Лекция основные понятия дисциплины «русский язык и культура речи»



Дата16.04.2016
Размер91 Kb.
ТипЛекция


Лекция 1.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Язык и его основные функции. Язык и речь. Литературный язык. Нелитературные разновидности языка. Предмет культуры речи. Компоненты культуры речи. Коммуникативные качества речи.
1. Язык и его основные функции

Вряд ли можно представить себе жизнь человека без общения с другими людьми. Ежедневно, ежечасно, ежеминутно каждый из нас получает информацию от других людей, сам передает информацию, задает вопросы и получает ответы. Человек не может обойтись без речевого общения, поскольку, находясь среди других людей и не общаясь, человек добровольно изолирует себя от общества. Как явление социальное язык принадлежит всему обществу, создается и развивается обществом, отражая все изменения, происходящие в этом обществе. Возникновение языка невозможно вне общества: язык является результатом развития общества. Однако верно и то, что обществу очень трудно (можно даже сказать, практически невозможно) развиваться без языка. Язык объединяет людей в большие коллективы. Без языка не может сформироваться нация. Такая взаимозависимость проявляется и в том, что язык — средство передачи от поколения к поколению знаний, традиций, опыта.

Будучи явлением социальным, язык обладает свойствами социальной предназначенности, то есть определенными функциями. Среди них важнейшими являются: конструктивная (формулирование мыслей), номинативная (называние предметов, явлений, действий и т.п.), коммуникативная (передача информации, общение), эмотивная (выражение отношения к предмету речи), воздействующая (побуждение к совершению действий, поступков, изменению представлений).

Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система — объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих единство и целостность. Язык, прежде всего, знаковая система. При помощи языковых знаков человек может формировать, хранить и передавать информацию. Языковой знак указывает на какой-либо предмет, качество, действие, событие, когда об этом начинают говорить. Языковой знак двусторонен: он имеет форму (означающее) и содержание (означаемое).

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется их единство. К языковым единицам относятся звуки, фонемы, морфемы, слова, фразеологизмы, словосочетания, предложения, тексты. Единицы языка тесно связаны друг с другом. Однородные единицы объединяются и образуют уровни языка.

Единицы языка

Уровни языка

Звуки, фонемы


Фонетический

Морфемы

Морфемный

Слова

Лексический

Формы и классы слов

Морфологический

Предложения

Синтаксический

Фонетический уровень. В фонетике – науке, изучающей звуковой строй языка – выделяются сегментные и суперсегментные единицы. К первому типу относятся звуки и фонемы, а суперсегментными фонетическими единицами являются слог, такт, фраза.

Лексико-семантический уровень. Основной единицей языка этого уровня, как и языка в целом, является слово. Помимо этого на лексико-семантическом уровне можно выделить особые единицы – фразеологизмы, которые не представляют отдельного слова, но в то же время функционируют в языке как отдельные слова.

Морфемный уровень. Морфема – минимальная часть слова, имеющая значение, то есть обладающая двумя сторонами: означаемой и означающей. В качестве морфем в языке выступают корни слов, префиксы (приставки), суффиксы, флексии (окончания).

Морфологический уровень. На этом уровне языка изучаются слова, но не с точки зрения их лексического значения, а с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Следовательно, в качестве основных единиц языка на этом уровне выступают имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия, предлоги и союзы, частицы и междометия. Каждый из этих разрядов слов имеется отличительные особенности, которые проявляются в том, что у разных частей речи существует разный набор грамматических форм.

Синтаксический уровень. Основными единицами синтаксического уровня языка являются словосочетание и предложение во всех своих разновидностях.


2. Язык и речь

Процесс общения людей друг с другом при помощи языка есть речевая деятельность, которая имеет две стороны: индивидуально-психическую и объективно-социальную. Речь как индивидуальное и конкретное противопоставлена языку как общему и абстрактному. Речь есть воплощение языка, который проявляется в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Речь — это не только индивидуальное явление, не только отдельный речевой акт. Как отмечал А.А. Реформатский, «мы говорим об устной и письменной речи, и это вполне правомерно, мы говорим о речи ребенка, школьника, о речи молодежи, о сценической речи, об орфоэпической речи, о монологической и диалогической речи и т.д. Все это разные использования возможностей языка, отображения для того или иного задания, это разные формы применения языка в различных ситуациях общения» (Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967 С.37). Таким образом, язык дает человеку своеобразный строительный материал для того, чтобы можно было создать речевое произведение, проявить свою индивидуальность. Язык независим от ситуации и обстановки общения, речь же контекстно и ситуативно обусловлена. Если язык – средство общения в состоянии «покоя», то речь – это то же средство общения, но «в действии».

Общаясь, каждый человек выполняет различные действия: он говорит, слушает, пишет, если необходимо создать письменный текст, и читает, когда получает послание в письменной форме. Все эти действия являются разновидностями речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо). В зависимости от количества участников общения речь делится на виды: монолог (речь одного человека), диалог (два участника общения) и полилог (три и более собеседника).
3. Понятие литературного языка

Язык народа (нации) – сложное явление (сложная система). Он существует и развивается как совокупность нескольких взаимосвязанных подсистем (разновидностей), из которых самой совершенной и обслуживающей многообразные потребности общества и государства является литературный язык. Кроме литературного языка, существуют другие разновидности национального языка: территориальные диалекты (гóворы), социальные и профессиональные жаргоны, просторечие (о них речь пойдет ниже).



Литературный язык – такая форма национального языка, которая исторически сложилась и развивается как система общеупотребительных языковых средств; общенациональная языковая система, считающаяся образцовой и потому изучаемая в школе, в средних специальных и высших учебных заведениях. Функции литературного языка многообразны – от обеспечения неофициального, бытового общения культурных людей (разговорная разновидность литературного языка) до самых высоких сфер официального общения (например, дипломатического).

Русский литературный язык – один из самых богатых литературных мировых языков (к которым принадлежат, например, языки английский, французский, испанский, китайский). Он имеет более чем 1000-летнюю историю, в ходе которой впитал в себя многие элементы близкого ему старославянского (церковнославянского) языка, обогатил свой состав заимствованиями из других языков (тюркских и европейских); на нем создана великая русская литература (художественная, научная, философская, публицистическая), которой вправе гордиться любой россиянин, родной язык которого – русский.

Литературный язык отличается от других разновидностей национального языка следующими особенностями:

1. Литературный язык прежде всего язык письменный; письменная форма существования для него основная, хотя он может воплощаться и в устной форме.

2. Литературный язык традиционен в том смысле, что каждое новое поколение усваивает его из речи (письменной и устной) старшего поколения и совершенствует, развивает его в соответствии с вновь возникающими потребностями.

3. Нормы литературного языка являются общепринятыми и обязательными (для культурных людей), что обеспечивается его (языка) кодификацией – закреплением норм и правил литературного языка в словарях, справочниках, учебниках, их использованием в образовательной практике, в литературе, в СМИ и т.д.

4. В пределах литературного языка выделяются две его разновидности: книжный язык (его еще называют кодифицированным) и разговорный язык. Соответственно этому делению и наша речь может быть книжной и разговорной. Книжный литературный язык и разговорный литературный язык имеют существенные различия, но тесно взаимодействуют в речи (в том числе и в речи одного человека).

5. Литературный язык полифункционален (многофункционален). Его книжная разновидность включает в себя функциональные стили, каждый из которых обладая набором специальных языковых средств (прежде всего лексических и фразеологических) и способов их сочетания с общеупотребительными средствами языка, выполняет важные социальные функции.

Книжная речь воплощается главным образом в письменной форме. В ней, кроме общеупотребительных (нейтральных) слов, используются книжные слова, т.е. слова, которые обладают стилистической окраской книжности, так как употребляются преимущественно в книжных стилях – официально-деловом, научном, отчасти – в публицистическом. Это, например, отглагольные существительные типа возрастание, использование, исследование, назначение, направление, обеспечение, осуществление и др.

Яркой приметой книжной речи (и соответствующих стилей) являются некоторые, в том числе сложные, предлоги (ввиду, вследствие, за исключением, в отличие от, в целях, относительно, в связи с, по причине и др.); некоторые союзы и союзные комплексы (итак, вместе с тем, тем более что, в силу того что, в то время как и др.). В книжной речи больше, чем в разговорной, сложных предложений; союзная связь между частями сложных предложений преобладает над бессоюзной. Для книжной речи характерно использование причастных и деепричастных оборотов, некоторых типов сказуемых и т.д.


4. Нелитературные разновидности языка

Литературный язык главная, но не единственная разновидность национального русского языка. Есть еще и нелитературные разновидности русского языка, существующие, как правило, в устной форме. Сюда относятся территориальные диалекты (иначе – народные гóворы), просторечие, жаргоны.



Территориальным диалектом называется разновидность (вариант) национального языка, употребляемая людьми, живущими на определенной (ограниченной) территории. Такие «местные» языки, совпадая в основном с языком общенациональным, в то же время имеют свои фонетические, лексические и грамматические особенности. Некоторые слова диалектного происхождения включаются в толковые словари русского языка с пометой обл. (областное). Например, в четырехтомном академическом «Словаре русского языка» (Изд. 2-е. М., 1981 – 1984) помещены слова верéя (столб для крепления ворот), дереви´на (ствол дерева), дрочёна (кушанье из запеченной смеси муки, или тертого картофеля с яйцами и молоком), завирýха (вьюга, мебель), и´чиги (род легкой обуви без каблуков на мягкой подошве), стàйка (хлев, помещение для скота) и др.

Русских территориальных говоров довольно много. В европейской части России их принято делить на северные (северновеликорусское наречие) и южные (южновеликорусское наречие).



Жаргоном называют язык, применяемый обычно в устном общении «отдельной социальной группой с целью языкового обособления, отделения от остальной части данной языковой общности»1. Соответственно выделяются жаргоны воровской (и – шире – уголовной) среды, жаргон военный, жаргон молодежный, жаргон морской, жаргон спортивный и др. Приведем примеры жаргонизмов (жаргонных слов и оборотов): 2 ажур (норма, порядок), академка (академический отпуск), балдеть (предаваться наслаждению), баланда (тюремный или лагерный суп), впаять (сильно ударить кого-либо), вранку крутить (выдавать себя за авторитетного вора), грохнуть кого-либо (убить) и т.д.

В настоящее время многие жаргонные слова и выражения широко используются не только в разговорной речи, но и в речи публицистической (в том числе – в текстах газет). Этот процесс жаргонизации речи следует считать негативным в том случае, если жаргонизмы начинают вытеснять общеупотребительные русские слова, не имея перед последними никаких преимуществ. Тогда со всей определенностью можно говорить о засорении русского языка жаргонизмами, тем более что многие их них вульгарны и даже циничны. Однако не все слова жаргонного происхождения заслуживают негативной оценки. В том случае, если такие слова и обороты не отличаются вышеназванными отрицательными качествами, но помогают более точно и выразительно (в том числе – образно, оценочно) обозначить какое-либо явление, они постепенно входят в литературный оборот и фиксируются толковыми словарями русского языка, а не только специальными словарями жаргона. Сюда, например, можно отнести такие слова, как тусовка, тусоваться, отмывание (денег), дать на лапу (дать взятку), беспредел, накапать (донести), навар (прибыль), засекли (обнаружили) и некоторые другие. Ср. в тексте газет: Надо остановить беспредел с ценами на энергоресурсы; Бутков и его подельники вымогали деньги у бизнесменов из России.



Просторечие – достаточно неопределенный по содержанию термин, понимаемый разными филологами по-разному. Скорее всего, просторечие можно определить как такую разговорную речь малокультурных людей, которая частично находится за пределами литературной нормы. Это также «слова, выражения, обороты, формы словоизменения, не входящие в норму литературной речи; часто допускаются в литературных произведениях и разговорной речи для создания определенного колорита. □ Русск. вишь, нонче, бает, разойтиться, захочем» 1. Ср. еще: ихний (их), кажись (кажется), аккурат (ровно, точно), полóжить (положи´ть), килóметр (киломéтр), инженерà (инженéры), хозяевà (хозя´ева), путепрóвод (вместо литературного путепровóд), пузо (живот), дрыхнуть (спать), давеча (недавно), завсегда (всегда) и т.д.

Поскольку просторечие часто ассоциируется с грубостью выражения и нарушением такого качества литературной речи, как правильность, оно не может быть рекомендовано как средство общения (иное дело – художественная речь, где просторечие может быть использовано в специальных – изобразительных целях).


5. Предмет культуры речи

Культура речи – набор и организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Соответственно выделяется 5 компонентов культуры речи: 1) нормативный; 2) коммуникативный; 3) этический; 4) структурный – выбор и организация языковых средств как необходимое условие достижения нормативности, этичности и хороших коммуникативных свойств речи; 5) эффективность общения как конечная цель культуры речи.

Нормативный компонент связан с соблюдением норм русского литературного языка. Однако даже правильная речь далеко не всегда будет соответствовать требованиям культуры речи, поскольку необходимо знать не только устройство языка, но и закономерности его функционирования.

Коммуникативный компонент связан с отбором и употреблением языковых единиц, наиболее адекватных коммуникативной ситуации и задачам общения. Требования коммуникативного компонента предполагают владение функциональными разновидностями языка, т.е. стилями.

Коммуникативный компонент культуры речи включает себя: определение коммуникативной цели, прагматических условий коммуникативного акта, а также диктуемые целью и прагматикой основы выбора и организации языковых средств, формирующих соответствующие тексты в их письменной и устной реализации.

Суть прагматических условий может быть описана формулой говорящий – ситуация – слушающий. Главным в прагматике общения является явная ориентация говорящего на те многие характеристики слушающего, которые определяют языковые особенности текста. Так, при создании текста вузовской лекции нельзя ограничиваться только средствами научного стиля в жанре лекции, нужно обязательно учитывать степень научной подготовки аудитории, степень знакомства ее с проблематикой лекции и т. п. В процессе говорения следует постоянно анализировать реакцию слушающего, стремиться повысить эффект коммуникации, соотносить цель коммуникации говорящего и ожиданий от коммуникации слушающего, точно понимать речевые характеристики говорящего и слушающего в данной ситуации.

Общение может быть эффективным, если говорящий спрашивает – слушающий может и хочет ответить, говорящий информирует – слушающий нуждается в информации и усваивает ее. Если же эта гармония разрушена, коммуникативный успех невозможен. Ситуация общения как важный прагматический фактор определяет выбор одной из тех присущих коммуникации ролей, которую он должен исполнить в данной ситуации (например, роль отца в общении со своим ребенком, затем роль руководителя предприятия в общении со своими подчиненными, затем роль подчиненного в общении с руководителями более высокого ранга, затем роль покупателя в общении с продавцом и т. д.). Всякое отклонение от ожидаемой в данной коммуникации роли уменьшает коммуникативный успех.



Этический компонент культуры речи включает в себя знание и применение требований речевого этикета (формул приветствия, прощания, выражения просьбы, благодарности, поздравления, выбор формы обращения в зависимости от статуса собеседника и условий общения и т.п.) и соблюдение правил вежливости в любых ситуациях общения. Этика общения предписывает воздерживаться от проявлений агрессии по отношению к собеседнику, осуждает употребление бранной лексики и сквернословия, поскольку подобные проявления отступают от требований этики, игнорируют этические ценности и морально-нравственные установки, принятые в данном обществе.

Культура речи предполагает две ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи и 2) речевое мастерство.



Правильность речи – это соблюдение норм современного русского литературного языка, воспринимаемых говорящими в качестве образца, идеала и общепринятого обычая. Оценки вариантов при этом весьма категоричны: правильно – неправильно; допустимо – недопустимо; по-русски – не по-русски. Например, неправильно: одел пальто, сколько время, согласно графика.

Речевое мастерство – это не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый. Оценки вариантов при этом менее категоричны: лучше – хуже, вернее, уместнее, яснее. Например, лучше сказать я ем, а не я кушаю. Местоимение мы уместно в отношении самого себя в научной речи.
6. Коммуникативные качества речи

Правильность речи – это соблюдение действующих норм и правил русского языка, которые касаются всех языковых уровней, начиная от фонетического и заканчивая синтаксическим.

Точность речи заключается в умении четко и точно выражать свои мысли. Обычно это качество связывают с точностью словоупотребления, то есть с употреблением в речи слов в соответствии с их значением. При отборе нужного слова или выражения необходимо учитывать значение слова, его возможную многозначность, сочетаемость с другими словами, стилистическую характеристику, эмоционально-экспрессивную окраску. Часто неточное словоупотребление происходит со словами иноязычного происхождения, когда говорящий не знает точного значения слова и приписывает ему не свойственное значение.

Чистота речи подразумевает отсутствие в речи лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Собственно говоря, в языке лишних слов не бывает. Лишними и ненужными становятся эти слова в речи говорящего из-за частого и неуместного их употребления. В речи многих современных людей можно встретить, например, такие слова и выражения, как «так сказать», «значит», «типа», «понимаете», «как бы», «так», «короче» и мн. др., употребляемых без надобности. Слова-сорняки (слова-паразиты) появляются в речи из-за волнения во время говорения, из-за неумения выражать свои мысли, из-за того, что говорящий не может быстро подобрать нужное слово.

Логичность речи требует от говорящих соблюдения основных законов логики во время общения. Так, любое сообщение не должно содержать противоречий. Следующие друг за другом словосочетания и предложения должны быть логически соотнесены, между ними могут быть установлены отношения причины и следствия, временнóго следования. Кроме этого, логичность речи подразумевает последовательное изложение информации без резкой смены тематики. Также в речи высказываемые мысли должны быть доказаны, подтверждены фактами и примерами.

Видами алогизма являются оксюморон и перевернутая гипербола. Алогизм мо­жет привести к возникновению речевой ошибки: *Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей vs Синтаксис энциклопедических статей отличен от синтаксиса других науч­ных статей.

Парадокс построен на алогизме и представляет собой игру слов, стилистический прием, основанный на столкновении в тексте различных значений полисемантов и придающий высказыванию смысл, расходящийся с общепринятым, противоречащий здравому смыслу: Единица – вздор, единица – ноль (В. Маяковский).

Выделяют два основных вида логических ошибок.

Логическая ошибка, [1] (паралогизм) – результат непреднамеренного нарушения говорящим правил логики в процессе рассуждения по причине логической небрежности или неосведомленности. Выявление паралогизмов обязательно требуется при стилистической правке текста.

Логическая ошибка [2] (софизм, софистическая уловка) – результат преднамеренного нарушения логических правил говорящим с целью ввести в заблуждение слушающих или создать видимость победы в дискуссии.



Целесообразность речи понимается как соответствие коммуникативного намерения говорящего и отобранных для его выражения языковых средств.

Ясность и понятность речи подразумевают такое оформление высказывания, которое больше всего подходит в данной ситуации с учетом фактора адресата. Одну и ту же информацию можно выразить по-разному. К примеру, сообщение о темах пройденных занятий для однокурсника и для бабушки студента должно быть выражено в доступной для каждого из адресатов форме. Если слушатель не понимает смысла употребленных слов и выражений, то он либо не в состоянии понять смысл переданной ему информации, либо интерпретация услышанного не будет в полной мере соответствовать коммуникативному намерению говорящего. Ясность речи в значительной степени зависит от использования слов и выражений, имеющих ограниченную сферу употребления – терминов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, историзмов и архаизмов и т.п.

Богатство и разнообразие речи. Каков должен быть словарный запас говорящего на родном языке человека? Ответить на этот вопрос не просто. Когда мы изучаем иностранный язык, то 4 – 5 тысяч слов вполне достаточно, чтобы организовать общение на бытовом уровне. Но если говорить о владении языком в совершенстве, то обозначенная цифра должна быть умножена в 2 – 3 раза. Владение родным языком подразумевает как раз совершенство в этом. По подсчетам различных ученых словарный запас современного человека колеблется от 7 – 9 до 11 – 13 тысяч слов. Однако это не предел. К примеру, словарь языка А.С.Пушкина содержит порядка 21 тыс. слов, что свидетельствует о мастерском владении словом.

Бедность словаря говорящего высмеяна И.Ильфом и Е.Петровым в «Двенадцати стульях», где героиня Эллочка-«людоедка» обходится тридцатью словами. Показателен набор этих слов и выражений: «хамите», «хо-хо!», «знаменито», «мрачный», «мрак», «жуть», «парниша» и т.д. Нетрудно представить, каким было общение Эллочки-«людоедки» с людьми.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатых языков мира, обладающих богатейшими традициями и огромным лексическим составом. Поэтому пределов для совершенствования, для постоянного пополнения словарного запаса у носителей русского языка нет.

Выразительность речи. Чтобы решить поставленные коммуникативные задачи, говорящий должен воздействовать не только на разум адресатов, но и на их чувства. Образность, эмоциональность речи способствуют лучшему восприятию и осознанию передаваемой информации. Образность позволяет при передаче новой сложной информации опираться на имеющиеся у адресата представления, ассоциации. Передача эмоций также играет существенную роль в облегчении восприятия. Потенциал выразительных возможностей русского языка необычайно велик. Это, в первую очередь, развитые явления синонимии, антонимии, паронимии, многозначности и т.д. Кроме этого, язык предоставляет нам большое количество так называемых изобразительно-выразительных средств – тропов и фигур. К средствам выразительности языка можно отнести и фразеологические обороты.

С понятием выразительности речи связано и такое качество как эстетичность. К речи могут быть предъявлены требования красоты, яркости, эстетической ценности. Речь должна быть привлекательной, запоминающейся, приятной на слух. Естественно, что в случае с художественной литературой и особенно с поэзией, данное качество является ведущим.



Этическая выдержанность речи не менее важное из всех перечисленных коммуникативных качеств. Вряд ли можно говорить об эффективном общении, если в речи содержатся оскорбления, бранные слова и выражения, все то, что может оказать негативное воздействие на адресатов. Это коммуникативное качество подразумевает знание и умение использовать требования речевого этикета.



1 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. С. 148.

2 Примеры даются по «Большому словарю русского жаргона» В.М. Мокиенко и Т.Г. Никитиной (СПб: "Норинт", 2001).

1 Ахманова О.С. Указ. соч. С.368


Каталог: pls -> student -> docs
docs -> Общение План Категория общения, его структура и функции
docs -> Сознание Понятие о сознании
docs -> Рекомендации студентам по дисциплине «Социальная философия» для нефилософских
docs -> Основы риторики
docs -> Понятие о методологии, методе, методике Особенности и виды психологического исследования
docs -> Проблема постиндустриального общества
docs -> Речевое общение
docs -> Тема Политическая система
docs -> Бессознательное Понятие о бессознательном
docs -> Тема Акторы и участники политического процесса Понятийный аппарат


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница