Учительская газета 20113. 03. 12 Интернатура то, что нужно



Скачать 82,51 Kb.
Дата14.02.2016
Размер82,51 Kb.
Учительская газета

20113.03.12

Интернатура - то, что нужно

​В Московском городском педагогическом университете состоялся семинар, участники которого обсуждали модель интернатуры для педагогов.

Группа Авторов

Интернатура в современном высшем профессиональном образовании

Интернатурой в современном высшем профессиональном образовании именуют одну из форм последипломной практики. Основная цель обучения в интернатуре - формирование профессиональных компетенций специалиста, необходимых для самостоятельной практической деятельности. В нашей стране наибольшее распространение подобного рода последипломная практика получила в высшем профессиональном медицинском образовании. В ходе эксперимента по созданию концепции и программы деятельности интернатуры в области педагогического и психолого-педагогического образования мы опирались преимущественно на опыт системы высшего медицинского образования, а также на опыт практической подготовки педагогов ряда развитых стран (Великобритания, Германия, США, Франция).

Непрерывная педагогическая практика (стажерская практика) в профессиональной подготовке учителя в высшем педагогическом учебном заведении - традиционно важнейший компонент целостного процесса становления учителя и педагога-психолога. Во многих городских педагогических вузах Москвы всегда уделяли большое внимание педагогической практике, например, на 5-м курсе в Московском городском педагогическом университете и других городских педвузах была введена непрерывная педагогическая практика. Студентов направляли на практику в учреждения образования Москвы с педагогической нагрузкой в половину ставки, зачисляли их в штат образовательного учреждения. Одновременно с этим студенты продолжали посещать занятия (в объеме до 18 часов в неделю).

В условиях двухуровневой подготовки возможности непрерывной педагогической практики резко сократились прежде всего в связи с существенной разницей в длительности подготовки учителей в специалитете и бакалавриате. Это породило необходимость поиска новых путей профессионально-педагогической практики выпускников бакалавриата. Одним из таких путей может стать интернатура. В эксперимент по разработке концепции и программы педагогической интернатуры включилась группа ученых МГПУ (руководитель проекта - Е.Геворкян, ответственный исполнитель - А.Савенков, члены экспериментальной группы: С.Вачкова, Т.Зиновьева, И.Егоров, А.Львова, О.Любченко, В.Поставнев).

Определение, цель

и задачи

Интернатура (лат. internus - внутренний) - первичная последипломная специализация выпускников бакалавриата направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» по одной из педагогических профессий, проводимая на базе педагогических учреждений под наблюдением и руководством соответствующей кафедры вуза. Бакалавров, поступивших в интернатуру, называют интернами.

Интернатура должна стать составной частью обязательного полного педагогического образования. Основная цель эксперимента по созданию педагогической интернатуры - скорректировать цели, разработать содержание, формы организации и методы учебно-практической подготовки педагогических кадров для системы образования Москвы. Таким образом, цель интернатуры - прикладная практическая подготовка выпускников бакалавриата к профессиональной педагогической деятельности и предоставление будущим педагогам возможности для дальнейшего обучения в магистратуре по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование».

Задачи интернатуры:

- формирование и развитие у будущих педагогов компетенций в избранной профессиональной деятельности;

- учебно-теоретическая подготовка выпускников бакалавриата в условиях, максимально приближенных к практике их будущей профессиональной деятельности;

- учебно-исследовательская подготовка выпускников бакалавриата, ориентированная на саморазвитие в профессиональной педагогической деятельности;

- совершенствование научно-практической подготовки бакалавров в избранной профессиональной деятельности.

Подготовка педагогов в современной России идет по двум направлениям: «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Эта подготовка должна соответствовать двум стандартам - академическому стандарту высшего образования и профессиональному стандарту. Подтверждение академического стандарта высшего образования - диплом о высшем образовании (бакалавра, магистра).

Правила приема

Порядок приема граждан РФ в интернатуру устанавливается Положением о педагогической интернатуре, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Для организации приема и зачисления в интернатуру приказом ректора создается приемная комиссия. Претенденты подаю заявление на имя ректора с приложением следующих документов:

- копии диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании и приложения к нему;

- личного листка по учету кадров;

- автобиография;

- анкета;

- для поступающих на целевые места приказ Департамента образования и целевое направление;

- документ, удостоверяющий личность (паспорт), поступающие в интернатуру, представляют лично при подаче документов.

Заявление о приеме в интернатуру подается в приемную комиссию. Лица, представившие необходимые документы, допускаются к участию в конкурсном отборе. Прием в интернатуру осуществляется по результатам конкурса документов. Лица, поступившие в интернатуру на контрактной основе, должны заключить договор с университетом, на основании которого издается приказ о зачислении, и оплатить стоимость обучения согласно сроку, прописанному в договоре.

Прием в клиническую интернатуру на договорной основе осуществляется образовательным учреждением сверх контрольных цифр приема, утвержденных министерством либо Департаментом образования, за счет средств физических и/или юридических лиц. Подготовка граждан иностранных государств осуществляется на основе межгосударственных соглашений или на договорной основе. Ответственность за подбор и своевременное направление кандидатов в целевую интернатуру возлагается на руководителей направляющих учреждений (организаций).

В интернатуру по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» могут быть зачислены выпускники бакалавриатов непрофильных (не педагогических университетов).

Подготовка интернов возможна только по очной форме.

Отчисление из интернатуры производится приказом ректора или проректора по учебной работе по представлению руководителя кафедры.

Содержание образования

в интернатуре

Учебные планы и программы подготовки интернов разрабатываются образовательными и научными организациями самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями и включают в себя обязательный перечень практических компетенций.

В процессе обучения интернам предоставляется возможность выбора одного из двух направлений интернатуры («Педагогическое образование» (050100) или «Психолого-педагогическое образование» (050400). Интерну предлагают набор из трех обязательных компонентов, составляющих содержание подготовки в интернатуре:

учебно-теоретический компонент;

учебно-практический компонент;

научно-практический компонент.

Продолжительность обучения в педагогической интернатуре составляет 10-11 месяцев в зависимости от продолжительности учебного года в образовательном учреждении.

Структура содержания образования в интернатуре учитывает национально-культурные традиции и все современные тенденции развития педагогики высшей школы. Содержание образования на этой ступени подготовки педагога строится по модульному принципу. Модуль представляет собой законченную, целостную систему учебно-практической и учебно-теоретической подготовки в какой-либо специализированной профессиональной деятельности (например: помощника воспитателя в детском саду, помощника учителя начальных классов; помощника педагога-психолога; помощника социального педагога).

Набор из трех компонентов подготовки в интернатуре (учебно-теоретический компонент, учебно-практический компонент и научно-практический компонент) обязателен для всех, проходящих подготовку в интернатуре. Однако внутри двух компонентов подготовки (учебно-теоретического и учебно-практического) выделяется по два модуля, предполагающих выбор одного или другого либо двух вместе. Один модуль внутри компонента связан с подготовкой по направлению «Педагогическое образование», а второй - по направлению «Психолого-педагогическое образование». От того, какой набор модулей выберет интерн, будут зависеть содержание подготовки и его последующая специализация в той или иной профессионально-педагогической области.

Возможности выбора предоставляются на этапе поступления в интернатуру и зависят от личного желания поступающего и вместе с тем определяются следующими факторами:

- по какому направлению («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») проходил обучение в бакалавриате будущий интерн;

- в какой сфере - педагогической либо психолого-педагогической деятельности (дошкольное образование, начальная школа, центры дополнительного образования, центры психолого-медико-социальной помощи) - предполагает работать выпускник;

- в магистратуре какого направления он планирует обучаться в дальнейшем.

В соответствии с этими факторами каждый поступающий в интернатуру может выбрать различные траектории обучения внутри трех компонентов. В соответствии с этим подготовка в интернатуре включает следующие компоненты профессиональной подготовки и модули:

1. Научно-практический компонент.

Компонент научно-практической подготовки в интернатуре по заданиям для интернов одинаков и для направления «Педагогическое образование», и для направления «Психолого-педагогическое образование».

2. Учебно-практический компонент.

2.1. Модуль - «Учебно-практическая деятельность в качестве помощника воспитателя, помощника учителя» (для направления «Педагогическое образование»).

2.2. Модуль - «Учебно-практическая деятельность в качестве помощника педагога-психолога, помощника социального педагога в образовательном учреждении» (для направления «Психолого-педагогическое образование»).

В этом компоненте предполагается выбор одного из двух модулей. Так как подготовка интерна в данном случае будет проводиться по какой-либо конкретной профессиональной деятельности.

3. Учебно-теоретический компонент.

3.1. Модуль - «Учебно-теоретический» (для направления «Педагогическое образование»).

3.2. Модуль - «Учебно-теоретический» (для направления «Психолого-педагогическое образование»).

В этих модулях предполагаются промежуточные тестирования в течение всего времени обучения в интернатуре (один раз в 2-3 месяца) по заданиям теоретико-прикладного характера.

В данном компоненте подготовки предполагается выбор одного из двух модулей. Также возможна подготовка по двум модулям одновременно. Данные возможности выбора позволяют сохранить право перехода из одного направления подготовки в другое в том случае, если интерн захочет изменить направление профессионализации по окончании интернатуры.

Формы организации учебно-практической деятельности в интернатуре

Организационная структура учебно-практической деятельности в интернатуре выстроена в соответствии с целью, задачами и содержанием подготовки выпускников бакалавриата.

Основной формой организации обучения в интернатуре станет самостоятельная учебно-практическая и учебно-исследовательская работа по избранному профилю деятельности (помощник воспитателя, учитель, социальный педагог) в базовом образовательном учреждении. Помощь педагогическому наставнику в организации и проведении учебных занятий, воспитательных мероприятий.

Вместе с тем обучение в интернатуре предполагает участие интерна в производственных совещаниях, педагогических советах, методических объединениях, профессиональных объединениях и других мероприятиях, проходящих в образовательном учреждении. Кроме того, предполагается ведение документации в части практической подготовки интернов (план, график, отчетная документация).

Важной формой организации научно-практической подготовки обучающихся в интернатуре будет обязательная работа в научных семинарах, проводящихся в университете профессорами курирующих кафедр. Подобные семинары систематически проходят в рамках деятельности научных школ кафедр университета.

Не менее значимой формой организации научно-практической работы интернов является участие в других научно-практических мероприятиях курирующей кафедры и университета.

Елена ГЕВОРКЯН, академик РАО, доктор экономических наук, профессор;

Александр САВЕНКОВ, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор



Продолжение следует
Каталог: materials
materials -> Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в учебно-исследовательской и познавательной деятельности»
materials -> Тематика выпускных квалификационных работ, выполняемых под руководством преподавателей общеинститутской кафедры психологии образования иппо
materials -> Департамент образования города москвы
materials -> Фонд оценочных средств
materials -> Лекции 14 час. Практические занятия 14 час. Самостоятельная работа 80 час. Всего 3 з ед. Москва 2015 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»
materials -> «Познание как образовательная деятельность» Цели и задачи освоения дисциплины
materials -> Заместитель Министра
materials -> Департамент образования города Москвы
materials -> Департамент образования города москвы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница