Выступление на заседании творческой группы учителей математики Работа над проектами на уроках математики



Скачать 55,78 Kb.
Дата20.04.2016
Размер55,78 Kb.
Выступление на заседании творческой группы учителей математики

Работа над проектами на уроках математики

Изучение математики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, если не сказать трудностей развития школь­ного образования в нашей стране. Как отмечается в ряде статей, приходится говорить даже о кризисе математического образования. Причины его видятся, в первую очередь, в следующем:



  • в сокращении количества уроков математики в школе;

  • в оторванности содержания математического образования от жизни (особенно в массовых школах);

- в малом воздействии на чувства и эмоции учащихся.
Позволю себе привести высказывания ученых разных времен и народов без подробных комментариев.

Цель знания - не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области, которую когда-то изучал. (А. Н. Теренин.)

Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат... Функции школы не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление. (М. Планк.)

Если бы преподавание наук в школе носило более гуманитарный характер, школьное образование могло бы стать основой любой деятельности. Воспитание новых людей, у которых современная научная культура сочеталась бы с культурой классической, привело бы к новому скачку в разви­тии современной цивилизации. (А. Раби.)

Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению. (Н. А. Умов.)

Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей, то ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь. (А. Эйнштейн.)

Наука захватывает нас только тогда, когда, заинтересовавшись жиз­нью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития их открытий. (Дж. К. Максвелл.)

От учителя зависит многое.

Знания учителей должны представлять собой не что-либо готовое и раз навсегда усвоенное, а постоянно развивающийся процесс, в котором педагогическая работа должна сочетаться с научной. (И. А. Умов.)

Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он де­лает сам. (Ф. Нейман.)

Еде ученье не клеится - а это бывает со всеми предметами - там глав­ная вина падает на учителя. Успехи учащихся - лучшее мерило для дос­тоинств учителя. (А. Эйнштейн.)

Собрав воедино основные положения, отмеченные в этих уди­вительно глубоких и современных по смыслу высказываниях, кратко выделим самое главное:


  • роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом общем смысле;

  • знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к ре­альной жизни и повседневной практике;

  • изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от про­цесса познания;

  • преподавание наук в школе, в том числе и математики, долж­но носить более гуманитарный характер;

  • обучение математике в школе (и особенно в лицее) должны осуществлять учителя, желающие и умеющие проводить педагоги­ческие исследования, тактично и незаметно для учащихся органи­зующие и реализующие процесс познания и воспитания. Метод проектов, методика сотрудничества при организации работы уча­щихся в значительной мере соответствуют только что обозначен­ным положениям.

Анализируя этапы подготовки и проведения уроков, их итоги, результаты анкетирования учащихся, можно сделать следующие выводы.

1. Реализация метода проектов, методики сотрудничества весь­ма перспективны при изучении математики; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.

2. В процессе подготовки и проведения подобных уроков у
учителя появляется возможность формирования у учащихся:


  • новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга;

  • новых личностных качеств.

3. Метод проектов может использоваться в учебном процессе
для решения различных небольших проблемных задач, и тогда
можно организовывать мини-проекты достаточно часто, приучая
учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках урока).

Примеры краткосрочных проектов (в рамках изучения программ­ного материала):

Координаты точки и координаты вектора.

Расстояние от точки до плоскости.

Угол между прямой и плоскостью.

Правильная пирамида.

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

Также этот метод применяется для решения крупных задач, сложных для понимания вопросов. Тогда используются достаточно крупные проекты (макропроекты), занимающие несколько уроков (или на занятиях кружка, факультатива) и достаточно серьезную самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность во внеурочное время.

Примеры среднесрочных проектов:


  • Решение уравнений 2-й, 3-й, 4-й степеней по формуле.

  • Односторонние пределы.

  • Как Архимед измерял объём шара?

  • Непрерывность функции.

4. Организация и проведение макропроектов (долгосрочных)
требует обоснованного и разумного подхода с учетом всех ранее
выявленных замечаний. Такие проекты и, соответственно, уроки не
могут проводиться слишком часто, превращаясь в нечто повседневное, - они должны являть собой праздник знаний, определенные вехи в изучении такой интересной и замечательной науки, какой является математика.

Примеры, долгосрочных проектов (по материалам научно-практических исследований).

Лента Мёбиуса и её свойства

В своей работе учащиеся рассмотрели ленту Мёбиуса как топологи­ческий объект (развёртывающуюся поверхность), изложили доказательст­ва основных теорем топологии необходимых для осмысления свойств ленты Мёбиуса и проанализировали проникновение её свойств в различ­ные разделы математики (односторонность, непрерывность, связность, ориентированность, «хроматический номер»). Приведены конкретные примеры и предложены авторские гипотезы нестандартного применения листа и ленты Мёбиуса в науке, технике, быту и при изучении свойств Вселенной.

Элементарная теория управления запасами

В проекте автор обращается к прикладным разделам математики -экономике и статистическим расчётам, которые очень актуальны в практическом применении математических знаний и в настоящее время вызы­вают интерес у школьников.

«Золотое сечение» и его применение в архитектуре

Цели: изучить теоретический материал по теме «Золотое сечение, золотая пропорция и связанные с ней отношения»; рассмотреть его при­менение в Древней Греции; указать наиболее известные здания, построенные по законам «золотого сечения», и их значение в культурной жизни.

Построение комплексных множеств на плоскости.

Графическое решение систем уравнений и неравенств с параметром в комплексных числах Результатом работы над проектом стало создание качественного ме­тодического пособия для желающих самостоятельно овладеть теоретиче­скими знаниями в данной области, содержащее помимо основного теоре­тического материала с авторскими примерами тест для самоконтроля, ко­торый позволит оценить степень усвоения изученного.



Теорема Пифагора вне школьной программы

B процессе работы над проектом создано пособие с качественным электронным приложением, которое может быть использовано на круж­ковых занятиях, предпрофильных курсах и для самообразования учащи­мися 8-9 классов.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdoc.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница