Традиционные и инновационные принципы отбора и структурирования содержания обучения



Скачать 226,04 Kb.
Pdf просмотр
страница1/17
Дата06.03.2021
Размер226,04 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА И СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Журин А.А.
Москва, Россия
Традиционное – не синоним косности и застоя. Традиционное – это совокупность лучших образцов человеческой культуры, канонов, с помощью которых только и возможно понять будущее.
М. В. Рыжаков
Дидактические принципы представляют собой сложную, открытую, развивающуюся во времени систему, которая состоит из нескольких подсистем. В целях настоящей статьи необходимо выделить те подсистемы, которые регулируют отбор и структурирование содержания обучения.
Б.Т. Лихачёв в своих лекциях [25] выделяет общеметодологические принципы формирования содержания общего среднего образования, или, говоря словами В.С. Леднева, принципы формирования содержания на уровне теоретических представлений. К таким принципам он относит
– общеобразовательный характер учебного материала
– гражданская и гуманистическая направленность содержания
– связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе
– основообразующий и системообразующий характер учебного материала
– интегративность изучаемых курсов
– гуманитарно-этическая направленность содержания образования


А.А. Журин
12
– развивающий характер учебного материала
– взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов
– эстетические аспекты содержания образования. Заметим, что среди принципов Б.Т. Лихачёва нет фундаментальности, политехнизма и других принципов, которыми руководствовались при отборе содержания общего образования в годы Советской власти. Это говорит о том, что данные принципы подвижны, изменяемы во времени. Смена парадигмы общего образования привела к исчезновению некоторых принципов и вызвала к жизни принципы, которые не знала советская школа, например, связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе. Следовательно, такие принципы следует назвать парадигмальными. Анализ работ, посвящённых проблемам принципов обучения, позволяет выделить принципы, общие для всех учебных предметов, те. собственно дидактические принципы. Разные исследователи оказываются на редкость единодушны в их основной номенклатуре, но по-разному трактуют содержание этих принципов. К таким принципам они относят
– принцип воспитывающего и развивающего обучения
– принцип связи обучения с жизнью
– принцип научности
– принцип доступности (посильной трудности) обучения
– принцип систематичности и последовательности
– принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя
– принцип наглядности обучения
– принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся
– принцип коллективного характера обучения и учёта индивидуальных особенностей учащихся
– принцип положительного эмоционального фона обучения.


Естественнонаучное образование новые горизонты
13 Именно в такой последовательности принципы обучения приведены в статье В.В. Краевского и МН. Скаткина Принципы обучения в Российской педагогической энциклопедии. Список литературы, приведённый в конце статьи, включает издания советских времён: с 1957 по 1989 гг. За время, прошедшее с момента написания этой статьи, многое изменилось изменилась трактовка традиционных принципов, появились публикации с описанием принципов, которых не знала советская дидактика. Если выделить в обучении две стороны содержательную и процессуальную, то традиционные дидактические принципы условно можно разделить на две группы содержательные и процессуальные. Условность такого деления обусловлена взаимосвязью и взаимозависимостью принципов обучения. В качестве аналогии можно привести условность выделения в образовании процессов обучения, воспитания и развития. Группу содержательных принципов обучения составляют
– принцип научности
– принцип доступности
– принцип систематичности
– принцип системности
– принцип последовательности
– принцип связи теории с практикой
– принцип преемственности.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница