Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка



Скачать 129,64 Kb.
страница1/11
Дата25.11.2021
Размер129,64 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Введение
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что проблема развития творческого воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи привлекает себе пристальное внимание специалистов в области педагогики психологии и дефектологии. Воображение - это самая важная составляющая в творческой деятельности ребенка, в случае если проблематичная ситуация характеризуется отсутствием знаний или же представлений. Этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка и его поведения в целом. Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка.

Дошкольное детство – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть полностью компенсирована впоследствии. Без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблемам развития речи. Но на сегодняшний день, несмотря на многочисленные опыты и работы специалистов, эта проблема остается нерешенной и многие дети дошкольного возраста нуждаются в логопедических занятиях, что говорит о необходимости и актуальности развития данной темы.

Развитие воображения у дошкольников происходит напрямую с усвоением речи. Через речь у ребенка формируются и остаются в памяти представления о предметах. Дошкольники, чье речевое развитие протекает с отклонениями от нормы, остаются с крайне скудными формами воображения. Это предоставляет право сделать заключение о том, что речь считается главнейшим инструментом воображения, наравне с мышлением. Наиболее продуктивным периодом для воображения считается старший дошкольный возраст (5-6 лет), так как напрямую на данном этапе развития активируется воссоздающее, а потом творческое воображение детей.

Проблема развития особенностей творческого воображения передана в работах: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, А Н. Леонтьева, Т.Г. Казаковой. Технология и условия развития творческого воображения представлены в работах: Т.С. Комаровой, Г.Г. Григорьевой, О.М. Дьяченко и др. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей навыков, способствует саморазвитию личности. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у детей различных возрастов, недостаточно разработаны. Эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании.

Дети с общим недоразвитием речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение материалов на занятиях, в творческой деятельности.

Ограниченность общения с взрослыми сверстниками лишает детей с нарушениями речи необходимого объема информации и знания приемов реконструкции имеющихся представлений. Поэтому процесс воображения в данном случае выполняет помимо отражательной еще и компенсаторную функцию. Однако в специальной литературе сравнительно мало данных об особенностях творческого воображения у детей с ОНР.

Именно по этой причине проблема изучения особенностей развития творческого воображения детей 5 лет с общим недоразвитием речи приобретает особую важность.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница