1. сущность и структура культуры



страница1/8
Дата22.02.2016
Размер0,57 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее издание, подготовленное коллективом преподавателей кафедры социологии и культурологии МГТУ им. Н.Э. Баумана, предназначено для помощи студентам в подготовке к семинарским занятиям по культурологии. В данном пособии аккумулирован опыт многолетнего преподавания культурологии в МГТУ им. Н.Э. Баумана, сделаны акценты на наиболее существенных для технического образования проблемах культуры.

Культурология как учебная дисциплина социогуманитарного цикла университетского образования ставит задачу не только дать студентам знания об окружающем социокультурном мире, о механизмах культуры, ее ценностно-нормативных и регулирующих функциях, но и о возможностях применения этих знаний в жизнедеятельности отдельного человека.

Логика изложения материала основана на требованиях программы и специфике подготовки студентов технического вуза.

Возросший уровень культурологического знания требует новых методологических и методических подходов в преподавании этого предмета. Расширяется сфера применения интерактивных технологий, разнообразных информационных ресурсов и дидактических приемов, используя которые преподаватель способствует повышению участия студентов в конструктивном диалоге, способности к самостоятельному усвоению содержания курса.

Для закрепления материала в конце каждой темы приведены специальные задания и вопросы для самопроверки.

Авторский коллектив: Акимова И.А. (тема 3, 15), Багдасарьян Н.Г. (тема 1, 14), Васильева С.И. (тема 12), Гаврилина Е.А. (тема 8, 10), Литвинцева А.В. (тема 2), Моторина И.Е. (тема 5, 6), Ореховская Н.А. (тема 11), Панина Г.И. (тема 9), Садыхова Л. Г. (тема 13), Трипольский В.Б. (тема 7), Чернышева А.В. (тема 4, 16).

МОДУЛЬ 1
Тема 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
Цель занятия дать представление о сущностных характеристиках культуры, о методах научного структурирования социальной и культурной действительности.
Задачи:


  • Показать принципиальные отличия научных представлений о сущности культуры от повседневных;

  • Развить способность использовать научные методы структурирования социального и культурного мира;

  • Показать пути к самоопределению в структуре профессионального сообщества.


План семинарского занятия

1. Сущностные характеристики культуры

2. Смыслы культуры.

3. Методы структуризации культуры и основные модели.


Ключевые слова: сущность и структура культуры, модели структуры, критерии моделирования, субкультура, маргинальность, функции, смыслы культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная литература:

  1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: учеб для бакалавров. – М.: Высшее образование, 2013.

  2. Культурология: учебник для студентов технических вузов /под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2010.


Дополнительная литература:

  1. Костина А.В., Флиер А.Я. Культура между рабством конъюнктуры, рабством обычая и рабством статуса. – М.: Согласие, 2011.

  2. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология.— М.: Академический проект, 2004.

  3. Степин В.С. Цивилизация и культура. – СПб.: СПбГУП. 2011.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. При подготовке к вопросу о сущности культуры, можно опереться на блестящий анализ американского антрополога Дж. П. Мердока (1897-1985), который в 1965 году опираясь на междисциплинарные исследования Института человеческих отношений, выделил семь базовых, фундаментальных характеристик культуры. Вот они:

1). Культура передается посредством научения. Это означает, что культура - не врожденное свойство человека, она не передается биологически. То есть, это внебиологическое свойство индивида.

2). Культура прививается воспитанием. Все животные способны к научению, но, видимо, один лишь человек умеет передавать приобретенные привычки своему потомству

3). Культура социальна. Культурные привычки сохраняются во времени благодаря тому, что они разделяются людьми, живущими в организованных коллективах, или обществах, и сохраняют свое относительное единообразие под воздействием социальных факторов.

4). Культура идеационна. Групповые привычки, составляющие культуру, в значительной степени концептуализованы как идеальные нормы поведения.

5). Культура обеспечивает удовлетворение базисных биологических потребностей и вторичных потребностей, возникающих на их основе.

6). Культура адаптивна. Она с течением времени приспосабливается к географической среде, вместе с тем, влияние среды уже не воспринимается как движущая сила культурного развития. Кроме того, культура адаптируется к социальной среде соседних народов посредством заимствований и реорганизации.

7). Культура интегративна. Будучи одним из продуктов процесса адаптации, элементы данной культуры имеют тенденцию образовывать согласованное и интегрированное целое.

2. Н. А. Бердяев определял смысл культуры как борьбу вечности со временем: культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально. Именно поэтому закономерностью культуры является увековечивание, непрерывность, преемственность.

Проблема смысла или, правильнее сказать, смыслов культуры — одна из ключевых в современном познании. Культурный мир, возникая на материале мира природы, приобретает качество, которого природный мир не знает, — смысл. Смысл — это содержание мысли, следствие, результат интеллектуальной деятельности, выраженной в идеях, предметах, отношениях, знаково-символических формах, упорядочивающих хаос.

В ракурсе науки смыслы культуры можно классифицировать по разным основаниям:

1) по характеру содержания — и тогда выделяются интеллектуальные и эмоциональные смыслы;

2) по способу восприятия — рациональный и интуитивный, ассоциативный и эстетический способ поиска смысла;

3) по вектору адресации — универсальный, общекультурный, этнический уровни; уровень субкультуры, семьи или конкретного индивида;

4) по специфике языка, посредством которого выражена культурная информация, — естественные, этнические языки, искусственные, специализированные или художественные.

Вся культура может быть рассмотрена как пространство, в котором идут процессы смыслообразования, но в нем одновременно присутствуют и взаимодействуют между собой результаты, или продукты, этих процессов. Всякий артефакт (искусственно созданный объект: материального свойства, образец поведения, художественный образ и т.п.) обладает параметрами значений, которые выражены в тех или иных семиотических кодах культуры (подробнее об этом см. Тему «Язык культуры»).

Любой материал в мире культуры представляет не столько себя, сколько иное, смысловое пространство культуры; он существует, разворачивается и описывается в рамках бинарного кода, в основе которого лежит антропологически заданная оппозиция «я — другое». И это «другое» содержит тайну. Через ее раскрытие и выявляется смысл. Не всегда тайна поддается разгадке, она может остаться вещью-в-се­бе, и тогда смысл остается не явленным. Перед каждым человеком возникает проблема декодирования: от того, насколько успешно он справится с этой задачей, зависит его духовное, да и материальное состояние, потому что понимание смыслов деятельности в культуре задает человеку горизонт самореализации.

Чтобы обрести способность раскрывать смыслы, надо включиться в сферу познания трех взаимосвязанных процессов: генерации (производства), функционирования и интерпретации культурных образцов. Необходимо знание языка и логики мышления, посредством которой создавался «культурный факт», а значит, освоение различных типов рациональности. В повседневной реальности рациональность как система правил и норм есть необходимое условие существования общества.



3. Когда речь идет о структуре культуры, то имеется в виду, что устойчивые элементы культурной системы (нормы, образцы, институты, группы, статусы и т.п.) находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая стабильность социокультурной системы, ее воспроизводство, возможность трансляции культурного опыта.

Культура может быть структурирована по разным основаниям. Это будет определять специфику структурной модели. В рекомендуемом нами учебнике предложены пять моделей структуры культуры.



Модель первая: в качестве критерия взяты сферы общественной жизни: политическая, экономическая, правовая, религиозная, научная, техническая, художественная.

Модель вторая основана на критерии ценности. В системе ценностей иерархически выделяем устойчивое ценностно-смысловое ядро и изменчивую периферию. Имеется в виду, что иерархия — приоритетный порядок, который определяет своеобразие мироощущения, мировосприятия и мировоззрения, самобытность образа жизни, жизненных практик и повседневных идеологий носителя конкретного менталитета.

Ядерную часть образуют некие первичные «смыслы», «образы», «образцы» — базисные элементы культуры, формирующие ее константные модели, — или, иначе говоря, этнокультурные архетипы. Они определяют особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа. В этнокультурных архетипах аккумулируется коллективный опыт народа.

В периферии сосредоточены новообразовавшиеся или перенесенные из других культур ценности, смещения в иерархии.

Модель третья, Т. Парсонса. Основным интересом Т. Парсонса выступает система в целом, а критерием является функция, которую выполняет элемент этой системы. Поэтому модель называется структурно-функциональной.

Модель четвертая, типологически-стратификационная. В качестве критерия этой модели, пользуясь методологией Т. Парсонса, введем фактор социальной стратификации (расслоения), которая имеет в качестве базовой причины общественное разделение труда, а в качестве следствия — дифференцированные формы или типы культуры. Социальную стратификацию можно рассматривать как в вертикальном срезе (тогда общество «разводится» на массу, элиту и промежуточные слои), так и в горизонтальном срезе (такой фокус высвечивает множество под- или субкультур).

Модель пятая, Э. А. Орловой. Обоснованная и логически стройная морфологическая модель культуры предложена Э. А. Орловой1. Такая модель позволяет выявить соотношение универсальных и специфичных характеристик в стро­ении определенной культуры.

В структуре культуры выделяются две области: обыденной, или повседневной, и специализированной культуры. В свою очередь, в специализированной деятельности можно выделить три функциональных блока:

1) культурные аспекты социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура);

2) социально значимое знание (религиозная, художественная, философская, научная культура);

3) каналы трансляции социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая коммуникация).

В обыденной культуре выделены аналоги специализированной деятельности. Посредством коммуникативных каналов происходит обмен продуктами культуры.


Задания:

  1. Попробуйте, опираясь на характеристики, данные Дж.П.Мердоком, проиллюстрировать их примерами из отечественной культуры.

  2. Прокомментируйте с точки зрения поиска смысла культуры высказывание Ьэтью Арнольда (1822-1888), английского поэта, педагога, критика: «Культура – это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят… Культура – это стремление к благозвучию и свету, главное же – к тому, чтобы и благозвучие и свет преобладали».

  3. Некоторые полагают, что в русском культурном архетипе — ориентация на потаенную святость, выраженная в образах «града Китежа», в «отзывчивости», «открытости» как устойчивой модели претворения представлений о России в женский образ и т.д. (см.: Архетип культурный // Культурология. ХХ век: энциклопедия. Т. 2. СПб., 1998. С. 39).

  4. Проследите динамику эталона элитарности в сфере вашей будущей профессиональной деятельности.

  5. Попробуйте графически изобразить все пять моделей структуры культуры.


Вопросы для самоконтроля:

1. Каким образом можно определить сущностные характеристики культуры?

2. Дайте интерпретацию каждой из характеристик, выделенных Дж. Мердоком.

3. Каковы смыслы культуры? Какие подходы существуют к определению смыслов?

4. Назовите критерии структурирования культуры и проблемы, возникающие в этом процессе.

5. В чем необходимость определения разнообразных моделей структуры культуры?

6. Каковы культурные компоненты общества, «культурные образцы»?

7. Чем принципиально отличаются обыденные и специализированные представления о культуре?

8. Каков критерий выделения в культуре элитарной и массовой сфер? Приведите примеры.

9. Поясните понятия элиты, субкультуры, маргинальности.


Тема 2.ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Цель занятия: осмыслить реальное многообразие культур в современном мире, проблемы их взаимодействия и тенденции развития мирового культурного пространства в условиях глобализации.
Задачи:

  • Усвоить содержание понятий ТИП, ТИПОЛГИЗАЦИЯ, ТИПОЛОГИЯ культуры.

  • Разобраться в критериальных основаниях типологической классификации культур.

  • Осмыслить проблемы, трудности, тенденции во взаимодействии культур в современных условиях глобализации.

  • Сформировать представление о том, что рефлексии типологии культур является одним из условий культурного диалога в современном мире.

План семинарского занятия

  1. Истоки, проблемы типологической классификации культуры. Понятие типа, типологизации и типологии культур.

  2. Механизм типологизации культуры: критериальные основания; логико-познавательные задачи; социальные предпосылки.

  3. Рефлексия типологии культуры как одно из условий диалога культур.


Ключевые слова: автономия; антиномия; тип; типологизация; типология; единство многообразия; критерии типологизации; локализм; общность и уникальность культур; культурный диалог и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная литература

  1. Н.Г.Багдасарьян. Культурология. Высшее образование. М., 2007

  2. Культурология. Для студентов технических вузов. Под редакцией проф. Н.Г.Багдасарьян. М., Высшая школа,2010

Дополнительная литература

  1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В двух частях. Часть I. М., Аспект Пресс,1994

  2. Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию Российского института культурологии: Сб. науч. тр. / Рос. ин-т культурологии. – М. : РИК,2002.

  3. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Выпуск 1-2. Тарту, 1970-1973.

  4. Основы культурологи. Ответ.ред.И.М. Быховская. Едиториал. УРСС. М., 2005г.,

  5. Социологос. М., Прогресс, 1991.Раздел 4.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


  1. Приступая к осмыслению истоков проблемы типологической классификации культуры отметьте прежде всего существование большого многообразия самобытных культурных единиц на планете Земля. Они существуют, порой не соприкасаясь, имеют свое пространство и время. О.Шпенглер, например, считал, что каждая культура живет около 1000 лет, а А.Тойнби полагал, что бытие культуры не имеет четких временных границ. Но чем объяснить, что нас живущих сегодня волнуют культуры давно минувших эпох? И почему европейцу не только понятна, но и близка народная мудрость Вед, «Махабхараты»? Может быть, потому что существует единство планетарного историко-культурного процесса?

Обратите внимание на два разных варианта трактовки планетарного историко-культурного процесса. Один из них: единой истории человечества не существует, культуры сменяют друг друга, каждая из них живет обособленной, отличной от других культур, жизнью. Процесс культурной исторической жизни не однолинеен: лини развития культур расходятся (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Э.Трельч). Другая точка зрения исходит из идеи универсальности всемирной истории. В многообразии мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (Вольтер, Ш.Монтескье, Г.Лессинг, И.Кант, И.Гердер, В.Соловьев, К.Ясперс). главный аргумент этой позиции признание того, что культура есть содержание человеческой жизни, а люди, где бы они не жили, размышляют об одном: как устроить свою жизнь и жизнь окружающих наилучшим образом.

Полярные эти позиции и дискуссии между их сторонниками связаны с разным пониманием общего в мировой культуре и столь же различным толкованием единства. Если понимать общее как существующее наряду с единичным, вне каждой отдельной культуры, а единство трактовать как единственность, единственную общечеловеческую культуру, то такой общечеловеческой культуры, безусловно, нет. Если общее понимать как совпадение основополагающих аспектов жизнедеятельности людей, то тогда можно говорить о наличии общих тенденций в многообразии культур. Постарайтесь осмыслить, что в практике общения носители разных культур эта проблема оборачивается поиском причин «непонимания» и «отчужденности» и в конечном счете - возможностью выстраивания культурного диалога.

При осмыслении понятия тип культуры, вспомните, что с термином тип Вы встречались неоднократно. В математике мы имеем дело с разными типами задач; в информатике- типами языков; в механике- с типами передач движения; в литературе- с типами личностей разумного эгоиста и лишнего человека, типом русского дворянства; в истории- типом русского демократа- разночинца. Важно понять, что тип объединяет элементы по общему для них признаку в одну группу. В тоже время типовая характеристика отличает это множество от других групп общностей. Таким образом, тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур и отличает это множество от других.

А метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур группируется в различные множества или типы, это типологизация. Типологизация есть классификация социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим признакам.

Результатом такой классификации является оформление некоторой системы выделенных типов культур, которые и есть типология. Подчеркните, что следует различать типологизацию культур как метод культурно-исторического анализа и типологию как систему выделенных типовых моделей культур. Методология типологизации блестяще была разработана М.Вебером: его «идеальный тип» продолжает выступать логико-познавательной характеристкой любого типа культуры в его абстрактно-теоретической идеализированной форме.


  1. При подготовке ко второму вопросу плана семинара, осмысливая механизм типологизации культур, подчеркните, что он основан на двух важнейших исходных логико-познавательных процедурах. Во-первых, на выборе критериев - общезначимых характеристиках для выделения различных множеств (типов) культур. Во-вторых, на четком определении познавательных целей, задач. Акцентируйте внимание на том, что процедуры эти сосуществуют вместе не только дополняя друг друга, но и взаимообуславливая. Примите во внимание, что исторически первый типологизацией культур была типология, основанная на этнографических критериальных основаниях, в качестве которых выступали быт, язык и др. Поразмышляйте над тем, почему она была исторически первой.

Охарактеризуйте другую - региональную типологию культур (западно-европейскую, латино-американскую, африканскую и т.д.), основанную на пространственно-географических критериях.

Хронологическо-временные критерии обуславливают выделение таких типов культур как: культура первых людей (древняя или первобытная), античный тип культуры, культура средневековья, культура Возрождения, культура Просвещения, культура Нового времени, модернистская культура, постмодерн. Дайте аргументацию логической последовательности смены данных типов культур.

Сегодня распространенной является типологизация культур, основанная на выявлении места и роли той или иной культуры в социальном взаимодействии. В этом случае критериями становятся предписанность (следование культурном образцу); универсализм - стандартизация; специфичность - диффузность как реакция на ситуацию, в соответствии с которыми выделяют консервативно-традиционный тип культуры или инновационно-мобильный. Такая типология высвечивает технологию взаимодействия и динамики культур внутри культурной целостности.

Проанализируйте типологию культуры, в основе которой лежит СОЦИАЛЬНЫЙ критерий - преобладание в культуре индивидуального или коллективистского начала, в соответствии с которым выделяют индивидуалистические или коллективистские культуры. Укажите специфику каждой из них, отметив, что в индивидуалистических культурах принято полагаться только на себя, заботиться преимущественно о себе и своей семье, акцент в таких культурах делается на индивидуальные достижения и инициативу. В коллективистском типе культуры, наоборот, индивидуальное поведение скорее подчиняется групповому стандарту; осуществляется и четко осознается деление на «своих» и «чужих», прослеживаются отличия в оценках «своих» и «чужих» (так называемый «двойной стандарт»). Подчеркните, что эта типология позволяет выявить природу социокультурных связей и изменений в обществе и культуре, понять возможности точек конфликтов и напряжений, а значит, и наметить пути их преодоления через культурный диалог.

К этой социально-критериальной типологии культуры близок информационно-коммуникативный подход, в котором критерием деления культур на типы выступают формы обмена информацией, позволяющие выделить культуры с высокой и низкой степенью зависимости от социокультурного контекста. Например, Дж.Хофстед в качестве такого критерия выделил степень избегания информационной неопределенности. По его мнению, культура с высокой степенью избегания информационной неопределенности обладают нетерпимостью к двусмысленности, приверженностью к жестким правилам, абсолютной истине, а в эмоционально-психологическом аспекте избегают конфликтов, агрессивности, эмоционально более сдержанны. Культуры же второго типа отличаются гораздо большей терпимостью к расхождению во мнениях, более высокой степенью риска, большей эмоциональностью и свободой выбора. Такая типология дает возможность проследить точки психологического напряжения, найти регуляторы для его снятия, выявить мотивы поведения и характер ожидаемой активности.

Интересная типология культуры представлена в исследованиях Э.А.Орловой по критерию функциональной роли и механизма осуществления основных форм мышления. В одном из выделенных ею типов культуры преобладают абстрактные, а в другом -ассоциативные формы мышления. Соответственно в первом типе культуры доминируют универсализм, концептуализация, обобщение, а во втором - партикуляризм, т.е. специфическое, уникальные неповторимые характеристики культуры. Такая типология позволяет определить как в той или иной культуре определяется выбор способа решения проблемы.

В связи с утвердившимся аксиологическим подходом в понимании культуры во второй половине XX века, наиболее признанной, плодотворной, основополагающей и, возможно, в какой-то мере интегративной является типология культур, в которой в качестве критерия выделяют приоритетность, доминирование тех или иных ценностей. Именно этот критерий и положен в основу обобщенной типологии культур «Запад-Восток». Рекомендуем Вам составить сравнительно-сопоставительную таблицу приоритетных ценностей Западной и Восточных культур.

С другими критериальными основаниями типологизации культуры можно ознакомиться, обратившись к источнику 2 в обязательной литературе, с.73-74.



Завершая рассмотрение вопроса, сделайте вывод, что оснований для типологизации культуры множество, и каждая типология решает определенные познавательно-исследовательские задачи. Этим и объясняется наличие в современном культурологическом знании различных типологий культур.

  1. При подготовке 3-его вопроса плана семинара следует уяснить 3 важных момента (аспекта). Во-первых, то мы живем в эпоху глубинных (может, кардинальных) перемен в жизни человечества, в условиях глобального обострения геополитической и социально-политической ситуации, возрастающих по объему и сложности противоречий, пронизывающих всю нашу жизнь, охватывающих все социокультурное пространство. Во-вторых, расширяющиеся процессы коммуникации и информационности в планетарных масштабах формируют в жизни человечества потребность в диалогичности, а, значит, ставят каждого человека перед необходимостью формирования способности к диалогу. Наконец, в-третьих, уясните, что основу любого диалога составляет взаимопонимание и, следовательно, указанные выше тенденции на разломе исторического времени актуализируют проблему понимания. Проиллюстрируйте примерами как интеллектуальные, психологические, идеологические, национальные, бытовые, эстетические, религиозные, этические, правовые и др. ценности детерминируют взаимопонимание, составляющее основу культурной коммуникации. Следует уяснить, что рефлексия типологического разнообразия культур позволяет, с одной стороны, видеть смысловую общность в разных культурах, выявлять универсальные человеческие концепты, а, с другой стороны, - соотносить с ними специфические, самобытные, неповторимые ценностные смыслы каждой культуры и осознать ее место в целостном культурном пространстве. Тем самым такое осмысление составляет одну (не единственную) основу культурного диалога, осуществляемого, по мнению Н.Г.Багдасарьян, «как по «вертикали» (диалога между культурами разных эпох), так и по «горизонтали» (диалога разных культур, существующих одновременно».

Обратите внимание на то, что культурный диалог предполагает психологическую способность «приподниматься» над ценностями своей культуры, смотреть на другую культуру с позиций ценностей этой - другой – культуры, несколько отстраняясь от своих ценностей. Поскольку сделать это чрезвычайно трудно, поразмышляйте над тем, возможен ли культурный диалог в современном многополярном мире, а если возможен, то при каких условиях, какие факторы человеческого бытия могут сделать его осуществимым.

Задания

  1. Изложите кратко (не более одной страницы) свои аргументы в решении дилеммы: «единая мировая культура или история локальных цивилизаций».

  2. Обозначьте два других типа экологических культур, указав критерий их различения:




Экологическая типология культур


I тип

Культуры, подчиняющие человека природе









  1. Дайте комментарий к высказыванию М.Вебера: «…познание культурной действительности - всегда познание под совершенно особым углом зрения». Исследователь «должен уметь осознанно или неосознанно соотносить явления действительности с универсальными ценностями культуры и в зависимости от этого вычленять те связи, которые для нас значимы.

  2. Ознакомьтесь с творческими заданиями, предложенными в обязательном источнике 2, с. 85-88, заполните указанные в них таблицы и дайте собственную интерпретацию предлагаемым типологиям.


Вопросы для самоконтроля.

  1. В связи с чем возникла проблема типологизации культур?

  2. Что такое тип, типологизация и типология культуры?

  3. Каково содержание разработанного М.Вебером положения об «идеальном типе» культуры?

  4. Что представляет собою типологизация как метод изучения культуры?

  5. Какие основания и критерии могут быть использованы при типологизации культуры?

  6. Какова цель типологизации культур?

  7. Как трактуете тезис о единой мировой культуре?

  8. Возможен ли в современном полярном мире культурный диалог и какие факторы могут стать основой его осуществления?

  9. Каким образом культурная идентификация приводит к развитию маргинальности в культуре?





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница