Информационно-коммуникационные технологии в практике работы современного учителя-логопеда



Дата22.04.2016
Размер40,5 Kb.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Никулкина Г.Ю., учитель-логопед, МСКОУ школа-интернат №11,

первая квалификационная категория

Информационные технологии (ИТ, от англ. Information technology, IT) – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

Компьютерные информационные технологии – основа образования XXI века (Васильев В.Н., Стафеев С.К.). В соответствии с этим необходимы изменения в сфере информационного взаимодействия учитель-ученик.

В результате этого возникают следующие противоречия:



  1. В развитии современных детей значительное место заняли информационные технологии. Ребенок с ранних лет постигает мир ИКТ: компьютерные игры, интернет, интерактивные детские пособия и т.д. Детям хочется видеть рядом с собой учителя владеющего этими технологиями.

  2. В логопедической работе значительное время занимает обработка данных полученных в результате диагностики (речевые карты, мониторинги), а так же подготовка к индивидуальным логопедическим занятиям, что затрудняет работу специалиста.

Поэтому, в своей работе я использую компьютерных технологии, что позволяет мне как педагогу:

  • Повысить мотивацию детей к трудным для них видам учебной деятельности.

  • Моделировать продуктивные виды деятельности детей (классификацию, конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.), необходимые для освоения развивающих и коррекционных задач.

  • Создать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени.

  • Выбрать индивидуальный темп, объём получаемой информации и время обучения.

  • Фиксировать содержание с многократным возвращением к нему.

  • Копировать, редактировать, тиражировать материал.

  • Осуществлять свободный доступ к большим объёмам информации.

  • Экономить свое рабочее время.

Современные информационные технологии стали активно использоваться и в логопедической практике. Они применяются на разных этапах коррекционной работы, в разных видах деятельности, позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Так, например, с помощью пакета офисных программ Microsoft Office можно добиться следующих результатов:



  1. Оптимизировать работу по диагностике вновь поступивших обучающихся, а так же обучающихся на различных этапах коррекционной работы помогает программа Microsoft Office Excel. С помощью этой программы, в рамках экспериментальной работы МСКОУ школы-интерната №11, был создан «Инструментарий мониторинга уровня речевого развития обучающихся воспитанников 0 – 4 классов МСКОУ школы-интерната № 11 (речевой профиль обучающегося)» который дает возможность:

  • обработать полученные результаты с помощью электронного протокола обследования, позволяющего автоматизировать трудоемкую операцию подсчета полученных баллов.

  • выстроить график (речевой профиль обучающегося), отражающий состояние речи обучающегося на каждом этапе коррекционного обучения.

  • оценить уровень речевого развития ребенка.

  • определить основные направления логопедической помощи при создании индивидуального коррекционно - образовательного маршрута обучающегося воспитанника МСКОУ школы-интерната № 11.

  • оценить эффективность коррекционно-образовательного процесса с помощью сравнения полученных графиков (речевых профилей).

  1. По результатам диагностики вновь прибывших обучающихся 0-2 классов с ОНР III уровня были выявлены низкий, ниже среднего уровни сформированности лексико - грамматичесокого строя речи. Опираясь на эти данные нами была поставлена задача – повышение качества коррекционной работы по развитию лексико-грамматического строя речи у обучающихся 0-2 классов.

Для решения поставленной задачи мною была создана электронная библиотека презентаций (Microsoft Office Power Point) направленных на развитие лексико-грамматического строя речи на индивидуальных логопедических занятиях по дифференциации звуков. Это позволяет:

  • сократить время подготовки к индивидуальным логопедическим занятиям, что в значительной степени экономит рабочее время учителя-логопеда.

  • использовать большее количество дидактических игр.

  • повышать мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, помогать в преодолении сложных заданий по дифференциации звуков в словах и предложениях.

При организации работы с ИКТ необходимо учитывать следующие особенности:

  1. Используя компьютер необходимо помнить о его неблагоприятном воздействии при длительном использовании на организм ребенка. В своей работе я использую компьютер на протяжении всего занятия, так как протяженность его составляет 20 минут, это не противоречит нормам СанПина (использование компьютера для детей 7-8 лет составляет 20 минут). Однако в течение занятия требуется переключать ребенка от монитора к зеркалу, проводить короткие физические минутки. Для снятия напряжения с глаз выполнять зрительную гимнастику после каждого занятия проведенного с ПК.

  2. При составлении логопедических занятий я опираюсь на осуществление 3 целей: образовательная, коррекционная, воспитательная. При использовании ИКТ существует желание заменить этим видом деятельности всё занятие. Но в соответствии с концепцией специального образовательного стандарта, главной целью коррекционного образовательного процесса является социализация ребенка, развитие речи – как средства коммуникации. В следствие чего, необходимо уделять значительное внимание схеме ученик-учитель, для эффективного овладения ребенком речевых средств, как важнейшим из способов коммуникации.

Таким образом: использование ИКТ повышает эффективность коррекционной работы учителя-логопеда.
Каталог: Statyi
Statyi -> Технологическое образование для подготовки инженерно-технических кадров
Statyi -> Статистический критерий обнаружения экстрасенсорных способностей человека
Statyi -> Критерии отбора и функциональной подготовки баскетбольного арбитра
Statyi -> Борис Васильев г. Москва Пятый пункт
Statyi -> Перспективы развития информационно-консультационной службы в апк россии Сообщение о некоторых проблемах создания службы сельскохозяйственного консультирования в РФ
Statyi -> Использование аутентичных видеоматериалов Интернета при обучении аудированию на уроках английского языка в начальной школе
Statyi -> Школа для родителей будущих первоклассников
Statyi -> Актуальные вопросы информационно-коммуникационных и компьютерных технологий


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница