Урока русского языка в 5 классе. Самоанализ. Раздел: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи Тема: Графика



Скачать 96,51 Kb.
Дата04.06.2016
Размер96,51 Kb.
ТипУрок
Учитель: А.В.Седых

Структурный анализ открытого урока русского языка в 5 классе.

Самоанализ.
Раздел: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Тема: Графика
Цели:

  1. Познакомить учащихся с понятиями графика, каллиграфия

  2. Научить различать звуко-буквенный состав слова

  3. Формировать интерес к истории языка, к духовной культуре наших предков

  4. Воспитывать чувство бережного отношения к слову

  5. Устанавливать метапредметные связи

  6. Развивать творческие способности учащихся

  7. Работать над формированием речевой компетенции


Оборудование:

  • название урока на берестяной ленте, гусиное перо

  • таблички с названием букв кириллицы с зашифрованным названием темы урока

  • финикийская и греческая буква А (рисунки)

  • берестяные листы (на каждого ученика) для творческой работы

  • эпиграф

  • буквица С (рисунок)

  • репродукции картин по теме (Евангелие, Нестор-летописец)

  • листы в косую линейку (прописи) с показами (на каждого ученика)


Использование ИКТ:

Презентация к уроку по теме «Графика»


Музыкальное сопровождение: Кенни Д. «Момент»
Методы обучения:

проблемно-поисковый

наглядный

словесный

практический

творческая мастерская


Тип урока: комбинированный
Структура урока: по ТРКМ – технологии развития критического мышления

I стадия - Вызов

Цели:


  1. Постановка цели (притча, проблемный вопрос)

  2. Актуализация знаний по теме

  3. Формирование мотивации на учебную деятельность

Приёмы работы:

  • Лингвистическая загадка (определение темы урока)

  • «Корзина идей»

  • Фразеологический словарь (эпиграф - От аза до ижицы. Красная строка)

  • Словарная работа (графика)

II стадия - Осмысление

Цели:


  1. Создание условий для активного применения знаний

  2. Определение и обоснование места темы урока в разделе. Историческая мотивация изучения темы

  3. Творческая реализация планов

  4. Развитие общего кругозора обучающихся

  5. Работа над каллиграфией

Приёмы работы:

  • «Фишбоун» - тема, основные понятия, суть (ФОНЕТИКА, ГРАФИКА)

  • Звуко-буквенный разбор слова (устный)

  • Интерпретация текста стр.112 (осмысление темы, языковых средств – эпитеты к слову буква)

  • Этимологическая физминутка

  • Экскурс в историю (сообщения учащихся, рассказ учителя с презентацией)

  • Каллиграфическая пятиминутка (определение понятия, место в теме, выполнение показа в прописи)

III стадия - Рефлексия

Цели:


  1. Создание целостного представления о предмете речи

  2. Расширение целей учебной деятельности

  3. Работа по оценке и самооценке развития обучаемых

  4. Установление метапредметных связей

  5. Развитие творческих способностей учащихся

  6. Повторение пунктуации при обращении

Приёмы работы:

  • Пунктуационный разбор предложения с обращением. Чтение схем

  • Творческая работа – написание письма ко Дню матери.

  • Сюрприз (берестяные тетради)

  • Самоанализ. Рефлексия. Оценивание

  • Анонс материала на следующий урок

  • Домашнее задание (дифференцированно в прописи)

Согласно структуре урока, намеченным целям, задачам урок выдержан. Соответствует выбранной технологии развития критического мышления. Рассчитан на установление метапредметных связей, развивающих обучающихся всесторонне.

Большинство приёмов направлено на развитие познавательной активности, творческого и логического мышления. Урок воспитывающий и формирующий мотивацию к изучению языка, бережному отношению к слову. Многие задания олимпиадного характера.

Активно внедрена наглядно-образная составляющая урока (презентация, выставка работ). Решаются эстетические задачи. Музыкальное и творческое оформление урока способствует созданию благоприятных условий и психологическому комфорту.

Внедрена игровая деятельность, соответствующая потребностям обучающихся данного возраста. Имеет место сюрприз – берестяные тетради, прописи для письма, находящие живой отклик и неприкрытый интерес к уроку. Раскрыта практическая значимость полученных знаний, научная обоснованность выбора материала, соответствие теме.

Активность класса регулируется учителем. Речь учащихся контролируется учителем, создаются условия для обогащения активного словаря школьников.

Урок самоценен, авторский, продуманный до мелочей.

Приурочен к празднованию Дня матери. Большая плотность урока. Связь с предыдущей темой, имеют место приёмы повторения материала.

Х О Д У Р О К А:

ВЫЗОВ


  • Лингвистическая загадка (определение темы урока)

1 слайд ?

Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие во времени. Чтобы определить курс, необходимо решить лингвистическую загадку. Расскажу притчу. Это было в далёкой средневековой Руси. Один новгородский школьник, примерно вашего возраста, написал в своей берестяной тетради вот эти странные слова и приписал в конце своё имя: Онфим.

- Это историческая загадка разгадана учёными. А вы догадались? Что это за слова? И какое слово зашифровано в них? Это и есть тема нашего урока.


  • Глаголь

  • Рцы

  • Аз

  • Ферт

  • И

  • Како

  • Аз

Это названия очень древней азбуки – кириллицы, которая содержала 44 буквы. Буквы были очень громоздкими.
2 слайд «Корзина идей»

Так, о чём же мы будем сегодня с вами говорить?

( о письменности)

Как вы думаете, а зачем людям понабилось письмо?
3 слайд эпиграф


  • Фразеологический словарь (эпиграф - От аза до ижицы. Красная строка)

Перед нами ещё одна фразеологическая загадка – эпиграф урока:

ОТ АЗА ДО ИЖИЦЫ

Что он обозначает? И какое выражение современного русского языка ему соответствует? (от начала до конца. От А до Я. – это первая и последняя буква алфавита, древней азбуки)

А написан он тоже необычно. Вы заметили первая буква – красная, кто знает почему?

(В Древней Руси было принято начальную букву текста выделять красным цветом. Пришло к нам и фразеологически устойчивое выражение – красная строка)




  • Словарная работа (графика)

Итак, вернёмся к теме урока. Графика. А что собственно обозначает это слово?

И сколько значений имеет. (многозначное)



Графика - 1. Искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок, а также произведения этого искусства.

4 слайд графические работы, выставка на магнитной доске

2. Начертание письменных или печатных знаков. Стр. 112 учебника



Графика (греч.)

графо – пишу, черчу

ОСМЫСЛЕНИЕ

  • «Фишбоун» - рыбный скелет - тема, основные понятия, суть (ФОНЕТИКА, ГРАФИКА)

- Как вы думаете, почему раздел науки о языке графика изучается вместе с фонетикой? Какими основными понятиями ведают эти науки (отвечают.

Какой вид речи представляют?

Что появилось раньше звук или буква?

5 слайд ФОНЕТИКА, ГРАФИКА

Всегда ли произношение совпадает с написанием? Приведите примеры (дуб, просьба, местный)



  • Звуко-буквенный разбор слова (устный)

Произведём звуко-буквенный анализ слова устный, Как проверить это слово?

- уста. Назовите буквы и соответствующие им буквы.

(буква т – звука не имеет)


  • Интерпретация текста стр.112 (осмысление темы, языковых средств – эпитеты к слову буква)

Прочтём статью учебника. Что нового вы узнали? Вы пипишем из текста определения к слову буква

Печатные, рукописные

большие, заглавные, прописные

маленькие, строчные

  • Этимологическая физминутка

Встаньте фертом? – подбоченясь, как буква эф.


  • Экскурс в историю (сообщения учащихся, рассказ учителя с презентацией)

- Интересно, когда впервые люди начали писать?

- Когда появилась возможность писать у русского человека?

- Что вам известно о появлении письменности?

- И кому мы обязаны происхождением письма?



6 слайд наскальные рисунки

7 слайд глиняные дощечки

Древний человек рисовал то, что хотел объяснить – наскальные

рисунки.

Считается, что письменность зародилась в Междуречье в IV веке до нашей эры. Древние шумеры писали заострёнными стилами – палочками на глиняных дощечках.

Затем появилось древневосточное письмо – клинопись, иероглифы =- слоговое письмо.

8, 9 слайд клинопись

10 слайд Иероглифы

Финикийские и греческие буквы, к примеру, сохранили названия предметов. Первая буква А – означает Бык. Это был рисунок, изображающий бычью голову и передающий гортанную смычку, с которой это слово начинается. (РИСУНКИ )

Русское письмо связано с письмом греческим.



11 слайд Кириллица

В 863 году великоморавский князь Ростислав пригласил из Византии христианских монахов, двух братьев – проповедников Кирилла и Мефодия для перевода с греческого богослужебных книг. Тогда они создали славянскую азбуку, названную в честь одного из братьев кириллицей.



24 мая отмечается День славянской письменности. Существовала ещё одна азбука – глаголица от названия буквы – глаголь. Глагол – слово.

- На чём писали древние славяне?



Береста – берёста (в тетради)

пергамент

12 слайд Пергамент

Изготовление древних рукописных книг было делом трудоёмким, дорогим. Материалом для них служил пергамент – кожа особой выделки ягнят или телят. Неё очищали от шерсти, тщательно промывали, натягивали на барабаны, сушили, шлифовали пемзой, затем разрезали на куски и сшивали по 8 листов в тетради, которые потом сшивали в книгу. (посмотреть на то, как сшит учебник).

На одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо. По свидетельству одного из писцов XIV вв. за кожу для книги он заплатил 3 рубля, а на них можно было купить трёх лошадей.
Книги берегли. Для защиты от повреждений делали переплёт из двух деревянных дощечек, обтянутых кожей и имевших застёжку сбоку.

Поверх одевали оклад – металлическую обложку. Это могла быть золотая скань, украшенная драгоценными камнями. Сапфиры, топазы, турмалины – любимые камни того века.



13 слайд Оклад

Писали книги гусиными перьями и чернилами. Привилегию писать лебедиными и павлиньими перьями имел царь.

Перо извлекали именно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для праворуких. Перо обезжиривали, опуская в горячий песок Кончик надрезали, затачивали перочинными ножичами ( разбор по составу). Он же служил ластиком при ошибочном написании.

Средневековые чернила

Вы обратили внимание на заголовок – на бересте – перо и цвет.

Чернила, в лотличие от привычных синих и чёрных, были бурого цвета. Делали их из ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые окрашивали её в бурый цвет. В качестве компонентов железа использовали дубовую и ольховую кору, вишнёвый клей, квас и мёд для вязкости.


  • Каллиграфическая пятиминутка (определение понятия, место в теме, выполнение показа в прописи)

14 слайд МОНАХ, КНИГА

Писали книги монахи. В книжной мастерской царила строгая дисципина. За небрежность садили на сухой паёк.

Поэтому имеет место ещё одна наука.
15 слайд КАЛЛИГРАФИЯ

Каллиграфия – (от греч.)

Калос - хороший, прекрасный почерк

Графо – пишу, письмо

У вас на столе листы прописи в косую линейку с показом буквы А – прописной (большой), а – строчной. Выполните один показ.

Остальную работу вы выполните дома.


РЕФЛЕКСИЯ


  • Пунктуационный разбор предложения с обращением. Чтение схем

А у меня для вас ещё один сюрприз.

Наши предки писали на бересте. Они могли писать о чём угодно. Это могла быть частная переписка, хозяйственные заметки, деловые поручения, жалобы.



  • Сюрприз (берестяные тетради)

В эти выходные мы отмечаем праздник, посвящённый мамам.

И я предлагаю приготовить им сюрприз – берестяное письмо.

С чего обычно начинается письмо? С обращения.

16, 17 слайд ПИСЬМО, ОБРАЩЕНИЕ

Вспомним знаки препинания при обращении. Прочитайте схемы. Составьте устно предложения.



  • Творческая работа – написание письма ко Дню матери.

Включить музыку


  • Самоанализ. Рефлексия. Оценивание

Зачитайте ваши письма. Понравилось вам путешествие во времени?

Что нового вы узнали на уроке?



  • Анонс материала на следующий урок

На следующем уроке мы с вами узнаем о философии, которая лежит в основе алфавита. Почему необходим порядок букв в нём и что будет, если его нарушить. Поучимся с помощью алфавита составлять список жильцов многоквартирного дома, быстро находить слова в словаре. И поймём, почему в современном русском алфавите 33 буквы, а не 44, как в кириллице. Какие буквы исчезли.

  • ОЦЕНКИ

18 слайд ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Домашнее задание (дифференцированно в прописи)

На листах прописи в косую линейку выполнить показ.

Для желающих * придумать и записать слова на орфограммы ЖИ_ШИ, ЧА_ЩА, ЧУ_ЩУ



Упр. 293 (орфографическое письмо) в прописи.



Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница