Передний край в образовании: инновации в методах и технологиях Денис Конанчук



Скачать 455,87 Kb.
страница1/3
Дата19.04.2016
Размер455,87 Kb.
  1   2   3
Передний край в образовании:

инновации в методах и технологиях

Денис Конанчук

директор Центра инновационных

образовательных технологий

АНХ при Правительстве РФ

О существующем в современной России серьезном разрыве между потребностями бизнеса в управленческих кадрах на разных уровнях и качеством подготовки, которое обеспечивает российское образование, говорят и пишут в последние годы много, так же как и в целом о дефиците квалифицированных менеджеров, от которого страдает российский бизнес. Часто отмечается, что данный факт негативно сказывается и на общих темпах развития экономики страны.

Одним из последних примеров формальных оценок состояния бизнес-образования в России стал очередной рейтинг по глобальной конкурентоспособности, опубликованный Всемирным экономическим форумом в ноябре 2007 года. Россия занимает 58 место в Глобальном индексе конкурентоспособности в этом году, что незначительно лучше прошлогоднего результата. Из 12 факторов — слагаемых конкурентоспособности в качестве явных конкурентных преимуществ экономики России — выделялись такие, как «макроэкономическая стабильность», «высшее образование», «гибкость рынка труда», «размер рынка» и часть индикаторов, характеризующих «инновационный потенциал». По фактору «высшее образование» на фоне преимуществ России по общей развитости системы образования, качеству преподавания математики и естественных наук, а также по доле населения, получающего высшее образование, слабые стороны связаны именно с качеством образования в области менеджмента, а также с корпоративным обучением и повышением квалификации.

На этом фоне внедрение «технологических инноваций» в учебный процесс — задача востребованная не только в России, но и за рубежом. Разве что в России, в связи с упомянутым дефицитом квалифицированных менеджеров, эта потребность, вероятно, ощущается более остро. Основные задачи использования инноваций в подготовке менеджеров — это, прежде всего, сокращение сроков подготовки и минимизация их отрыва от рабочих процессов в компаниях, ориентация на компетенции, а не только на знания, а также подготовка не только индивидов, но и команд. Не менее важна и массовость подготовки (то есть значительное увеличение числа участников обучения), с одновременным сохранением ее достаточно высокого качества, что обусловлено необходимостью проведения обучения «в удаленном режиме», непосредственно с рабочего места, и достижимо только при использовании более продвинутых технологий дистанционного обучения через Интернет.

Однако в этой статье мы не будем подробно рассматривать постановку проблем и задач — они широко обсуждаются и вполне очевидны. Постараемся сконцентрироваться на возможных путях их решения, основываясь на обзоре наиболее интересных зарубежных подходов и разработок, а также на последних российских достижениях и на опыте, накопленном в нашей стране в последнее десятилетие.




  1. Педагогические основы инновационных образовательных технологий

Концептуальные основы того, что можно назвать «активным обучением», были оформлены в подходах, сформулированных еще в начале ХХ столетия американским философом и педагогом Джоном Дьюи. Он утверждал, что традиционной системе образования, основанной на приобретении и усвоении знаний, должно быть противопоставлено обучение «путем делания», то есть таким образом, чтобы все знания извлекались из практической деятельности и личного опыта. В 1950-х и 1960-х годах подобные идеи активно развивались. Результаты некоторых исследований и заключений в итоге оформились в две иллюстративные концепции, довольно активно цитируемые и в настоящее время в зарубежной литературе по вопросам образования, — речь идет о «пирамиде обучения» (learning pyramid) и о «конусе опыта Эдгара Дейла» (Dale’s cone of experience).

Наблюдения американского педагога Эдгара Дейла нашли отражение в его публикациях в виде так называемой концепции конуса опыта, который наглядно иллюстрировал, насколько разных образовательных результатов можно добиться, используя различные средства или «носители» (media) содержания обучения (рис. 1). Имело место несколько вариаций «конуса»; приведенная в данной статье версия относится к более поздним публикациям, датированным началом 1970-х годов1.

Подобные изыскания были продолжены и к концу 1970-х трансформировались в так называемую концепцию пирамиды обучения, которая стала результатом исследования, проведенного национальной тренинговой лабораторией (США), и демонстрирует зависимость между степенью освоения материала и тем, какие действия осуществляет участник обучения. При интерпретации этой пирамиды становится очевидно, что классическая лекция (обычная речь, не сопровождаемая слайдами и другими иллюстрациями) является наименее эффективным методом обучения, обеспечивая в среднем освоение около 5% содержания, в то время как «активное обучение» (вовлечение участников образовательного процесса в различного рода активности) позволяет добиться значительно лучших результатов (рис. 2). Одна из сравнительно недавних ссылок на «пирамиду» была приведена в книге Джиан Майстер «Корпоративные университеты», посвященной построению корпоративных систем обучения и развития, отвечающих современным задачам развития человеческих ресурсов крупных компаний2.






  1. Основные методы обучения

Проведенная историко-критическая реконструкция методов обучения, использовавшихся на различных этапах развития системы образования, позволяет выделить шесть ключевых методов обучения.



Практика. Это старейший метод обучения. Идея проста и понятна: человек включается в реальную практическую деятельность и таким образом осваивает профессиональные навыки и инструменты. Такой метод использовался как при обучении охоте у древних людей, так и в ремесленных мастерских в средние века, в которых ученики и подмастерья учились у мастера. В современной системе образования этот метод лежит в основе системы стажировок и практик.

Трансляция материала. Основной идеей данного метода является передача знания о предмете или деятельности от одного человека другому. Такой метод использовался в древнегреческих школах: знающий и опытный Учитель рассказывал о том, как устроен мир, сидящим вокруг него молодым и неопытным Ученикам. Впоследствии, в 1638 году, Ян Амос Коменский усовершенствовал педагогическую технологию на базе метода трансляции материала, создав классно-урочную систему, «при которой учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились». В современной системе образования трансляция материала происходит в различных формах: от банальных лекций и чтения книг до дистанционных курсов и мастер-классов экспертов.

Однако было понятно, что эти два классических подхода к обучению имеют непреодолимые недостатки, а именно:



  • чрезмерная теоретичность и оторванность от реалий жизни при использовании в образовании исключительно трансляции материала;

  • высокий риск неполучения необходимых знаний при использовании обучения только на базе практики.

Именно с потребностью минимизировать влияние этих недостатков и повысить эффективность процесса обучения было связано появление и распространение в ХХ веке новых методов обучения (рис. 3).

Разбор и анализ ситуаций. Этот метод появился в Гарвардском университете и берет свои истоки в подготовке врачей. Суть метода разбора ситуаций заключается в выделении из практической деятельности типовых ситуаций. Ученики осуществляют анализ ситуаций и в зависимости от задания либо производят анализ ситуации, либо формулируют предложения по возможным действиям и сценариям развития ситуации. При данном методе у учеников формируются профессиональное мышление и способность принимать решения в ряде типовых профессиональных ситуаций.

Игра. Люди, в первую очередь дети, учились в игровой обстановке очень давно, но в профессиональной подготовке игровые методы обучения впервые были использованы в СССР в послевоенные годы. Деловая игра, направленная на решение производственных проблем, была проведена в 1932 году Марией Бирштейн и называлась «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы»3.

Однако групповые упражнения по выработке решения в условиях, имитирующих реальность, так и не получили широкого распространения в советских программах подготовки управленцев. Примерами такого типа игр являются организационно-деятельностные игры Г.П. Щедровицкого4 или упражнения по разработке политики (policy exercises), активно обсуждаемые известными зарубежными исследователями в области игр Ричардом Дьюком и Яном Клабберсом5. Гораздо более популярными стали ролевые игры, задачей которых является демонстрация типовых профессиональных ситуаций либо модели поведения на определенном рабочем месте.



Имитация. Идея использования имитационных моделей в процессе обучения была впервые реализована в сфере военной подготовки в виде тренажеров для пилотов (flight simulator), и именно оттуда она перекочевала в бизнес-образование. Первые управленческие компьютерные модели появились у RAND Corporation в 1955 году и в университете Carnegie Mellon (Питсбург, США) в 1958 году.

В основе имитационных методов обучения лежит модель, построенная на основании норм и правил реальной практической деятельности. Ученик, обучаемый при помощи имитационных моделей, имеет возможность освоить профессиональные процедуры и инструменты работы, а также сформировать представление о целостном устройстве сферы деятельности. В российской практике этот метод часто называют «симуляцией», «симулятором», встречается также термин «имитационная игра».

Проект. Один из наиболее эффективных методов обучения. Суть проектного метода заключается в том, что ученик встраивается в систему коллективных работ, направленных на решение реальной проектной задачи. Выполняя проектные, аналитические и другие работы, учащийся получает возможность освоить способ выполнения соответствующих работ. Групповая форма организации учебных работ вынуждает участников размышлять над формами организации совместной деятельности и налаживать рабочую коммуникацию, предоставляя им, таким образом, возможность научиться действовать в команде. Формы обучения на базе проектного подхода наиболее эффективны для подготовки управленцев, способных обеспечить процессы реформирования и развития.

Важно отметить, что для повышения эффективности процесса обучения и обогащения образовательной среды разработчики современных образовательных технологий и модулей используют одновременно несколько методов обучения.

Основываясь на этих подходах, учитывая современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий и обсуждая инновации, использование которых позволит повысить эффективность образовательных программ, можно предположить, какие элементы должна включать «инновационная образовательная технология». Такая технология должна характеризоваться комплексом из трех взаимосвязанных составляющих: собственно современного (актуального) содержания, которое передается обучаемым; активных методов обучения и соответствующих систем оценки и мониторинга образовательных результатов в процессе обучения, а также наличия современной инфраструктуры (средств) для обеспечения процесса обучения. Часто под инновационными образовательными технологиями понимаются не новые методы обучения, а исключительно более активное применение информационных и коммуникационных технологий (Интернет, мультимедиа, передача видеосигнала, телеконференции и прочее). Такое понимание можно признать довольно узким, и оно не дает достаточных возможностей для повышения качества образования.

Таким образом, инновационная образовательная технология подразумевает:



  • современное содержание, которое передается обучающимся и предполагает не предметные знания, а компетенции, адекватные современной жизненной практике в целом и деловой практике в частности;

  • содержание должно быть хорошо структурированным и «упакованным» в виде мультимедийных учебных материалов для передачи с помощью современных средств коммуникации;

  • современные методы обучения — это активные методы обучения, предполагающие акцент на взаимодействие обучающихся и их вовлечение в учебный процесс, а не на пассивное восприятие материала;

  • современная инфраструктура (технические средства) для проведения обучения включает информационную и коммуникационную инфраструктуру, которая, помимо всего прочего, должна позволять эффективно использовать дистанционные формы обучения.




  1. Где возникают технологические инновации при подготовке менеджеров

В бизнес-образовании, как одной из наиболее практико-ориентированных областей образования, подобные идеи используются достаточно давно. Если говорить о конкретных и наиболее заметных «технологических» инновациях, актуальных для бизнес-образования, — то это метод разбора конкретных ситуаций, или метод кейс-стади (case study method), метод бизнес-симуляций (business simulations) и метод обучения через проекты (project-based method).

В настоящее время можно выделить несколько разных «провайдеров» программ подготовки управленческих кадров, которые в поисках более высокой эффективности обучения и для достижения лучших образовательных результатов (learning outcomes) разрабатывают и внедряют подобные инновации для обучения менеджеров. Кроме некоторых бизнес-школ, это также профессиональные ассоциации, специализированные тренинговые компании и корпоративные университеты.

Традиционно наиболее активными потребителями и производителями новых образовательных технологий являются бизнес-школы. В частности, речь идет о методе разбора конкретных ситуаций, который, несмотря на свою более чем столетнюю историю за рубежом, в России пока не получил достаточного распространения в школах бизнеса, за исключением ряда столичных школ.

В России «кейсами» часто называются тексты, которые в соответствии с классическим гарвардским пониманием таковыми не являются. Крайне мало сегодня и качественных отечественных кейсов, описывающих ситуации, характерные для российских компаний и отраслей. И, конечно же, «кейсовых» школ, в которых учебный процесс практически полностью строится на разборе конкретных ситуаций (бывает, слушатели разбирают не одну сотню кейсов за время обучения на программе MBA), таких как американская Harvard Business School или канадская Richard Ivey School, в России пока нет.

Не очень активно практикуется разработка студентами прикладных групповых проектов по конкретной компании или отрасли в рамках MBA-программы (не считая так называемых дипломных проектов, которые всегда выполняются индивидами). Проект, над которым группа студентов работает с конкретной компанией и конечной задачей которого является детальный анализ ситуации и разработка рекомендаций с их последующей презентацией и обсуждением с топ-менеджментом данной компании, пока является редкостью в учебном процессе отечественных бизнес-школ. Определенным аналогом такой формы является принятая в российском инженерном образовании форма курсовых проектов. Это одна из наиболее близких к реальной практике образовательных технологий, которая имеет большой потенциал и высокие образовательные результаты. Большинство ведущих школ бизнеса в последние полтора — два десятилетия используют эту форму как одну из основных. Проекты длятся от 1—2 месяцев до полугода в зависимости от программы. В частности, слушатели годовой программы MBA IMD, Швейцария, за время обучения успевают сделать два проекта: один предпринимательский, связанный с разработкой бизнес-плана, а второй — консалтинговый для компаний, которые уже ведут свою деятельность на рынке в течение определенного времени.

Одной из наиболее эффективных технологий обучения являются имитации управления бизнесом (компанией или банком). На сленге их часто называют бизнес-симуляциями — это калька с английского термина business simulations. В современной России под этой формой понимается много различных методик: ролевые игры (role play), настольные игры (board games), деловые игры, а также компьютерные имитации или симуляторы. В зарубежном бизнесобразовании эти разнообразные формы встречаются и как элементы курсов в бизнес-школах, и как самостоятельные «тренинги», предлагаемые соответствующими тренинговыми компаниями. Компьютерные имитации представляют собой «тренажеры для менеджеров», по аналогии с тренажерами, на которых осуществляют подготовку авиапилотов. Деятельность управленца не менее ответственна и сложна, и потому разумно предварительно пройти тренировку в условиях минимального риска.

В настоящее время в ряде ведущих зарубежных школ бизнеса бизнес-симуляции используются как курс, интегрирующий все дисциплины образовательной программы и позволяющий применить основные концепции в управлении виртуальной компанией, а также увидеть результат до начала их применения в реальной бизнес-практике.

В частности, в разных ведущих школах такие курсы длятся от 1—2 недель (как в Rotman School at the University of Western Ontario в Торонто, Канада, или в China-European International Business School в Шанхае, Китай) до 3 месяцев (как в Tepper Business School at Carnegie Mellon University в Питсбурге, США). В последней уже не одно десятилетие действует специальное структурное подразделение — Центр интерактивных симуляций (Center for Interactive Simulations), который отвечает за создание и внедрение таких методов в учебный процесс. В 2001 году Лаборатория методов обучения (Learning Lab) была создана и в Wharton Business School, США, — школе № 1 по рейтингу Financial Times. В ее создание было инвестировано более 10 млн долларов, и ожидается, что эта деятельность также поможет школе удержать лидерство на рынке бизнес-образования.

В ведущих бизнес-школах России и стран СНГ также имеются подобные структуры. В частности, в ведущей украинской бизнес-школе Международный институт менеджмента МИМ-Киев уже более 7 лет действует Центр инновационных технологий, отвечающий за работу четырех бизнес-симуляций в рамках различных дисциплин программ MBA и Executive Education. Для повышения эффективности образовательных программ и развития активных методов обучения в 2003 году в АНХ при Правительстве РФ было создано структурное подразделение, специализирующееся на исследованиях и проектных разработках в области технологий образования и на их внедрении в учебные программы, — Центр инновационных образовательных технологий. Недавно с целью расширения деятельности в этом направлении в Академии был создан Институт технологий образования, который насчитывает в своем портфеле уже более 10 бизнес-симуляций в разных сферах, а также банк кейсов и реализует ряд корпоративных программ для подготовки управленческих кадров, построенных на инновационных образовательных технологиях.




  1. Мировой рынок симуляторов — новые возможности

для российского образования
Симуляторы, которые часто называют имитациями, или имитационными играми, сегодня являются, пожалуй, одной из наиболее ярких инноваций в бизнес-образовании, своим существованием обязанной развитию компьютерных и информационных технологий, совершенствованию методологии анализа и моделирования бизнес-процессов, развитию педагогических технологий и образовательной практики.

Симулятор — это гибкая технология массовой подготовки менеджеров при сохранении стабильно высокого качества обучения, обеспечивающего развитие практичных и полезных для бизнеса компетенций, которые зачастую не способна обеспечить ни одна другая образовательная технология. Относительная дешевизна и массовость обеспечиваются за счет инфраструктурного принципа функционирования подобной технологии, позволяющей «подключать» к образовательному процессу большое количество участников при неизменных затратах. Гибкость обусловлена возможностью модульного и дистанционного проведения курсов на базе имитационных игр — в результате обучение происходит без отрыва от производства или в удобное для сотрудников компании время.

Метод бизнес-симуляций объединяет в себе преимущества различных образовательных методов, сглаживая их недостатки и ограничения. От кейс-стади имитации заимствуют многообразие типичных ситуаций из реальной бизнеспрактики, которые требуют анализа, обсуждения и принятия решений. Но в отличие от кейс-стади, в имитационных играх участники не только принимают решения, которые они считают правильными в конкретной ситуации, но и видят последствия принятых решений. В этом смысле бизнес-симулятор является своеобразным «кейсом с продолжением», который не только ставит проблему, но и демонстрирует результаты принятых решений, обеспечивает участникам обратную связь. У реальных проектов бизнес-симуляции заимствуют все, что связано с взаимодействием людей: отношения внутри команды, конкуренцию с реальными менеджерами, работу в условиях неопределенности, нехватки времени, ресурсов, информации. Как и в реальных проектах, в имитационных играх участники отрабатывают важнейшие личные и профессиональные компетенции: умение работать в команде, анализировать и прогнозировать действия конкурентов, предсказывать изменение внешних условий, способность эффективно выстраивать собственную работу, планировать время и т. д. Но в отличие от реальных проектов, участники имитационных игр имеют право на ошибку, поскольку она не приводит к фатальным последствиям — к разорению, увольнению, срыву реализации проекта и т. д. Наоборот, бизнес-симуляторы создают реалистичную, но при этом безрисковую среду для принятия решений и обучения на собственных ошибках.

Вышеуказанные возможности имитаций выводят эти образовательные технологии на передний край развития образовательных технологий. Несмотря на то, что имитации существуют в мире уже 50 лет, сегодня их возможности начинают переосмысливаться, а бизнес-симуляторы получают все большее распространение в образовательной практике ведущих образовательных учреждений мира. Российское образование сегодня также имеет прекрасный шанс взять на вооружение эту технологию. Такая возможность определяется сложившейся конъюнктурой на рынке бизнес-симуляторов.

Рынок бизнес-симуляций во всем мире, в том числе и в России, особенно динамично развивается в последние 15 лет. Импульсом к развитию образовательных имитаций (игр и тренажеров), с одной стороны, послужило бурное развитие компьютерных технологий, в частности Интернета, который стал массовым явлением в конце ХХ века. Рывок в ИТ-сфере открыл перед разработчиками имитаций новые перспективы и обеспечил возможность создания сложных компьютерных моделей, имитирующих деятельность реальных систем с высокой степенью точности.

С другой стороны, важным фактором развития имитационных технологий в образовании стал растущий спрос на квалифицированных сотрудников, обладающих практическими навыками и компетенциями. Использование образовательных технологий на базе имитаций позволяет не только в короткие сроки оснастить слушателей новейшими концепциями в различных областях знаний, но и сформировать у них техники и навыки, необходимые для работы в динамично меняющихся условиях внешней среды.

Несмотря на значительный рост предложения на рынке имитационных игр и тренажеров в последние годы, на данный момент во всем мире насчитывается не более 30 институциональных разработчиков имитационных игр и тренажеров, большая часть которых невелика по размерам и масштабам деятельности. Остальную долю составляют индивидуальные (частные) разработчики или небольшие команды из 2—5 человек.

Основными разработчиками имитаций сегодня являются представители профессорско-преподавательского состава (faculty) ведущих инновационных образовательных учреждений, а также «тренинговые» компании, занимающиеся подготовкой кадров для корпоративного сектора.

Результатом деятельности разработчиков являются имитационные игры/тренажеры, предназначенные для подготовки специалистов в различных сферах профессиональной деятельности: в маркетинге, финансах, операционном менеджменте, бухгалтерском учете, общем управлении компаниями и т. д. Данные имитации могут как иметь очень узкую направленность (например, готовить исключительно кредитных офицеров для коммерческих банков), так и отражать междисциплинарную специфику деятельности отдельных структур и субъектов экономической деятельности (например, тренировать навыки принятия решений в области управления всей компанией).

Такие имитации можно считать универсальными/стандартными бизнес-симуляторами (standard business simulations), так как они транслируют общие концепции (пусть часто и в очень узкой профессиональной сфере), формируют универсальные компетенции, применимые в различных организациях общей сферы деятельности.

Пользователями имитационных игр подобного типа являются, как правило, высшие учебные заведения, корпоративные заказчики программ переподготовки и повышения квалификации сотрудников, бизнес-школы, которые используют имитационные игры для развития универсальных компетенций и навыков участников учебного процесса: умения анализировать ситуацию, принимать решения, работать в команде и т. п. Кроме того, универсальные имитационные игры позволяют осваивать профессиональный язык той сферы деятельности, которую они имитируют.

Например, после курса по управлению активами и пассивами банка, проводимого на базе банковской имитационной игры, участники различают и умеют пользоваться профессиональными понятиями банковской среды (активы-пассивы, риск, кредитный портфель и прочее). После прохождения подобного курса они также осваивают и способны использовать в своей дальнейшей работе специфические финансовые инструменты банковского сектора, такие как свопы, инструменты хеджирование рисков, торговля облигациями и векселями и т. д.

Ряд профессиональных ассоциаций активно использует бизнес-симуляции на базе компьютерной модели. Осознавая потребность в практическом обучении банковских менеджеров, Американская банковская ассоциация (American Bankers Association), в состав которой входит Американский институт банковского дела (American Institute of Banking), отвечающий за стандарты подготовки банковских специалистов разных профилей, в середине 1970-х годов инициировала разработку компьютерной бизнес-симуляции по управлению активами и пассивами коммерческого банка. С конца 1970-х годов прошлого века подобная симуляция, которая обновляется и совершенствуется по мере необходимости, используется как ключевой элемент в рамках проводимой ежегодно подготовки в Высшей школе банковского дела «Стоньер» (Stonier Graduate School of Banking). С начала 1980-х годов подобные симуляции стали использоваться как заключительный, итоговый модуль и в пяти других ведущих высших школах банковского дела США. Ежегодная аудитория участников обучения в каждой из школ — это примерно 150—200 банковских менеджеров среднего и высшего звена, представителей средних по величине американских банков. Профессиональные ассоциации менеджеров ряда азиатских стран, таких как Индия, Сингапур, Малайзия, Гонконг, Макао, а также Австралии разработали и уже в течение 35 лет (с середины 1970-х годов) используют комплексную компьютерную бизнес-симуляцию деятельности компании как ежегодное соревнование по управлению между менеджерами (National Management Competitions) для распространения единых практик в управлении бизнесом.

С начала 1980-х в странах Европы стали появляться специализированные тренинговые компании, которые разрабатывают и проводят бизнес-симуляции, обучающие как общему менеджменту, так и различным конкретным бизнес-процессам и бизнес-функциям (финансы, маркетинг, управление проектами и т. д.). Из подобных компаний, которых можно в настоящее время назвать лидерами рынка, стоит отметить TATA Interactive Systems (Германия, бренд Topsim), BTS (Швеция), Megalearning (Бельгия), StratX (Франция), Management Simulations, Inc. (США) и другие. Услугами этих компаний довольно активно пользуются крупные мировые корпорации и банки для быстрого обучения и развития своего управленческого персонала.

Корпоративные университеты также не остаются в стороне и стараются активно использовать подобные формы обучения. Но бизнес-симуляции в корпоративных университетах часто имеют сильно выраженную отраслевую специфику, поскольку в университетах проводится подготовка сотрудников для работы в конкретной компании и в конкретной отрасли. Примерами могут служить корпоративные системы обучения телекоммуникационных компаний (например, использование имитации управления продажами на рынке мобильной связи) и компаний из сектора страхования (имитация работы компании на региональном страховом рынке). Нередко имитации используются компаниями в их корпоративных университетах, не только для подготовки менеджеров среднего и высшего звена, но и для других целей. Главное, что такого рода метод, при правильном использовании, позволяет решать задачу не только обучения, но и одновременно оценки (assessment) персонала и раскрытия управленческих талантов. Кроме того, в последние годы в мире даже проводятся крупные соревнования на базе компьютерных имитаций управления компанией, которые используются корпорациями не только для отбора и, наряду с этим, для обучения как кандидатов, так и собственных сотрудников, но также для мотивации своих менеджеров, для налаживания внутренней коммуникации в компании и для продвижения бренда компании на рынке труда. В России в 2006 году распущен первый подобный проект — Global Management Challenge6, история использования которого в других странах уже достигает 30 лет.

Все приведенные выше примеры применения имитаций относятся к универсальным, или стандартным, имитациям, основная задача которых — массовая (конвейерная) подготовка кадров для существующих функциональных или управленческих позиций в компаниях, некоммерческих организациях, а также в органах государственной власти.

Кроме производителей имитаций общего назначения, ориентирующихся на массовый спрос в области подготовки специалистов в определенных профессиональных сферах, существует группа разработчиков, создающих имитации для конкретных нужд учебных заведений и корпоративных структур. Эти игры, как правило, не предназначены для распространения на «открытом рынке» и представляют собой так называемые tailor-made simulations7 — имитации, разрабатываемые по специальному заказу конкретного клиента с учетом потребностей и специфики его деятельности.

В таких имитациях представлена не абстрактная организация, не компания «вообще», а конкретная компания, имеющая конкретную структуру и осуществляющая свою деятельность на конкретном рынке. Модель, заложенная в tailor-made simulation, — это «слепок» с реальной компании-заказчика, перенос реальных процессов и деятельности в особую имитационную и образовательную среду, позволяющую обучать сотрудников на своем материале или тестировать различные стратегии развития компании (в этом случае имитационная игра выполняет уже не только образовательную, но и прогностическую функцию).

Заказчиками подобного типа имитаций часто становятся компании, нацеленные на реструктуризацию собственной деятельности, уже находящиеся в процессе реформирования или в процессе разработки стратегии развития. С одной стороны, имитация, созданная с учетом специфики деятельности конкретной компании, может помочь ей выявить и устранить «узкие» и проблемные места в ее текущей деятельности и сконструировать модель будущей организации, протестировать в имитационном режиме ее эффективность и жизнеспособность.

С другой стороны — специально сконструированные имитации являются ответом на вызов, связанный с ускорением ротации людей, с частой сменой их специализации и места работы и с необходимостью их адаптации к работе на функциональной или управленческой позиции в конкретной компании.

Задачами tailor-made simulations, в зависимости от целей заказчика, в этом случае являются как подготовка сотрудников для функциональных и управленческих мест в организации будущего, так и повышение эффективности их деятельности в рамках уже существующей структуры (знакомство со спецификой работы, тренировка специализированных техник и навыков, полезных для работы именно в этой компании и именно на этом рынке).

Как правило, tailor-made simulations используются в качестве обеспечивающего/сопроводительного процесса в рамках процесса разработки стратегии развития организации, так как позволяют сформировать у участников имитационной игры (топ-менеджмента, среднего управленческого состава, специалистов) общее видение и понимание ситуации в компании, выработать общую стратегию ее развития.

Основной целевой аудиторией подобных имитационных игр являются уже действующие работники среднего и высшего управленческого звена компаний и некоммерческих организаций.

Если анализировать современные тенденции на рынке имитационных игр/тренажеров, то можно отметить две противоположные тенденции. Спрос и предложение в секторе tailor-made simulations растут в связи с увеличением бюджетов компаний-заказчиков на корпоративное обучение, с кризисом традиционных методов подготовки (в том числе тренингов) и с поиском новых более эффективных форм подготовки сотрудников своих компаний. Количество разрабатываемых tailor-made simulations ежегодно увеличивается на 150—200 игр.

В то же время сектор standard business simulations близок к своему насыщению. Крупнейшие операторы и разработчики имитационных игр за прошлые годы сформировали арсенал собственных универсальных имитаций, а большинство заказчиков либо уже осуществили все необходимые закупки, либо стремятся не к покупке программного обеспечения, а к заказу проведения курсов на базе имитаций силами разработчиков, без передачи программного обеспечения. Этот вариант является для заказчика более дешевым, гибким и не требует подготовки внутренних тренеров компании. Внутренний рынок крупнейших компаний — производителей имитационных игр из ЕС (Германия, Англия, Испания) и США близок к насыщению, и единственным вариантом расширения продаж остается экспансия на рынки развивающихся стран (Россия, Латинская Америка, Восточная Европа, Китай, Индия).

В условиях, когда рынок имитаций превращается из рынка продавца в рынок покупателей, который в разумных пределах может диктовать свои условия и цену западным разработчикам, у российских бизнес-школ и университетов появляется уникальный шанс: относительно быстро и с разумными издержками перенять ведущие западные технологии в сфере подготовки менеджеров. Внедрение имитационных игр в образовательный процесс позволит повысить его качество и обогатит его участников ценным опытом. Однако здесь есть свои особенности и подводные камни, на которых необходимо остановиться подробнее.




  1. Каталог: data -> 2010
    2010 -> Введение о чем эта книга
    2010 -> Психология гендерных отношений 19. 00. 05 социальная психология
    2010 -> В. Д. Шадриков 14 апреля 2000г. Номер государственной регистрации
    2010 -> Психология и педагогика
    2010 -> Программа дисциплины актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии для направления 030300 «Психология»
    2010 -> Программа дисциплины Философия и методология науки для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра
    2010 -> Программа дисциплины Психология для направления 080500. 62 «Менеджмент»
    2010 -> Александр Дмитриев По ту сторону «университетского вопроса»: правительственная политика и социальная жизнь российской высшей школы
    2010 -> Программа обновление гуманитарного образования в россии
    2010 -> Назад в будущее. "Послезавтра" в экономике


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница