Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством дидактической игры. Из опыта работы Выступление на педагогическом совете №4 от 28 апреля 2014 года



Скачать 148,12 Kb.
Дата15.02.2016
Размер148,12 Kb.
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством дидактической игры. Из опыта работы

Выступление на педагогическом совете №4 от 28 апреля 2014 года
Подготовила выступление

Никулкина Людмила Васильевна,

Воспитатель
Разве не тогда я приобретал все то,

чем я теперь живу, и приобретал так много,

так быстро, что во всю остальную жизнь я

не приобрел и одной сотой того.

От пятилетнего ребенка до меня один

только шаг. А от новорожденного до

пятилетнего страшное расстояние

Л.Н. Толстой
Условия возникновения и становления опыта
Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной.

Важное значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью образовательной деятельности. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Поэтому темой моего опыта стало “Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры”.


Актуальность опыта

Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Одним из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу воспитательной работы в старшей группе, в первую очередь, должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребёнка. При помощи дидактических игр развиваются необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности. Поэтому проблема интеллектуального развития старших дошкольников через дидактическую игру на сегодняшний день имеет особую актуальность.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры. Дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей.

Длительность работы над опытом

Над темой: “Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры” работаю в течение последних 3 лет. За это время составила себе четкое представление о том, что дидактические игры способны развивать интеллектуальную и познавательную сферу ребенка – дошкольника лучше, чем какие – либо другие формы образовательной деятельности.



Диапазон опыта

Процесс интеллектуального развития старших дошкольников посредством дидактической игры происходит не только на специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы мы – педагоги дошкольного образования были заинтересованы в нем, а дети были активными субъектами этого процесса, проявляли интерес к получению дополнительных знаний. Правильно подобранные и хорошо организованные дидактические игры способствуют всестороннему, гармоническому развитию воспитанников, помогают стимулировать у них тягу к получению новых знаний.



Теоретическая база опыта

Игра, как особый способ взаимодействия человека с миром рассматривалась еще выдающимися мыслителями – Платоном, Аристотелем, Ж.-Ж. Руссо и другими. Современные ученые исследовали психологию игры и ее влияние на развитие личности. Перед началом работы по теме опыта мною изучены исследования психологов: Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, а так же методические рекомендации ученых и педагогов: А.В. Запорожца, В.Н. Сенеренко, А.П. Усовой. Большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов уделяется вопросам психологии дошкольника, даются практические рекомендации по развитию их интеллектуальных способностей, рассматриваются принципы педагогической поддержки становления познавательной сферы дошкольника. В трудах педагогов – теоретиков Н.П. Аникеевой, Н.Ф. Губановой, А.И. Сорокина рассматриваются дидактические игры, как фактор, способствующий успешному усвоению ребенком новых знаний и закреплению уже полученных. В настоящее время появилось достаточно большое количество различных программ использования дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе. Изучив многие из них, остановила свой выбор на программе Васильевой М.А. “Программа воспитания и обучения в детском саду”.



Степень новизны

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре. Такое особое место игры в разных системах воспитания, видимо, определялось тем, что игра созвучна природе человека. Новизна опыта состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрыто противоречие между теоретической разработанностью проблемы и недостаточным внедрением идей развития интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактические игры воспитания в практику работы дошкольных учреждений. Обобщены методические рекомендации по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста, а так же по использованию современных дидактических игр.



Технология опыта

Развитие интеллекта предполагает развитие способности осуществлять переводы с одного " языка " представления информации на другой и обратно. Для формирования объектной картины мира, для развития интеллекта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей восприятия стараюсь знакомить дошкольников с различными способами отражения действительности. Ребенок знает значение вещей, жестов, слов, событий. Но эти значения не разрознены, а объединены в определённые структуры. Индивидуальная система значений характеризует содержательный строй интеллекта отдельного субъекта. Для его развития необходимо расширение кругозора ребёнка, изучение закономерностей и связей в окружающем мире. Интеллектуальное развитие ребёнка определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.



Целью своей работы ставлю: найти пути оптимального решения задач интеллектуального развития старших дошкольников посредством дидактической игры: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки организма, с другой. Достижение обозначенной цели предполагает решение мною следующих задач:

· развивать познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь;

· развивать любознательность и умственные способности; первичные интеллектуальные умения и навыки;

· последовательно увеличивать у детей запас знаний, проводить их упорядочение, уточнение, систематизацию.


Описание средств достижения цели

Для реализации поставленных задач, использую дидактический материал, которым каждый ребенок может пользоваться как индивидуально, так и для групповых дидактических игр. К старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов.

Применение их даёт возможность ребёнку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6-7 лет ребёнок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией, потребностью и поведением. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают только, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на "зону ближайшего развития".

Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка.

Следует напомнить, что понятие "развитие интеллекта" включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, то есть всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Особенно эффективны эти игры при организации непосредственной образовательной деятельности: по формированию целостной картины мира, по обучению, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры обращаю особое внимание на присутствие в образовательной деятельности элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми.

Систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы. Игры-занятия с дидактическими игрушками развивают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то делом, развивают способность подражать взрослому. Действия с подобными предметами всегда ставят перед ребёнком умственную задачу - он старается добиться результата. Постепенно включаются задачи сенсорного характера: научить различать величину, форму, цвет.

Большое значение в речевом развитии детей имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Учитывая рекомендации физиологов, о необходимости тренировки пальцев рук в целях развития речевых зон мозга, следует проводить с детьми соответствующие игры, например, "Пальчики". Развитость мелкой моторики - основной показатель готовности ребёнка к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом; руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые отставания в этой цепи приводят к отставанию. Большую ценность в интеллектуальном развитии детей представляют словесные игры (народные загадки, молчанка, запретное слово). Эти игры возбуждают умственную активность.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения. Дети этого возраста лучше могут управлять своими психическими процессами, речью и мышлением.

Систематически проводя с детьми подготовительной к школе группы дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей, но и выработать у них нравственно-волевые черты характера, приучать детей к более быстрому темпу умственной деятельности.

Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения. Таким образом, роль дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников несомненна.

Организация учебно-воспитательного процесса

Учебно-воспитательный процесс стараюсь строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время организованной образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. А после образовательной деятельности, во время прогулки или просто в свободное время непроизвольно идет обсуждение среди детей только что полученной информации. В начале каждой образовательной деятельности проводились специальные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Во время организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, с детьми проводились игры "Отгадай фигуру", "Собери фигуру", “Превращения”, "Чудесный лес", "Четвёртая картинка". Цель этой игры учить детей некоторым способам обозначения: 3 свойства разных геометрических фигур (форма, величина, цвет) обозначаются различными предметами, учить детей обозначать каждую фигуру, называть её признаки, пользуясь условным изображением, учить детей описывать (называть) геометрические фигуры с помощью принятых условных обозначений.

Цель игры "Собери фигуру" - учить детей анализировать элементарную схему предмета. Дети рассаживаются за столики, и им говорится, что они сейчас будут собирать разные фигурки. Педагог показывает первую картинку - самолёт. Картинка устанавливается так, чтобы дети могли её видеть всё время, пока они будут складывать. Затем дети получают комплексы фигурок, из которых можно сложить картинку. Дети из своих деталей складывают картинку, а воспитатель наблюдает, соответствует ли эта картинка образцу. Воспитатель отмечает тех, кто сделал задание правильнее и быстрее остальных. Затем детям предлагается следующая картинка.

Выполняя условия этой игры, дети научились проводить анализ строения предметов. В играх “Узнай по описанию”, “Чудесный мешочек”, дети определяют предмет по одному из признаков. Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 - 20 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются в образовательной деятельности и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Проводились игры с заданиями на создание новых образов. Дидактическая задача игры "Чудесные превращения" - учить детей создавать в воображении различные образы и ситуации на основе наглядных моделей. Дети рассаживались за столиками. Воспитатель говорил, что сейчас они будут играть в игру "Чудесные превращения".

Он будет показывать детям разные карточки, а они должны подумать, на что это похоже, пофантазировать и нарисовать на своём листе бумаги картину. Кто хочет, может нарисовать не одну, а две или больше картин. Когда рисунки были готовы, дети все вместе рассматривали их и анализировали.

Оценивая работы, воспитатель отмечала соответствие рисунков заданным заместителям (по цвету или по величине), наличие единого сюжета и оригинальность содержания и композиции. Игра повторялась с разными карточками. В процессе выполнения заданий игры у детей развивалось воображение. Также на развитие воображения и наглядно-образного мышления проводилась игра "Чудесный лес".

Детям предлагалось нарисовать чудесный лес. У каждого ребёнка должен получиться свой лес, потом надо было рассказать про него сказочную историю. Дети получали листы бумаги, а воспитатель просил их дорисовать изображения так, чтобы получилась картина леса. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: это могут быть цветы, деревья, бабочки, птички, животные и т.д. Можно даже придумать необычные, фантастические персонажи. Когда рисунки были готовы, воспитатель собирал их вместе и выставлял перед детьми. Все вместе рассматривали их и отмечали оригинальные. После этого дети по желанию рассказывали истории по своим картинкам.

При повторном проведении использовался различный материал: "Чудесное море", "Чудесная поляна", "Чудесный парк". При выполнении заданий этой игры у детей развивалась речь, воображение, логическое мышление. В игре "Угадай, что спрятано" дети учились рассуждать логически. В игре "Домино", развивалось умение детей классифицировать предметы. Воспитатель раскладывал перед детьми карточки домино. Все вместе разбирали, что изображено на карточках. Дети называли все картинки и с помощью воспитателя находили "хитрые картинки" - схемы, подходящие для каждой группы картинок (звери, люди, цветы, деревья и т.д.). В процессе игры у детей развивается логическое мышление.

При организации образовательной деятельности по развитию речи проводятся игры для активизации словаря, формирования грамматического строя речи, упражнения в звукоподражании (“Узнай по описанию”, “Кто в доме живет”). Также в образовательной деятельности по развитию речи детей проводились игры “Наблюдатель”, “Волшебное слово”. Неоднократно проводилась игра "Расскажи". Игра состояла из 5 комплектов картинок, по5 картинок в каждом комплекте. Все картинки каждого комплекта являются эпизодами из рассказов и объединены одной темой. Эта игра направлена на интеллектуальное развитие детей, развитие внимания, сосредоточенности, речи, учит детей устанавливать логические связи в рассказах.

Проводимые игры и упражнения способствовали интеллектуальному развитию детей, развивали внимание, память, речь, воображение, логическое мышление детей. При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался.

В материал образовательной деятельности обязательно включаются четкие, конкретные образы. Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков контингент, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Во время наблюдений на прогулке активно использовалась игра "Хорошо-плохо", решение противоречий, фантазирование. Дети должны были ответить что хорошего и что плохого в деревьях, в разных природных явлениях. Проводилась игра “Кто услышит больше звуков”. При проведении организационной образовательной деятельности всегда помню, что нельзя переутомлять детей играми, необходимо следить за правильной позой ребенка. Необходимо, чтобы и родители в своем семейном воспитании использовали различные дидактические игры для развития познавательных психических процессов: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь; Для этих целей выступаю с сообщениями на родительских собраниях.

Игровая форма обучения – ведущая в дошкольном воспитании, но не единственная. Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Предварительно хорошо изучив содержание соответствующего раздела программы воспитания в детском саду, распределяю материал по образовательной деятельности, соблюдая принцип последовательности от простого к сложному. Получаемые в образовательной деятельности знания и умения должны быть устойчивыми настолько, чтобы дети применяли их в играх, при выполнении режима. При выполнении программного материала растет и активность детей, что позволяет им успешнее справляться с поставленной задачей. Очень важно, чтобы организационная образовательная деятельность создавала у детей хорошее настроение, вызывала радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, добиться результата. Эта радость является залогом успешного развития детей дошкольного возраста и имеет большое значение для дальнейшего развития.


Библиографический список

1. Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000

2. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М., 1999.

3. Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 1996.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - / А.К. Бондаренко – М., 2005, 133с.

5. Ерофеева Т.И. Давайте поиграем. Математические игры для дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. М., 1998, 254с.

6. Коленцева Н.Г. Методика работы с дидактическими материалами в детском саду. Тбилиси, 2000.

7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - / З.А. Михайлова – М., 1985, 217с.

8. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М., 1998.

9. Сорокина А.И. Игры и игровые упражнения для развития речи. - / А.И. Сорокина – М., 2003, 228 с.

10.Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект. М., 2000.

11.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль, 1996.

12.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - / А.П. Усова – М., 2001, 345с.

13.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи и ума. М., 1998.



14.Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. Донецк, 2004.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница