Воспитание: лидера или героя?



Дата23.05.2016
Размер40 Kb.
ВОСПИТАНИЕ: ЛИДЕРА ИЛИ ГЕРОЯ?
Когда мы занимаемся образованием наших детей, мы, в общем, понимаем, что в итоге мы хотим получить. При чём чем дальше, тем наши цели конкретнее. Например, мы хотим видеть ребёнка врачом, или инженером, или художником. Естественно, хорошим и высокопрофессиональным, то есть успешным и востребованным. Но вот в деле воспитания наши цели очень размыты. Часто весь воспитательный процесс сводится к проведению отдельных мероприятий, весьма бессистемному и очень часто формальному. Но ведь прежде, чем начинать большое дело (а что может быть больше становления и формирования человеческой личности?), надо хотя бы очень точно понять для себя цель, и тогда эта цель определит и средства, и пути.
Образование, как показатель личного счастья.
У нас очень много говорят об образовании, о качестве его, о содержании, о контроле качества образования. По всем предметам существуют программы, учебные планы, контрольные работы и экзамены. Уровень образованности и качество обучения волнуют всех – родителей, учителей, представителей управлений, департаментов и министерств. Как приятно слышать от родителей: «Самое главное – дать своим детям достойное образование.» Приятно, потому что система ценностей, где образование – «самое главное», это довольно хорошая система ценностей. По сравнению с той, где на первом месте «лишь бы дети не мешали жить» или «лишь бы у моих детей были деньги». Человек с хорошим образованием по-настоящему может быть полезным и достойным членом общества. Ведь обществу требуется всё больше квалифицированных специалистов, общество жаждет технического и научного прогресса, общество ценит профессионализм и фундаментальность знаний. И расширяются школьные программы, пишутся учебники, работают репетиторы, растёт конкурс в престижные ВУЗы, растёт и сложность экзаменов в них. Пишутся отчёты, считаются «средний бал» и «процент поступивших». Но наряду с тем, что растёт качество образования и повышается его престиж, есть и другая статистика. Почему так остро стоит в нашей стране проблема наркомании и алкоголизма среди детей и подростков? Почему так высок процент разводов и неполных семей? Почему взрослые дети часто отказывают в помощи своим пожилым родителям? Это что – все те, которым не посчастливилось получить «достойное образование»? Да нет, все с дипломами и аттестатами приличных школ. Почему успешная профессиональная карьера не является залогом личного счастья? Как, собственно, и материальное благополучие.
Хороший человек – больше, чем профессия?

К сожалению, увлекаясь образованием, как системой получения различных знаний и навыков в максимальном объёме, мы забываем о воспитании, о формировании личности не как хранилища информации, а как Человека. Нет, конечно, мы пишем планы воспитательной работы, мы проводим много мероприятий воспитательной направленности. Но мы теряем, безвозвратно теряем ту систему воспитания личности, которая была в России ещё до революции и которая окончательно рушится именно в наше время. Ту систему, которая, объединяя в себе образование и воспитание, вся, от начала до конца была направлена на то, чтобы сделать человека лучше. Не успешнее, не ярче, не умнее – лучше. Что это значит? Ну, мы же с Вами это хорошо знаем. Какой человек хороший? Спросите себя, любого школьника или студента. Тот, который имеет три высших образования, стабильную зарплату и знает два иностранных языка? Слава Богу, пока ещё ответ будет другим. Он может показаться банальным, особенно тем, кто очень стремиться к «интеграции инноваций в современный социум». Но он будет предельно ясен и понятен. Хороший человек – добрый, настоящий друг, любящий свою Родину и свою семью, верный и честный, смелый и благородный, готовый постоять за добро, но и готовый простить зло. (Простить, а не понять и не пройти мимо, как предлагают сторонники столь популярной нынче толерантности.) Просто, не правда ли? Но разве можно с этим поспорить?

Когда мы попросили на одной молодёжной конференции, посвящённой году семьи, написать качества, которые бы молодые люди в первую очередь хотели бы видеть в своём супруге, на первом месте были - «честный, добрый, ласковый, любит детей». «Много зарабатывает» и «красивый» вообще были ближе к концу. Затем мы предложили вычёркивать по одному качеству, оставляя наиболее важные. В конце осталось – «добрый». Значит, ещё не всё потеряно.
Из личных воспоминаний.
Бабушка моего мужа училась в Москве в Институте благородных девиц. Училась бесплатно вместе с младшей сестрой, как дети погибшего офицера. В институт (район Лефортово-Авиамоторной) ходили пешком с Малой Бронной. Деньги на конку давали только в очень плохую погоду. И это было нормально, в этом не было ничего обидного или стыдного перед другими учащимися. А ещё нормальным было то, что когда все дети пошли гулять, старшую сестру посадили штопать носочки, которые порвались у младшей. И бабушка рассказывала об этом без обиды или сожаления, просто говорила, что детям надо обязательно освоить штопку, чтобы не тратить на это много времени.

Отношение к младшим и старшим, к учёбе и труду – всё это закладывалось с истоков, с начала образования и красной нитью шло до самого конца. Ценностью была не оценка, ценностью было стремление человека стать лучше – не лучше других, а лучше, чем он был. Во всём – и в освоении учебных предметов и навыков, и в своих личных человеческих качествах.




Кем быть легче, а кем – лучше?
Часто приходят к нам «сверху» положения о различных мероприятиях. В пункте «цели и задачи» читаешь: формирование в молодёжи лидерских качеств. Да, мы воспитываем лидеров. А раньше воспитывали героев. Лидер стремится к личному успеху, популярности, карьере. Герой стремится помочь – помочь людям, своей стране, своим близким. Даже путём отречения от личного счастья.

Мы попросили студентов написать, какие качества и определения они видят в лидере, а какие - в герое. О лидере написали – успех, удача, самореализация, карьера, власть, популярность. О герое – смелость, честность, самопожертвование, любовь, доброта. Кем быть проще и легче? Кого легче воспитать? А с кем рядом вы бы хотели жить – с героем или с лидером? Кем быть лучше – лучше с самой простой, близкой и понятной нам точки зрения, с той позиции, которая изначально заложена в душе каждого человека, ведь сердцем мы всегда выбираем добро, даже если находим злу тысячу оправданий. Так почему мы с удивительным упорством формируем в детях стремление к победе над другими людьми, чаще всего – над своими товарищами, а не стремление к победе над собой, над тем злом, которое внутри каждого из нас?



Даже имея отдельные мероприятия воспитательного характера, давайте задумаемся, кого мы хотим воспитать. Ведь дети, которых сейчас мы учим, повзрослеют и будут формировать именно то общество, в котором будем жить именно мы с вами. Каким мы хотим его видеть?
А что я могу против системы?
Что касается системы в целом, то у каждого учителя, директора, руководителя есть мощное оружие. И назвать это оружие можно так – «начни с себя». Ведь дети впитывают, запоминают, переживают каждую ситуацию, каждое слово. И то, как мы поведём себя в том или ином случае, как выразим своё отношение к происходящему, какие ценности сделаем приоритетными – всё это является образцом, примером для подражания, строительным материалом, из которого дети сложат фундамент своей жизненной позиции. Что мы предложим им взять за основу? Стремление к знаниям или к «пятёрке»? Желание помочь друзьям или возглавить их? Ненависть к злу или к людям, которые не согласны с нашим мнением по тому или иному вопросу? Личный пример учителя во всём – в отношении к работе, к людям, к оценкам, в отношении к непослушанию и хамству, в отношении к трудностям и успехам, к вредным привычкам и полезным навыкам – вот что быстро и прочно войдёт в жизнь ученика и станет основой для его развития и формирования, как личности.
С чего начать?
К счастью, у нас много талантливых педагогов. Учителей математики и литературы, иностранного языка и начальных классов, тренеров спортивных школ и руководителей кружков. Их по-настоящему любят дети, любят – то есть руководствуются в своём поведении не страхом перед наказанием, а боязнью огорчить и расстроить любимого человека. И именно эти люди своим личным примером, своей принципиальностью, своей добротой могут выполнить эту самую важную и глобальную задачу всей системы образования – задачу воспитания Человека. Ведь мы очень хорошо знаем, как надо, что такое хорошо, и что такое плохо. Объясняя всё это детям «в теории», давайте покажем и «на практике». И рядом с таким живым примером не устоит ни безумная атака телевизионного насилия, ни натиск рекламных пороков, ни страшное влияние «улицы». Главное – начать с себя. Ведь мы же знаем, что добро всегда побеждает. Пусть оно победит в нас.
Каталог: fotogalereya -> nikolougresh


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница