Луки добрую почву и принесли здесь стократный плод. Вскоре святой Лука был удостоен принятия в лик 70-ти апостолов Христовых и, получив от Господа напутственные наставле­ния и власть творить чудеса, стал ходить пред лицем Гос­пода Иисуса Христа, проповедуя о наступлении Царствия Божия и уготовляя путь Христу Спасителю. В последние дни земной жизни Спасителя, когда с пора­жением Пастыря рассеялись и овцы Его стада, святой Лука находился в Иерусалиме, сетуя и плача о своем Господе, приявшем вольное страдание. Вероятно, во время распятия Его в числе прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука «изда­леча» и со скорбью взирал на Распятого. Но вскоре скорбь его обратилась в радость, ибо Воскресший Господь в самый день Своего Воскресения утешил Луку, удостоив его Свое­го явления и беседы, о чем с особенною подробностью и живостью сообщает сам Лука в своем Евангелии. После Вознесения Господня святой Лука отправился на свою родину в Антиохию. Отсюда удалился он только тогда, когда стал спутником и сотрудником святого апостола Пав­ла, который, по сказанию некоторых древних писателей, приходился ему даже родственником. Когда апостол Павел был заключен под стражу в палес­тинском городе Кесарии, святой Лука оставался при нем. Не покинул он апостола Павла и тогда, когда тот отправ­лен был в Рим, на суд кесаря. В Риме же святой Лука написал свое Евангелие и книгу Деяний святых апостолов.

Учитель: В Евангелии он изобразил земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа не только на основании того, что сам видел и слышал, но и принимая во вни­мание все то, что предали нам бывшие с самого начала оче­видцами и служителями Слова. Святой апостол Павел руко­водил им в сем деле и потом одобрил написанное святым Лукою Евангелие. Точно так же и книга Деяний апостольс­ких написана была, как говорит церковное Предание, по повелению апостола Павла. Очень вероятно, что Лука был свидетелем и мученичес­кой кончины апостола Павла в Риме. По кончине апостола Павла, святой Лука, как говорит церковное Предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации, Галлии, а в осо­бенности, в Македонии. Уже в глубокой старости апостол Лука предпринял пу­тешествие в отдаленный Египет и перенес здесь много тру­дов и огорчений ради славы святого имени Иисусова. Скон­чался он 84 лет от роду, в Ахаии, мученическою смертию, будучи распят на оливковом дереве. Честное тело его было погребено в Фивах — главном городе Беотии, — где его свя­тые мощи, подававшие множество исцелений, находились до второй половины IV века, а потом были перенесены в столицу Восточной империи — Константинополь. Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих хри­стиан, первый написал красками образ Пресвятой Богоро­дицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принес их на благоус­мотрение Богоматери. Святой Лука написал также на досках и изображения святых первоверховных апостолов Петра и Павла и сим по­ложил начало доброму и досточтимому делу — писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех святых, на украшение святых церквей. Но об этом мы поговорим на уроке по иконописи.
Дополнительная информация:

Основные цвета богослужений и их символика.

Основные цвета богослужебных облачений: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, чер­ный. Каждый из этих цветов отображает духовное значение празд­нуемых событий. В праздники в честь Господа Иисуса Христа, а также в дни па­мяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений — царский, то есть золотой или желтый всех оттенков. Это потому, что Хри­стос — Царь Славы, а его служители знаменуют присутствие Царя в храме. В праздники в честь Пресвятой Богородицы и бесплотных ан­гельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачений голубой или белый, обозначающий особую чистоту и непорочность. В праздники и дни памяти Креста Господня цвет облачений фиолетовый или темно-красный, знаменующий высшую духов­ность и крестный подвиг Спасителя. В праздники и дни памяти мучеников цвет облачений красный, в знак пролитой ими крови за веру Христову. В праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юроди­вых цвет облачений зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков празднуется также день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим, потому что это цвет вечной жизни, животворения.


Задания для самостоятельной работы: нарисовать в тетради иконостас и подписать названия икон. Среди подготовленных икон найти образы известных вам святых. Кратко рассказать о них. Надписать под схематичным изображением иконостаса названия известных вам икон.
5. Формулирование выводов.

6. Подведение итогов.

7. Задание на дом: выбрать икону и кратко о ней рассказать.
В результате изучения урока учащиеся должны:
Называть: роль иконостаса, название икон, общий план храма, праздники святых.

Характеризовать: важность образа храма, икон матери Божьей и Иисуса Христа, значение образов для наших дней, русскую иконопись.
Обосновывать: сущность и значение православных праздников.

Литература для учителя:


  1. Православная культура в школе. Учебно- методическое пособие для учителя. М.: Покров, 2003.



  1. Святыни Тамбовской Епархии. Изд. отдел Московского Патриархата.1992.


  1. Сборник- календарь. Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 2007.



  1. 400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004.



  1. Истоковедение. Т. 10. М.: Издательский дом « Истоки», 2010 г.



Литература для ученика:


  1. Библия для детей. А. Соколов. М.: Столица, 1990.



  1. Основы православной культуры. А. В. Бородина. М.: Покров, 2003.



  1. Книга о церкви. А. Лоргус. М.: Паломник, 1997.



  1. Закон Божий. М.: Советский писатель, 1997.



Тамбовская область, Мордовский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

совхоза имени Ленина»

(МОУ «СОШ совхоза им. Ленина)

Мини- сочинение по курсу Основы православной культуры
на тему: моя любимая икона.


Выполнил:

ученик 5 класса Букатин Андрей.
Проверил:

учитель Антонова О. В.

п. Ленинский

2009 г.

Моей любимой иконой является Икона Крещение. В основе - евангельский рассказ о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В центре, в реке, стоит обнаженный Иисус Христос, справа от Него- Иоанн Креститель, на берегу — Ангелы. Сверху на Христа нисходит Святой Дух в виде голубя или луча, ибо в писании сказано, что по выходе Спасителя из воды Иоанн увидел Святого Духа, сходящего на него в виде голубя. Спаситель правой рукой, находящейся у бедра, благословляет. В иконописном подлиннике пишется : "...Господь Саваоф в облацех, небеса аки отверсты, ризы на нем белы, Дух Святой от Него исходит трисияннен Христа". Подпись: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, о



Нем же благоволих..."

А еще мне очень нравится Икона Преображение. В основе сюжета — евангельский текст о том, Иисус Христос вместе со своими тремя учениками — Иаковом, Иоанном и Петром — взошел на гору Фавор помолиться и преобразился: "вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею". Явились пророки Илья и Моисей и беседовали со Спасителем. С небес сошло светлое облако и слышен был глас: « Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Апостолы испугались (это изображается обычно в виде падающих апостолов), но Христос успокоил их, а когда сходили с горы, предупредил, чтобы они никому не рассказывали об увиденном, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых, а на иконах на вершине горы изображается в ярком сиянии Иисус Христос, по обеим сторонам стоят на горках пророки Илья и Моисей, а внизу три апостола, испуганные и пораженные увиденным чудом. Петр и Иаков по бокам, в середине — самый молодой из них, Иоанн. От фигуры Иисуса к апостолам идут три ярких луча. А даже захотел нарисовать эту икону.




Тамбовская область, Мордовский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

совхоза имени Ленина»

(МОУ «СОШ совхоза им. Ленина)

Мини- сочинение по курсу Основы православной культуры
на тему: моя любимая икона.


Выполнила:

ученица 5 класса Лукина Елена.
Проверил:

учитель Антонова О. В.

п. Ленинский

2009 г.


Вознесение Господне- вот понравившаяся мне Икона. В основе ее написания - евангельский текст о том, что на сороковой день после своего воскресения из мертвых Христос повел своих учеников на гору Елеонскую и там у на глазах вознесся на небо. Когда пораженные апостолы смотрели на возносящегося Христа, ним явились два мужа и рассказали о втором пришествии Спасителя в конце мира. Я увидела вверху иконы в круглой "славе", поддерживаемой двумя Ангелами, изображение возносящегося Христа. Под ним — в центре — Богоматерь с поднятыми в стороны и вверх руками. Вокруг Нее стоят апостолы, икона с сюжетом "Вознесение" письма Прохора Городца есть в праздничном чине иконостаса Благовещенского собора и в праздничном чине иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Нам учитель показывал фотографии. Кисти самого Андрея Рублева принадлежит икона "Вознесение" из праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире, написанная в 1408 году.

Тамбовская область, Мордовский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

совхоза имени Ленина»

(МОУ «СОШ совхоза им. Ленина)

Мини- сочинение по курсу Основы православной культуры
на тему: моя любимая икона.


Выполнила:

ученица 5 класса Котельникова Кристина.
Проверил:

учитель Антонова О. В.
п. Ленинский

2009 г.

Казанская икона Божией Матери особо почитается на Руси. В каждом храме, в каждой верующей семье можно увидеть этот образ. Казанской иконой благословляют к венцу молодых, перед ней молятся о семейном благополучии, на этой иконе Спаситель не сидит на руке Богородицы, а стоит слева от Нее. Правая рука Его поднята в благословении. Голова ней Матери чуть склонена к Богомладенцу. Я читала, что явление Казанской иконы произошло при следующих обстоятельствах: после покорения Казани Иваном Грозным там была учреждена епархия и начала распространяться православная вера. Но вскоре магометанство стало оказывать сильное сопротивление. В 1579 году в Казани случился пожар, которым были уничтожены половина кремля и часть города, прилегавшая к нему. Магометане стали говорить, что Бог гневается на русских. Именно в это тяжелое для православных время Пресвятая Богородица явила Свою чудотворную икону. Дочери стрельца, девятилетней Матроне, во сне трижды являлась Богоматерь с приказанием возвестить архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из земли Ее икону. Пресвятая Богородица указала место, где на пепелище недавно сгоревшего дома следовало искать святой образ. Но словам девочки не придали значения, и тогда она с помощью матери решила исполнить повеление Богородицы. 8 июля мать Матроны начала копать землю в том месте, которое указа­ли дочь. Но икона не появлялась. Затем землю стала копать Матрона, и вскоре святыня была обретена. Лики на иконе были свежие, ничем не попорченные, а сама икона, несмотря на пребывание в земле, как будто только что написана. Весть о чудесном обретении иконы быстро разнеслась по городу. С крестным ходом образ был перенесен в приходскую церковь во имя Святителя Николая, настоятелем которой в то время был священник Гермоген, будущий архиепископ Казанский, а затем Патриарх и священномученик. Он и описал впоследствии это событие. Многочисленные чудотворения от иконы начались сразу же, с прозрения слепцов. Поэтому перед Казанской иконой молятся также о прозрении, об исцелении болезней глаз. На месте обретения иконы был устроен женский монастырь, в котором приняли постриг Матрона со своей матерью.



У меня дома есть такая икона.
Каталог: docs -> tambov -> klassnie chasi
klassnie chasi -> «Христианская семья и ее ценности»
klassnie chasi -> Учитель. Что за слово зашифровано на доске? Чаще всего бывает крепкой, верной и долгой
klassnie chasi -> «Христианская семья»
klassnie chasi -> Художественный салон
klassnie chasi -> Рассказовского района Тамбовской области Часовских Елены Михайловны Тема урока:
klassnie chasi -> План-конспект урока по теме «Семья» (Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса) Тема урока: Семья
klassnie chasi -> «Колокола и колокольные звоны в русской народной культуре»
klassnie chasi -> Православное учение о человеке


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница