Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 18 Социальная педагогика



Скачать 336,24 Kb.
Дата11.02.2016
Размер336,24 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета__________Н.К. Грицкевич

«_____» ________________________ 20__ г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДПП.Ф. 18 Социальная педагогика

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения курса «Социальная педагогика» является раскрытие перед будущими специалистами сложной и многоуровневой социально-педагогической картины мира, отражающей объективные и субъективные факторы и возможности взаимодействия развивающейся личности с социумом, а также психолого-педагогические следствия различных моделей этого взаимодействия.

Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи:


  1. изложение теоретических вопросов зарубежной и отечественной социальной педагогики;

  2. характеристика сложной и многоуровневой социально-педагогической картины мира;

  3. анализ научных и практических профессиональных проблемных ситуаций, возникающих в социально-педагогической сфере;

  4. знакомство с методикой и технологиями работы социального педагога;

  5. развитие навыков проектирования, организации и осуществления социально-педагогического процесса, диагностики его хода и результатов.

Цель и основные задачи определяют структуру и содержание учебной дисциплины.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

1. Знать наиболее значимые классические и современные теории, подходы, методы исследования и труды в области социальной педагогики;

2. Уметь анализировать содержание социально-педагогической деятельности в различных ситуациях социальной действительности;

3. Различать стратегии и методы работы с субъектами и жертвами социализации; выбирать формы помощи клиентам в зависимости от конкретных целей и задач;



4. Владеть профессиональным языком социально-педагогической сферы; инструментарием педагогического анализа и проектирования; профессиональным социально-педагогическим мышлением, позволяющим на примере анализа наиболее крупных научных теорий видеть нерешенные проблемы взаимодействия развивающейся личности с социумом, а также психолого-педагогические следствия различных моделей этого взаимодействия.

3. Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 7

Общая трудоемкость дисциплины

150

150

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

36

36

Практические занятия (ПЗ)

36

36

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

78

78

Курсовой проект (работа)







Расчетно графические работы







Реферат







И (или) другие виды аудиторных занятий







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




экзамен


4. Разделы дисциплины и виды занятий

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)


п/п


Разделы и темы дисциплины

Всего

Лекции

Практические занятия





1 Раздел. Социальная педагогика как отрасль научного знания.

12

6

6

1.

Социальная педагогика как наука о социализации в контексте воспитания и о социальном воспитании в контексте социализации.

4

2

2

2.

Социально-педагогическая виктимология как область знания.

4

2

2

3.

Специфика и структура профессиональной деятельности социального педагога.

4

2

2




2 Раздел. Социализация как социально-педагогический феномен.

12

6

6

4.

Социализация: стадии, факторы, агенты, средства и механизмы.

4

2

2

5.

Человек как объект, субъект и жертва социализации.

4

2

2

6.

Девиация как социально-педагогическая проблема.

4

2

2




3 Раздел. Воспитание как институт социализации.

16

6

10

7.

Воспитание: современные подходы к интерпретации. Виды воспитания.

4

2

2

8.

Системы воспитания и воспитательные организации.

10

4

6

9.

Социализированность и воспитанность как личностные характеристики.

2

-

2




4 Раздел. Социальное воспитание в воспитательных организациях.

32

18

14

10.

Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях.

2

2

-

11.

Проблемы и принципы социального воспитания в педагогической теории (А.Дистервег, П.Наторп, Г.Ноль, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина и др.).

8

6

2

12.

Детство и система защиты детства в РФ.

4

2

2

13.

Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях.

6

2

4

14.

Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании.

4

2

2

15.

Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях.

8

4

4


4.2. Содержание разделов дисциплины
1 Раздел. Социальная педагогика как отрасль научного знания.

Тема 1. Социальная педагогика как наука о социализации в контексте воспитания и о социальном воспитании в контексте социализации.

Социальная педагогика как отрасль педагогической науки и учебная дисциплина. Социальная педагогика: определение, предмет, объем, функции, прикладные задачи. Краткий обзор истории социальной педагогики и социально-педагогической практики за рубежом и в России. Понятийный аппарат социальной педагогики: социальный институт, социальная среда, социализация личности, социальное воспитание, девиация, ресоциализация, социально-педагогическая помощь, социальная адаптация и др. Принципы социальной педагогики. Возрастная и социально-профессиональная дифференциация социальной педагогики. Социальное формирование личности как объект философского, социологического и культурологического познания. Социализация и индивидуализация членов общества. Философские, этические, этнографические, историко-культурные, социологические, медико-психологические истоки социальной педагогики. Социальная педагогика как междисциплинарная и интегративная отрасль знания, её отношения с другими науками. Место социальной педагогики в структуре педагогических дисциплин. Структура курса социальной педагогики.


Тема 2. Социально-педагогическая виктимология как область знания.

Предмет, цели и задачи виктимологии. Виктимология как область социальной педагогики, направленная на развитие и воспитание людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации: инвалидов, сирот, мигрантов, детей из неблагополучных семей, лиц с дефектами и отклонениями в развитии, лиц с отклоняющимся поведением. Виктимная личность: признаки и характеристики. Норма и отклонение от нормы в социальной педагогике. Стратегия и тактика помощи различным типам жертв социализации. Особенности работы с инвалидами, людьми с психосоматическими дефектами и отклонениями, с пограничным психическим состоянием и акцентуациями, сиротами, мигрантами, беженцами, представителями инонациональных групп. Работа с детьми и с семьями с низким уровнем экономического обеспечения, с детьми из неблагополучных семей. Организационные формы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы вынужденных мигрантов: защита прав мигрантов, проблемы обучения и социально-педагогической адаптации детей мигрантов.


Тема 3. Специфика и структура профессиональной деятельности социального педагога.

Профессиональная компетентность и личностная характеристика социального педагога. Должностная инструкция социального педагога: обязанности, права, функции, ответственность. Сферы практической деятельности и основные специализации социальных педагогов. Профессиональный статус социального педагога. Специфика и структура профессиональной деятельности социального педагога. Формирование индивидуального стиля деятельности социального педагога. Гуманистические ценности личности социального педагога. Социальное служение как основа его деятельности. Профессиональная этика социального педагога: этические нормы по отношению к ребенку, к коллегам, к профессии, к обществу. «Я-профессиональное» социального педагога: аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты.


2 Раздел. Социализация как социально-педагогический феномен.

Тема 4. Социализация: стадии, факторы, агенты, средства и механизмы.

Социализация: понятие и общая характеристика подходов (психоаналитический, интеракционистский, социального научения, феноменологический) к рассмотрению феномена в зарубежной и отечественной науках. Социализация личности как объект философского, социологического, психолого-педагогического и культурологического анализа. Стадии и факторы социализации. Макрофакторы: планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека. Страна как природногеографический фактор социализации. Общественные процессы на современном этапе. Мезофакторы: этнические особенности и их роль в социализации. Специфика социализации личности в условиях сельского и городского социума. Влияние СМИ на формирование ценностей и установок личности. Микрофакторы: семья, детские и молодежные сообщества в социуме. Понятие субкультуры. Агенты социализации, средства и механизмы.


Тема 5. Человек как объект, субъект и жертва социализации.

Адаптация и обособление человека в условиях конкретного общества как сущность социализации. Человек как объект социализации: овладение человеком набором необходимых социальных ролей для данного общества через институты социализации (полоролевая, профессиональная, семейная, политическая и др.). Человек как субъект социализации: усвоение социальных норм и культурных ценностей в единстве с реализацией своей активности и саморазвитием. Человек как жертва социализации: человек, неспособный противостоять негативным воздействиям общества, неблагоприятным условиям социализации. Конформист, девиант (диссидент) как жертвы социализации. Социализация как постоянный конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью его обособления в нем. Социальная адаптация и дезадаптация.


Тема 6. Девиация как социально-педагогическая проблема.

Девиация: понятие и общая характеристика. Дети и подростки с отклонениями в поведении. Девиантное и делинквентное поведение. Факторы, социальные и психолого-педагогические предпосылки девиации. Молодежная субкультура, ее влияние на развитие детей. Теории девиаций. Формы проявления девиации (наркомания, пьянство и алкоголизм, проституция, суицидальное поведение, девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний, правонарушения). Задачи, методы, средства и формы работы социального педагога с лицами с отклоняющимся (девиантным) и аморальным (алкоголизм, наркомания, проституция и др.) поведением. Работа с правонарушителями и преступниками. Профилактика девиантного поведения подростков. Совместная работа с семьей, органами милиции, медицинскими учреждениями, психологической службой.


3 Раздел. Воспитание как институт социализации.

Тема 7. Воспитание: современные подходы к интерпретации. Виды воспитания.

Воспитание как относительно контролируемая социализация. Определение феномена воспитания в широком социокультурном и конкретном, практико-ориентированном смысле. Воспитание как социальный институт: структура, функции, средства. Виды воспитания по институциональному и содержательному признаку. Институциональный признак указывает на место организации воспитательного процесса: семья - семейное воспитание, детский сад - дошкольное воспитание, школа - школьное воспитание и т.п. Содержательный признак как отражение различных сторон совместной деятельности учащихся, в которых развиваются те или иные представления, отношения и способности: гражданское воспитание; правовое воспитание; патриотическое воспитание; нравственное воспитание; этическое воспитание; эстетическое воспитание; трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; физическое воспитание и формирование здорового образа жизни; экологическое воспитание.


Тема 8. Системы воспитания и воспитательные организации.

Воспитательная система как комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенной среды и управленческой деятельности по обеспечению её жизнедеятельности (Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В. А. Караковский и др.). Параметры локальной воспитательной системы: наличие сформулированных педагогических целей, исходящих из задач социального воспитания и учитывающих актуальные потребности и цели членов организации; совокупность идей и программ работы по реализации целей воспитательной системы, в которую включаются в субъектной позиции все больше членов организации; упорядоченность быта и жизнедеятельности организации и интеграция социально-психологических процессов в соответствии с её целями; гуманистический характер быта, жизнедеятельности, отношений и руководства; управляемое развитие организации в соответствии с меняющимися условиями (внешними и внутренними), запросами и целями её членов. Традиционные системы воспитания, альтернативные системы воспитания, современные (личностно-развивающие) системы воспитания. Воспитательная организация: общая характеристика, типология.


Тема 9. Социализированность и воспитанность как личностные характеристики.

Социализированность как результат социализации. Различные подходы к интерпретации понятия. Общее определение: социализированность как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Условия успешной социализации. Воспитанность как результат воспитания, общий уровень развития личности. Проблемы диагностики социализированности и воспитанности человека. Соотношения развития, социализации и воспитания личности. Личностная «Я-концепция» как интегративный показатель развития личности.


4 Раздел. Социальное воспитание в воспитательных организациях.

Тема 10. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях.

Социальное воспитание как педагогическая категория и целостный процесс. Биосоциальная сущность человека. Понятие о социальном воспитании и социальном формировании личности. Субъекты социального воспитания. Социальное воспитание как создание условий для развития человека в открытой среде. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях. Социальный опыт как единство знаний, способов мышления, ценностных установок, способов взаимодействия, самопознания, самоопределения, самореализации. Образование как систематическое обучение, просвещение, самообразование. Индивидуальная помощь как осознанная попытка помочь человеку. Типы воспитательных организаций и соотношение организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи.


Тема 11. Проблемы и принципы социального воспитания в педагогической теории (А.Дистервег, П.Наторп, Г.Ноль, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина и др.).

Возникновение социальной педагогики в конце XIX веке (А.Дистервег, П.Наторп). Семейное воспитание и домашнее образование в XIX - начале ХХ века (П.Ф. Лесгафт). Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель). Педагогика среды С.Т. Шацкого. Идея «педагогизации среды» В.Н. Шульгина и ее практическая реализация. Опыт социального воспитания личности в коллективе в практике воспитательных учреждений 20-30-х гг. внедрение и апробация новых методов обучения и воспитания в опытных школах и станциях Наркомпроса (П.Н. Лепешинский, В.Н. Сорока-Россинский, Н.М. Шульман, М.М. Пистрак). Педагогическое наследие А.С. Макаренко. Характеристика социально-педагогической ситуации 70-80-х годов. Развитие сети разнообразных комплексов: социально-педагогических, образовательно-культурных, физкультурно-оздоровительных и т.п. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х гг. (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, Т.И.Гончарова и др.). Принципы социального воспитания. Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы на современном этапе.


Тема 12. Детство и система защиты детства в России.

Детство и молодость как философско-культурные и социально-педагогические категории. Поколенная стратификация общества. Отношение к ребенку, подростку в человеческом обществе, в современной цивилизации, в семье, в системе образования. Место и роль государства и общества в системе защиты детства в РФ. Защита детства и социальная педагогика в России: историко-педагогический анализ помощи детям-сиротам, благотворительности и государственного внимания к их судьбе. Активизация социальной политики в интересах семьи и детства в современной России. Социальные реальности детства и проблемы социализации детей - сирот, детей с ослабленным здоровьем и инвалидов. Роль общественных организаций в защите детства. Международные и российские правовые акты по защите детства. Конвенция ООН о правах ребенка, Хартия детства, Декларация прав ребенка. Правовые основы социально-педагогической работы в России. Законодательная основа деятельности социального педагога. Формирование системы социально-педагогической, медицинской и психологической помощи детям.


Тема 13. Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях.

Взаимодействие в воспитательной организации как множество цепочек: воспитательная организация – составляющие её формализованные группы (постоянные или временные коллективы), коллектив – личность, коллектив – микрогруппы – личность, педагог – коллектив и т.д. Содержание взаимодействия: обмен информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры. Быт воспитательной организации – уклад повседневной жизни, входящих в неё людей (архитектурно-планировочное решение помещений, режим, этикет, традиции, самообслуживание, одежда членов организации). Жизнедеятельность как взаимосвязанная совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребностей членов воспитательной организации. Сферы жизнедеятельности: познание, общение, предметно-практическая деятельность, духовно-практическая деятельность, спорт и игру. Общая характеристика принципов взаимодействия в воспитательных организациях.


Тема 14. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании.

Личностный подход в социальном воспитании – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, сознательному ответственному субъекту своего собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Возрастной подход как учёт и использование закономерностей развития личности, социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом в воспитательных организациях. Гендерный подход как учет особенностей пола в процессе воспитания. Дифференцированный подход как целенаправленное педагогическое воздействие на группы детей, которые существуют в детском сообществе как структурные объединения, неформальные объединения, либо выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Индивидуальный подход как организация воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся.


Тема 15. Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях.

Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе. Школа как открытая воспитательная система. Системообразующие признаки и содержание школьных воспитательных систем. Разнообразие типов воспитательных систем в зависимости от ведущей деятельности и структуры. Школа и социальная среда. Современные модели отечественной и зарубежной школы как открытой воспитательной системы. Социальные связи «открытой» школы. Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях. Макро- и микросреда в воспитании. Педагогизация среды. Задачи, содержание работы социального педагога в микрорайоне. Связь социально-педагогической работы со школой как центром воспитательной работы в микрорайоне.


5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Учебно-методическая литература.

а) основная литература



  1. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика : курс лекций : учебное пособие для вузов / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - 7-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. – 439 с.

  2. Мудрик, А. В. Социализация человека : учебное пособие для вузов / А. В. Мудрик. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2006. – 303 с.

б) дополнительная литература




  1. Басов, Н. Ф. История социальной педагогики : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2007. – 252 с.

  2. Гордеева, А. В. Реабилитационная педагогика : учебное пособие / А. В. Гордеева. - М.: Академический проект, 2005. – 317 с.

  3. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учебное пособие для вузов / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : Академия, 2007. – 206 с.

  4. Морозов, В. В. Антология реабилитационно – педагогического опыта : учебное пособие / В. В. Морозов. - М. : Академический проект, 2005. – 268 с.

  5. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учебник для вузов / А. В. Мудрик. - 5-е изд. , доп. - М. : Академия, 2005. – 196 с.

  6. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учебное пособие для вузов / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - 3-е изд. , испр. и доп. - М. : Академия, 2008. – 247 с.

  7. Скворцова, В. О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии : учебное пособие / В. О. Скворцова. - М. : ВЛАДОС, 2006. – 160 с.

  8. Словарь по социальной педагогике : учебное пособие для вузов / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. - М. : Академия, 2002. – 363 с.

  9. Социальная педагогика : курс лекций : учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова [и др.] ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 415 с.

  10. Тихомирова, Е. И. Социальная педагогика : самореализация школьников в коллективе : учебное пособие / Е. И. Тихомирова. - М. : Академия, 2007. – 141 с.

  11. Филонов, Г. Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития : научные труды / Г. Н. Филонов ; Государственный НИИ семьи и воспитания и др. - М. : Издательство Государственного НИИ семьи и воспитания, 2000. - 159 с.

  12. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие / М. В. Шакурова. - М. : Академия, 2007. – 265 с.

  13. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе : учебное пособие для вузов / М. В. Шакурова : под ред. А. В. Мудрика. - М. : Академия, 2004. – 268 с.

  14. Ясницкая, В. Р. Социальное воспитание в классе : теория и методика : учебное пособие / В. Р. Ясницкая. - М. : Академия, 2004. – 348 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Библиотечный фонд ТГПУ.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения освоения данной учебной дисциплины необходимы оборудованные аудитории, дидактические материалы (документы, схемы, статистические таблицы и т.п.).



8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации для преподавателей

Социальная педагогика является отраслью педагогической науки, исследующей социальное воспитание в контексте социализации и нацеленной на преобразование окружающей среды, создание гуманных воспитывающих отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные ситуации социальной действительности. В этой связи изложение учебного материала должно опираться на принципы историзма и системности, позволяющие рассматривать в историко-культурном и социально-педагогическом единстве различные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия развивающейся личности с социумом.

Для овладения данной учебной дисциплиной необходима постоянная актуализация знаний студентов из области общей педагогики и психологии, истории педагогики и образования, социальной психологии. Так, рассмотрение истории становления социально-педагогических идей предполагает обращение к ранее изученным материалам в рамках курса «История педагогики и образования», например, концепции и труды С.Т.Щацкого, А.С.Макаренко и др.

В зависимости от темы лекции могут носить как обзорный, так и проблемный характер. Обзорный характер лекций возможен при рассмотрении тем первых двух разделов: «Социальная педагогика как отрасль научного знания», «Социализация как социально-педагогический феномен», так как это новая информация для студента, которую он должен понять и усвоить. Проблемный характер лекций возможен при изучении следующих двух разделов «Воспитание как институт социализации» и «Социальное воспитание в воспитательных организациях», так как студенты уже имеют представление о воспитании и воспитательных организациях, и задача преподавателя в данном случае заключается в проблематизации учебного материала относительно социализации.

Лекции, разработанные в классическом стиле, могут быть прочитаны в аудитории, оснащенной традиционным оборудованием: настенная или переносная доска, мел или маркер. Преподаватель должен иметь краткое содержание лекции с выделением ключевых понятий и идей на бумажном носителе А4 формата, у студентов должны быть тетради для конспектов. Лекции, подготовленные в виде презентации с использованием Power Point, могут быть прочитаны в специально оборудованных лекционных аудиториях, технически оснащенных. Преподаватель может предложить студентам содержание лекции в электронном варианте при наличии с их стороны электронных носителей.

На первой лекции, рассказывая студентам о цели и задачах дисциплины, преподавателю следует раздать старостам групп тематический план с подробным указанием вопросов для изучения в рамках аудиторных занятий, самостоятельной работы и зачета. Тематический план позволит студентам увидеть объем предстоящей работы по данному курсу и рационально распределить свои ресурсы (интеллектуальные, временные, материальные и др.) для успешного его освоения.

Практические занятия, идущие параллельно лекционным, как правило, направлены на уточнение содержания основных понятий дисциплины, конкретизацию ключевых идей научных подходов, обобщение и закрепление знаний по курсу «Социальная педагогика».

Практические занятия по данной дисциплине проходят в аудиториях учебных корпусов педагогического университета. Необходимое оборудование: переносная или стационарная доска, маркер или мел, учебники, учебные пособия, конспекты лекций, дидактические материалы.

Выбирая характер практического занятия, преподаватель вместе со студентами может обговорить возможность введения в устоявшуюся структуру двух следующих элементов: информационного обзора педагогической периодики и литературы по обсуждаемой проблеме. Информационный обзор педагогической периодики позволяет достичь несколько целей, начиная с простого знакомства с газетами и журналами (Учительская газета, Первое сентября, Педагогика и др.) до развития устойчивого интереса со стороны студентов к актуальным проблемам российского образования. Обзор литературы по обсуждаемой теме способствует формированию у студентов представлений о характере библиотечных ресурсов, о необходимости работать не только с бумажными носителями информации, но и с электронными ресурсами.

На практических занятиях рекомендуется использовать парные и групповые формы работы для формирования навыков анализа научных и практических профессиональных проблемных ситуаций, возникающих в социально-педагогической сфере.

Для контроля усвоения данной учебной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен в экзамен в VII семестре. Он проводится в форме собеседования по ранее определенным вопросам. Студенты, не выполнившие в полном объеме самостоятельную работу, не допускаются к сдаче экзамена.
8.2. Методические указания для студентов.
Самостоятельная работа представляет собой форму самообразования студента и играет огромную роль в развитии профессиональной компетентности будущего педагога. Исторически сложилось представление о сущности университетского образования как целенаправленного, осознанного, индивидуального постижения научного знания путем систематической работы в библиотеке с трудами учёных. В этой связи роль преподавателя заключается в целеполагании, организации и контроле самостоятельной работы студентов.

Организация самостоятельной работы студентов преследует две цели: первая – это углублённое изучение дисциплины, предполагающее обращение студентов к различной литературе (научной, справочной, нормативной, публицистике и др. источникам) и выполнение заданий различного характера; вторая – это формирование умений и навыков самостоятельного поиска и изучения дополнительной профессиональной информации, её осмысление, представление для обсуждения и использования в учебной и профессиональной деятельности.

Хорошо спланированная и организованная преподавателем самостоятельная работа способствует раскрытию способностей студентов, реализации их творческого потенциала, развитию познавательного интереса и активности, и как следствие, повышению успеваемости.

Основными задачами преподавателя в организации самостоятельной работы студентов являются:

- формирование мотивации к самостоятельной работе, стимулирование интереса студентов к дополнительной, внеаудиторной деятельности;

- осуществление дифференцированного подхода к организации самостоятельной работы, учет индивидуальных интересов и предпочтений;

- определение объема самостоятельной работы в соответствии с программой и разработка заданий;

- консультирование студентов;

- организация контроля и обсуждения результатов самостоятельной работы студентов.

Как уже отмечалось выше, на первой лекции, рассказывая студентам о цели и задачах дисциплины, преподавателю следует раздать старостам групп тематический план с подробным указанием вопросов для изучения в рамках аудиторных занятий, самостоятельной работы и зачета. На первом практическом занятии следует обсудить со студентами содержание самостоятельной работы, требования к оформлению, критерии оценивания и формы отчетности.

Наиболее удобной формой представления результатов самостоятельной работы студентов является предметное портфолио. Все выполненные задания могут быть размещены в разделе «рабочие материалы», а затем использованы в рамках семинаров.

Общие требования к оформлению касаются принятых правил к оформлению письменного текста и списка использованных источников. Все задания должны быть выполнены письменно и представлены либо в рукописном, либо печатном варианте. Студент самостоятельно определяет структуру, объем и форму работы в зависимости от содержания задания. Это могут быть: доклад, словарь, список, аналитический обзор, аналитический текст, аналитический отчет, программа и т.д. В обязательном порядке в работе должен быть список использованных источников, оформленный в соответствии с требованиями ГОСТа.

При оценке работы используются следующие критерии:

- целевая направленность и четкость построения;

- логическая последовательность материала;

- глубина исследования;

- убедительность аргументаций и краткость, четкость формулировок;

- актуальность и степень самостоятельности;

- соблюдение структуры работы и правильность оформления;

- оригинальность выводов и предложений;

- качество используемого материала;

- уровень общей и специальной грамотности.


Следует отметить, что эффективность самостоятельной работы, в первую очередь, зависит от самого студента, его ответственности и сознательности, мотивации и познавательной активности, стремлении к самообразованию и самовоспитанию.
8.2.1. Вопросы для самостоятельной работы


  1. Составить библиографию по курсу с краткой аннотацией.

  2. Разработать этический кодекс социального педагога.

  3. Составить перечень документов с краткой характеристикой, на основе которых реализуется деятельность социального педагога.

  4. Провести анализ актуальности проблем виктимологии на материалах педагогической периодики.

  5. Дать общую характеристику системы социального воспитания г.Томска.

  6. Представить историю значимых социально-педагогических идей в опорных схемах или таблицах.

  7. Разработать рекомендации к организации взаимодействия на одном из уровней в воспитательной организации.

  8. Сделать исторический обзор программы (концепции) защиты детства в России.

  9. Разработать программу организации социально-педагогической помощи детям (ребенку) на конкретной территории, примере, воспитательной организации по выбору студентов.

  10. Составить педагогический словарь, отражающий специфику деятельности социального педагога.

8.2.2. Примерная тематика рефератов

Реферат представляет собой краткое изложение в пись­менном виде содержания научных трудов, отражающих решение тех или иных профессионально и социально-значимых проблем. Это – самостоятельная научно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приво­дит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. По сути, реферат является формой теоретической контрольной работы, выполненной в соответствии с общепринятыми требованиями.

Выполненная студентом работа должна свидетельствовать о наличии глубоких теоретических знаний по избранной теме; умении проблемно излагать теоретический материал; умении изучать и обобщать литературные источники, делать выводы.

При оценке работы используются следующие критерии:

- целевая направленность и четкость построения;

- логическая последовательность материала;

- глубина исследования;

- убедительность аргументаций и краткость, четкость формулировок;

- актуальность и степень самостоятельности;

- соблюдение структуры работы и правильность оформления;

- оригинальность выводов и предложений;

- качество используемого материала;

- уровень общей и специальной грамотности.

Структура реферата:


1)      титульный лист (1 стр.)

2)      содержание (1 стр.)

3)      введение (1-2 стр.)

4)      основная часть (10-15 страниц)

5)      заключение (1-2 стр.)

6)      список литературы (1-2 стр.)

7)      приложения (не ограниченно)

При работе необходимо придерживаться стандартных требований к структурным элементам реферата. Во введении обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность, формулируется проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель и задачи работы; указываются историография и источниковая база исследования.

Основная часть реферата обычно состоит из 2-3 параграфов. Первый параграф носит общетеоретический характер, в котором предлагается анализ исследуемой проблемы, предлагается описание различных подходов к ее решению, излагаются собственные позиции студента. Второй параграф носит аналитический характер. В нем делается анализ изучаемой проблемы. Третий параграф (если имеется) может быть посвящен описанию конкретных методик, педагогических технологий и др.

В заключении логически излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими, четкими, дающими полное представление о содержании работы. Пишутся они тезисно, должны отражать основные выводы по всем главам.

Оформление работы производится согласно принятым нормам. Обычно реферат сдается на проверку в напечатанном и брошюрованном виде. При компьютерном наборе используется 12 кегль, полуторный межстрочный интервал, шрифт Times New Roman, поля 2,0 – 2,5 со всех сторон, выравнивание по ширине.

При подготовке и выполнении работы необходимо пройти несколько этапов:



  1. Выбрав тему, следует подобрать рекомендуемую литературу и обзорно познакомиться с ней для составления предварительного плана работы и вычленения основных проблем изучения. Работа должна опираться не менее чем на 5-7 источников (не считая учебники и учебные пособия).

  2. Познакомившись обзорно с литературой, можно приступать к разработке плана работы.

  3. Создав план работы, приступайте к отбору материала. Изучение литературы сопровождайте составлением выписок. Накопленные материалы систематизируйте по вопросам темы.

  4. Собрав и систематизировав материал, приступайте к написанию чернового варианта работы. Избегайте сплошного цитирования. Сноски на приводимые в тексте статистические данные, цитаты должны быть правильно оформлены (или в квадратных скобках внутри текста, или внизу в подстрочнике, или после текста под соответствующей нумерацией).

  5. При написании реферата следует знать, что каждый раздел должен заканчиваться выводами по изученному вопросу.

Студенту предоставляется право выбора темы реферата из числа предложенных преподавателем. Если автор работы предлагает свой вариант, он должен обязательно представить обоснование данного выбора.




  1. Особенности развития теории и практики социальной педагогики за рубежом.

  2. Особенности развития теории и практики социальной педагогики в России.

  3. Общественная помощь как социально-педагогическое явление.

  4. Типы семейного неблагополучия и методы социально-педагогической поддержки детства.

  5. Специфика работы социального педагога в детском доме.

  6. Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей.

  7. Бродяжничество и безнадзорность детей как социально-педагогическая проблема.

  8. Особенности деятельности социального педагога в учреждениях досуга.

  9. Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности.

  10. Опёка и попечительство детей в России: историко-педагогический аспект.

  11. Социально-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении молодежи.

  12. СМИ как институт социализации: плюсы и минусы.

  13. Роль компьютера в социализации подрастающего поколения.

  14. Неформальные объединения подростков как институт социализации.

  15. Основы социальной политики в интересах детства в Российской Федерации.

  16. Детская субкультура как фактор социального становления личности.

  17. Роль религиозных организаций и религиозного воспитания в социальном становлении личности.

  18. Общественно-полезная деятельность подростков как средство социализации.

  19. Концепции общественного воспитания детей в отечественной педагогике (Ушинский, Макаренко, Шацкий, Сухомлинский - можно по выбору).

  20. Традиции и общественное воспитание в сельской местности.

  21. Образование в XXI веке (опыт социально-педагогического прогноза).

  22. Проблемы социализации детей-инвалидов.

  23. Организационно-педагогические формы работы с детьми с ограниченными возможностями в практике социального педагога.

  24. Социально-педагогическая помощь людям, ставших жертвами обстоятельств (инвалиды, мигранты, сироты).

  25. Лечебная педагогика: проблемы становления и развития.

  26. Диагностика в практике социального педагога.

  27. Идея воспитывающей среды, ее реализация в практике образовательных учреждений.

8.2.3. Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Социальная педагогика как отрасль педагогического знания. Предмет, задачи, структура социальной педагогики.

  2. Философские, этические, этнографические, историко-культурные истоки социальной педагогики.

  3. Социальная педагогика в системе наук о человеке.

  4. Профессиональная компетентность и личностная характеристика социального педагога.

  5. Сферы практической деятельности и профессиональный статус социального педагога.

  6. Специфика и структура профессиональной деятельности социального педагога.

  7. Профессиональная этика социального педагога.

  8. Социализация как социально-педагогическое явление.

  9. Этапы, агенты, средства социализации.

  10. Влияние мегафакторов социализации на социальное становление личности.

  11. Взаимодействие различных макрофакторов в социализации личности.

  12. Мезафакторы в социализации личности

  13. Социальное становление личности в контексте микрофакторов социализации.

  14. Социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации.

  15. Человек как субъект и объект социализации.

  16. Человек как жертва процесса социализации. Издержки социализации.

  17. Социально–педагогическая виктимология.

  18. Развитие и воспитание людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социализации (инвалидов, больных, сирот, мигрантов и др.)

  19. Соотношение социализации и воспитания: общее и отличное.

  20. Воспитание как институт социализации: виды воспитания; системы воспитания; воспитательные организации.

  21. Принципы, формы, методы социального воспитания.

  22. Основные направления социального воспитания.

  23. Проблемы социального воспитания в педагогической теории (А.Дистервег, П.Наторп, Г.Ноль, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина и др.)

  24. Традиции социального воспитания в России.

  25. Зарубежный опыт социального воспитания и его значение для становления социально-педагогической службы в Россию

  26. Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях.

  27. Школа как открытая социальная система.

  28. Роль детских организаций и объединений в социальном воспитании детей.

  29. Физическая культура и организация здорового образа жизни как фактор социального воспитания.

  30. Организация общественно-полезной деятельности детей и подростков в микрорайоне.

  31. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании.

  32. Социально-педагогическая помощь подросткам и молодежи в выборе профессии и жизненном самоопределении.

  33. Семья и семейное воспитание в контексте социальной педагогики.

  34. Детство как социально-педагогический феномен.

  35. Место и роль государства и общества в системе защиты детства в РФ.

  36. Становление системы защиты детства в России (реабилитационные центры и комплексы социальной поддержки и др.)

  37. Международные и российские правовые акты по защите детства.

  38. Социально-педагогическая и социально-психологическая консультация.

  39. Социальное воспитание в загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях.

  40. Девиация: понятие и общая характеристика.

  41. Социальное воспитание подростков с девиантным поведением.

  42. Социально-педагогическая профилактика, предупреждение подростковой деликвентности.

  43. Социальная реабилитация: факторы, условия, механизмы, методы.

  44. Детская субкультура как фактор социального становления личности.

  45. Национальная среда и проблемы социального становления детей, подростков и юношества.

  46. Роль религиозных организаций и религиозного воспитания в социальном становлении личности.

  47. Влияние СМИ на формирование ценностей, идеалов и убеждений современных школьников.

  48. История благотворительности и меценатства в России и за рубежом.

УМК составил:

Доцент кафедры психологии развития личности __________ Л.В. Волошина

(подпись)


УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.
Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич

(подпись)
Приложение 1

«31» января 2005 г.

Номер государственной регистрации

671 пед/сп (новый)


ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 031000 Педагогика и психология





ДПП.Ф.18

Социальная педагогика

Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации. Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Воспитание как институт социализации: виды воспитания; системы воспитания; воспитательные организации. Социализированность, воспитанность. Социально–педагогическая виктимология. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи в воспитательных организациях. Принципы социального воспитания. Организация взаимодействия (межличностного, группового, межгруппового, массового), быта и жизнедеятельности в воспитательных организациях. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании. Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе, загородном лагере, учреждениях дополнительного образования и других воспитательных организациях.



150



Каталог: tspu -> files -> fpsor -> umk
umk -> Учебно-методический комплекс днм. В. Психологические основы работы с одаренными детьми
umk -> Учебно-методический комплекс психология детей с задержкой психического развития трудоемкость
umk -> Учебно-методический комплекс дпп. Р. 03 Планирование карьеры
umk -> Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 09. История психологии
umk -> Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика
umk -> Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 10 Психодиагностика
umk -> Учебно-методический комплекс опд. Р. 01 Возрастная психология
umk -> Учебно-методический комплекс дпп. Р. 02 Когнитивная психология
umk -> Учебно-методический комплекс опд. Ф. 07 Практическая педагогика
umk -> Учебно-методический комплекс опд. Р. 07. Психоанализ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница