Учебно-методический комплекс по дисциплине «инновационные технологии обучения биологии»



страница1/4
Дата22.02.2016
Размер0,79 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


Кафедра общей биологии




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ»



Составитель: к.б.н., доцент


Михайлова В.А.

Заведующий кафедрой общей биологии:

д.б.н., профессор: /Д.Н. Карпов/

Стерлитамак 2008



ОГЛАВЛЕНИЕ

Критерии оценки знания студентов

2

Учебная программа

3

Введение

3

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

4

Объем дисциплины и виды учебной работы

5

Содержание дисциплины

5

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

7

– Средства обеспечения освоения дисциплины

7

– Материально-техническое обеспечение дисциплины

7

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

10

– вопросы к экзамену

11

Рабочая программа

13

Методические рекомендации для преподавателя

13

Методические указания для студентов

14

Содержание дисциплины (тематический план)

15

– Тематика лекций

15

– Тематика практических занятий

17

– Учебно-методическое обеспечение дисциплины

18

Материалы для проведения промежуточных и итоговых аттестаций

21

– Вопросы к зачету

21

– Вопросы к экзамену

22

Конспекты лекций

24

Критерии оценки знаний студентов

Экзаменационные оценки по дисциплинам с преобладанием теоретического обучения выставляются с учетом следующих требований (О контроле учебной работы и оценке знаний студентов на экзаменах Министерство высшего и среднего специального образования СССР ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО от 23 октября 1981 г. #231).

Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работе по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающих необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительной» выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



Введение

Основные теоретические положения и общие за­кономерности инновационной технологии обучения биологии раскрываются с учетом принципов обучения, установленных дидактикой и педа­гогической психологией. Вопросы лекционного курса представ­лены в разделе «Примерное тематическое планирование».

Настоящая программа составлена с учетом современного представления на проблемы биологии, педагогики и психологии. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 011600 – «Биология» (Москва, 1999).

Основной целью курса «Инновационные технологии обучения биологии» по специальности «Биология» является знакомство с современными педагогическими технологиями преподавания биологии в современной школе, гимназии, лицее. Данная программа предполагает ознакомление с методикой таких известных педагогов как Шаталов, Штейнберг В.Э. и др.
Воспитательные задачи

- воспитание мировоззрения;

- природоохранная функция – формирование бережного отношения к природе и окружающей среде в целом;

- экологическое воспитание т.е. экологизация населения, формирование экологической культуры;

- эстетическое воспитание – формирование эстетического восприятия действительности;

- этическое, нравственное, патриотическое и гражданское воспитание в процессе ознакомления с проблемами и задачами инновационной технологии обучения биологии.


Межпредметные связи
Курс «Инновационные технологии обучения биологии» связан со многими науками и дисциплинами. Данная дисциплина относится к разделу педагогических наук.

По очередности, с которыми тесно связана данная дисциплина первое место, несомненно, занимает Философия с ее общими законами и закономерностями развития природы и человеческого общества. Второе место среди всех наук занимают науки психолого-педагогического цикла в первую очередь дидактика. Этот раздел педагогики, изучающий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений учащихся. Дидактика в свою очередь опирается на теорию и практику методики, с другой – дает общие научные подходы к исследованиям в области методики, обеспечивая единство методологических принципов в исследовании процесса обучения. Формирование восприятий, представлений и развитие понятий, ценностных отношений должны осуществляться с учетом психологических особенностей учащихся. Кроме того, методика обучения тесно связана с биологическими науками – ботаникой, зоологией, анатомией, физиологией и гигиеной человека, животных; физиологией растений; цитологией, микробиологией, генетикой, биохимией и др. Курс «Инновационные технологии обучения биологии» также связана с географией, экологией, астрономией, почвоведением и др. науками.



Студент должен знать:

- Инновационные технологии обучения биологии в современной школе;

- Проблемное обучение на уроках биологии;

- методику модернизации образовательных систем и процессов на основе инструментальной дидактики (Штейнберг В.Э, Шаталов и др.).



Студент должен уметь:

- разрабатывать перспективный и тематический план изуче­ния биологии в соответствии с требованиями инновационных технологий обучения биологии;

- составлять план и конспект инновационных уроков биологии;

- раз­рабатывать методику использования в учебном процессе проблем­ного, исследовательского и других подходов обучения биологии и пр.

для самостоятельной работы студентов в виде докладов, рефератов и семинаров.

Методические рекомендации преподавателю

Изучение курса «Инновационные технологии обучения биологии» проводится в 10 семестре 5 курса после изучения студентами основного курса «Теории и методики обучения биологии» на 3-4 курсах, а также прохождения студентами педагогической практики на 3-5 курсах. После изучения на «ТиМОБ» традиционной методики преподавания биологии в школе, гимназии и лицее необходимо студентов ознакомить с нетрадиционной методикой преподавания биологии, к которой относятся различные инновационные технологии. Лекционный курс рассчитан на 14 часов, семинарских занятий 6 часов, что в сумме составляет 20 часов.

Как видно из тематического плана в лекционном курсе предлагается изучать следующие разделы: Структура и содержание современного биологического образования (2 часа); Базовый уровень биологического образования (2 часа); Инновационные технологии обучения биологии в современной школе (4 часа); Проблемное обучение на уроках биологии (2 часа); Модернизация образовательных систем и процессов на основе инструментальной дидактики (Штейнберг В.Э) (2 часа); Инновационные технологии обучения биологии в современной школе (Шаталов) (2 часа). На семинарские занятиях выносятся следующие темы: Проблемное обучение на уроках биологии (2 часа), Модернизация образовательных систем и процессов на основе инструментальной дидактики (Штейнберг В.Э) (2 часа); Инновационные технологии обучения биологии в современной школе (Шаталов) (2 часа).

Для передачи информации от преподавателя студентам и наоборот на лекционных и семинарских занятиях рекомендуется использовать словесные методы (беседа, рассказ); методы наблюдения искусственных и натуральных наглядных пособий, в том числе технических средств – телевизор, цифровой фотоаппарат, кинокамеру, компьютер, мультимедийную установку и интерактивную доску. Предлагается также использовать и практические методы работы непосредственно на занятиях и при подготовке к занятиям.

Студентам предлагается 3 основных задания: 1. составить конспект урока общей биологии проблемного обучения и продемонстрировать его в аудитории; 2. Составить логико-смысловую модель по методике Штейнберга; 3. Подготовить сообщение на тему «Применение методики Шаталова на уроках биологии» и составить конспект урока с элементами методики Шаталова. Вниманию студентов предлагается также достаточно подробный список основной литературы, рекомендованной по предмету, а также список литературы по традиционной и инновационной методике преподавания биологии в школе, гимназии и лицее, имеющийся в наличии в библиотеке СГПА с шифром для экономии времени студентов.

По итогам работы проводится зачет. Для аттестации студента на зачете предъявляются следующие требования:



  1. Обязательное присутствие студента на всех занятиях,

  2. Подготовка к каждому семинарскому занятию и активное в них участие.

  3. Выполнение всех заданий (3-х), указанных выше.


Методические указания студентам

Изучение курса «Инновационные технологии обучения биологии» проводится в 10 семестре 5 курса после изучения студентами основного курса «Теории и методики обучения биологии» на 3-4 курсах, а также прохождения студентами педагогической практики 3-5 курса. После изучения на «ТиМОБ» традиционной методики преподавания биологии в школе, гимназии и лицее необходимо студентов ознакомить с нетрадиционной методикой преподавания биологии, к которой относятся различные инновационные технологии. Лекционный курс рассчитан на 14 часов, семинарских занятий 6 часов, что в сумме составляет 20 часов. Для студентов планируется 3 основных задания: 1. составить конспект урока общей биологии проблемного обучения и продемонстрировать его в аудитории; 2. Составить логико-смысловую модель по методике Штейнберга; 3. Подготовить сообщение на тему «Применение методики Шаталова на уроках биологии» и составить конспект урока с элементами методики Шаталова. Вниманию студентов предлагается также достаточно подробный список основной литературы, рекомендованной по предмету, а также список литературы по традиционной и инновационной методике преподавания биологии в школе, гимназии и лицее, имеющийся в наличии в библиотеке СГПА с шифром для экономии времени студентов.

По итогам работы проводится зачет. Приводятся также примерные темы самостоятельных работ, докладов и рефератов, состоящие из 25-ти заданий.

Для аттестации студента на зачете предъявляются следующие требования:



  1. Обязательное присутствие студента на всех занятиях,

  2. Подготовка к каждому семинарскому занятию и активное в них участие.

  3. Выполнение всех заданий (3-х), указанных выше.

Программа курса «Инновационные технологии обучения биологии» рассчитана на 20 аудиторных часа, из которых на лекции отводится 14 часов, на семинарские занятия 6 часов, на самостоятельную работу – 20 часов.

Перспективный план





Название темы

Лекции, ч

Семинарс,

ч.


Самост.

Всего

1

Структура и содержание современного биологического образования

2




2

4

3

Инновационные технологии обучения биологии в современной школе

4




4

8

4

Проблемное обучение на уроках биологии

2

2

4

8

5

Модернизация образовательных систем и процессов на основе инструментальной дидактики (Штейнберг В.Э)

2

2

4

8

6

Инновационные технологии обучения биологии в современной школе (Шаталов)

4

2

6

12




ИТОГО

14

6

20

40



Программа
Предмет и задачи инновационной технологии обучения биологии. Роль методики обучения биологии в определении учебно-вос­питательных задач, структуры и содержания школьного курса биологии, методов, организационных форм и материальной базы обучения биологии. Связь методики обучения биологии с фило­софией, психологией, педагогикой, физиологией человека и дру­гими биологическими науками.

Методы научного исследования в области инновационной технологии обучения биологии. Анализ теоретического наследия прошлого, изуче­ние и обобщение состояния обучения биологии в массовой шко­ле, передового опыта работы учителей, анализ школьной доку­ментации, педагогические наблюдения и педагогический экспе­римент. Обобщения и выводы по результатам исследования.

Инновационные методы обучения биологии. Проблема методов обучения.

Основные принципы содержания и структуры школьного курса биологии.

Наука и учебный предмет. Место биологии в учебных планах средних общеобразовательных учреждений. Введение в школу Го­сударственного стандарта биологического образования. Система разделов школьного курса биологии. Анализ программы и учеб­ников. Альтернативные программы и учебники. Учебные разделы программ как система главнейших мировоззренческих, биологи­ческих, политехнических, природоведческих и других понятий целостного курса биологии. Межпредметные и внутрипредмет­ные связи школьного курса биологии.

Методы обучения биологии при использовании инновационных технологий.

Понятия «метод обучения» и «методический прием обучения». Различные подходы к классификации методов обучения биоло­гии. Рассказ, беседа, школьная лекция как методы обучения био­логии. Методы самостоятельной работы учащихся: наблюдения, эксперимент, работа с учебником (книгой) и др. Использование активных методов обучения (дискуссии, ролевые и имитацион­ные игры и пр.). Принципы отбора методов обучения биологии. Использование наглядных средств обучения в процессе реализа­ции различных методов обучения.

Разнообразие методических приемов обучения и их функций. Развитие методов и методических приемов обучения биологии.

Проблемный, частично-поисковый, исследовательский под­ходы в обучении биологии. Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, Б.В. Всесвятский – методы обучения. Обучающая сторона, обучаемая сторона, источник знаний. Наблюдение, словесные методы и практические методы в преподавании биологии. Вариативность методов. Методические приемы как разновидности методов. Б.Е. Райков – попытка классифицировать методы. Бинарная номенклатура методов. Система методов обучения биологии. Классификация методов по источникам знаний.

Сенсорное восприятие окружающего мира. Визуальная (зрительная), аудиальная (слуховая) и кинетическая (моторная) система восприятия мира. Обработка информации визуалами, аудиалами и кинестеты. Связующее звено между обучающим и обучаемым – информация. Выделение 4 групп методов обучения – визуальные, аудиальные, кинестетические и полимодальные. Аудиальные методы – рассказ, беседа, объяснение и лекция. Визуальные методы передачи информации. Роль изображения. Демонстрация натуральных объектов и изобразительных пособий, работа со всеми видами печатной или письменной информации. Кинестетические методы обучения с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела. Полимодальные методы обучения – наглядные и все виды практических методов. Аудиовизуальные методы. Визуально-кинетические методы – выполнение графических и письменных работ. Аудиально-кинетические методы обучения детей. Приемы формирования навыка визуализации.

Технология коллективного обучения. Групповые и коллективные учебные занятия. Работа учащихся с карточками. Работа с партнерами в паре. Фронтальная эвристическая беседа. Выполнение тестового задания. Информация о выполнении домашнего задания.

Проблемное обучение, как один из видов развивающего обучения. Овладение учащихся новыми знаниями и способами действия. Схема проблемного обучения: постановка учителем проблемной задачи; осознание, решение проблемной задачи на основе постановки гипотезы и проверка применения знаний для решения проблемной задачи. Прогностические качества проблемного обучения. Частично-поисковый метод обучения биологии. Эвристическая беседа. Исследовательский метод обучения биологии. Поисковый метод.

Интерактивные методы обучения. Актуальность биологических знаний. Проблема утери интереса учащихся к биологическим знаниям. Мотивация биологического образования. Интерактивные методы, основанные на взаимодействии участников в процессе общения. Имитационные игры в СССР (конец 30-х годов), М.М. Бирштейн в США в 50-е годы. Особенности интерактивных методов обучения. Общение – важнейшая жизненная потребность человека. Создание возможности для диалога или полилога. Поэтапная социально-психологическая подготовка учебной группы. Имитационные игры как единственный апробированный метод коммуникации. Интерактивные методы обучения как система. Последовательность ступеней освоения интерактивных методов: Сенсорное восприятие. Навыки общения. Диалог-дискуссия, ролевая игра, имитационная игра, жизненная практика.

Развивающее обучение. Дидактическая система Л.В. Занкова. Современная технология развивающего обучения системы Л.В. Занкова: научность, ведущая роль теоретических знаний, высокий уровень посильной трудности обучения, участие школьников в организованной исследовательской поисковой деятельности. Систематичность обучения.

Технология проектного обучения. История введения в России проектного обучения – 20-е годы 19 века. Развитие творческих приемов обучения. Проектирование адаптивной образовательной среды ученика. Информационные поисковые проекты. Продуктивные проекты. Драматизационные. Практика-ориентированные. Проекты монопредметные, межпредметные, внепредметные. Моделирование учебных занятий в режиме проектного обучения: оргмомент, целепологание и мотивация, актуализация знаний и умений, первичное усвоение знаний, защита проекта, объем и глубина знаний по теме или предмету, педагогическая ориентация, ответы на вопросы, деловые и волевые качества докладчика. Критерии оценки проекта – отлично, хорошо, удовлетворительно.

Современные инновационные технологии обучения биологии.

Методы мультимедийного обучения биологии. Мультимедиа как множественность содержательных каналов информации (информационных сред). Особенности мультимедийных методов обучения. Использование словесных, демонстрационных, практических методов обучения. Комплексные методы обучения: мультимедийная лекция и мультимедийная практическая работа. Информационный путь, информационный канал. Положительные качества мультимедийного обучения. Мультимедийная экскурсия – создание визуальной реальности. Модернизация педагогических систем – практикум конструирования учебных логико-смысловых моделей.

Модернизация педагогических систем – практикум конструирования учебных логико-смысловых моделей (Штейнберг В.Э).

Методика Шаталова на уроках биологии.
Учебно-методическое обеспечение

Таблицы по курсу «Биология»

Таблицы по зоологии беспозвоночных

Различные Грегарины.

Цикл развития кокцидий рода.

Цикл развития малярийного плазмодий рода.

Поперечный срез ч/з тело гидры

Гидра

Медуза


Схема строения сифонофоры

Разрез ч/з стенку тело губки.

Схематический разрез кожи через стенку тела губки

Аксон. Сикон. Лейкон

Схема строения покровов.

Жизненный цикл свиного цепня.

Цикл развития лентеца широкого.

Схема строения кожно - мускульного мешка.

Строение круглого червя.

Мышечные клетки аскарид.

Вскрытая аскарида (самка).

Анатомия коловратки (По Ремане).

Динофилус.

Выделительная система полихет и ее связь с целомодуктами.

Размножение полихет.

Схема поперечного разреза многощетинкового червя.

Нефромиксии полихет.

Внутреннее строение полихет.

Нереис.

Внешнее строение нереиды.



Дождевой червь.

Поперечный разрез из средней части.

Параподия нереиды.

Метанефридии Nereis.

Схема сагиттального разреза половых сегментов ( IX - XV).

Внутреннее строение дождевого червя.

Поперечный разрез медицинской пиявки.

Схема развития целома у пиявок.

Анатомия медицинской пиявки.

Дафния.


Нервная система ракообразных.

Пищеварительная система речного рака.

Схема организации ракообразных.

Органы дыхания речного рака.

Конечности самца речного рака.

Схема строения конечности ракообразных.

Строение сложного глаза ракообразных.

Схема строения веслоногого рака.

Самец жаброногого.

Антенальная почка речного рака.

Ракушковый рачок.

Схема организации ракообразных.

Вскрытый речной рак (самка)

Схема строения примитивной конечности ракообразных

Ротовой аппарат пчелы

Колюще - сосущий ротовой аппарат комара.

Грызущий ротовой аппарат таракана.

Личинки насекомых с полным превращением.

Тип куколок у насекомых.


Каталог: data -> partner
partner -> Пути и средства повышения эффективности урока как формы учебной деятельности
partner -> Урок конструирование активного взаимодействия
partner -> Марина Ермолаева у колыбели родительства психология пренатального
partner -> Инновационный дидактический инструментарий освоения содержания музыкального произведения в проектной деятельности педагога-музыканта Карманова Марина
partner -> 12 (66) 2008 научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика
partner -> Внедрение многомерной дидактической технологии в рамках концепции устойчивого развития Е. В. Прокопик, директор гуо «Гимназия №1 имени К. Калиновского г. Свислочь»
partner -> Использование новых педагогических технологий на уроках литературы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница